Константин Арбенин – «Забудьте слово…»

Скажу сразу: ЗИМОВЬЕ — одна из наиболее любимых мною групп. Это я к тому, что данное творение лидера этой группы, видимо, и предназначено для таких влюбленно-восторженных поклонников. Людям же, недавно познакомившимся со стихами и композициями этого представителя мэйнстрима, “Забудьте Слово…” может придтись не по душе. Действительно, что это за самодеятельность такая?! Стихи, песни, фрагменты поэмы в одном флаконе, да еще щедро снабженные комментариями автора… Если честно, то я и сама поначалу была очень удивлена.

“Забудьте Слово…” записан в Зале лектория ленинградского зоопарка в ноябре 1998 года на творческом вечере Арбенина и представляет малоизвестную сторону столь многогранной личности. Что это такое — я не знаю. Альбом — не альбом… Наверное, нет, так как единая концепция, идея, отсутствует, нет единого стержня, к которому бы все крепилось. На внутренней стороне вкладыша к кассете написано: “Стихи, песни, комментарии в исполнении автора”. Это и примем за основу.

Вообще, все странно. Сижу, грызу ручку и не знаю, что сказать. Не привычно и не обычно. Я боюсь, что многие, купившие эту запись, после первого же прослушивания отложат ее на полочку, где она покроется толстым слоем пыли. А вспоминать будут лишь про Пушкина с хвостом. Трудно поймать то настроение, когда “Забудьте Слово…” будет близко: слишком серьезной быть нельзя и слишком веселой, а уж тем более — равнодушной. Не знаешь, с какого бока подойти к этому творению, как слушать.

Песен всего три, и начинается кассета с грустной песни “Сомнамбула”, похожей на название как по звучанию, так и по содержанию. В середине будет веселая песня “Забудьте Слово Любовь” — бесспорная удача, — суперакустический вариант которой не требует никаких дополнений и украшений, он самодостаточен и самобытен. “Человек-оркестр без единого инструмента”. А потом будет колыбельная песня “Фредди”. (Хочешь получить заикание? — Спроси меня, как!)

Стихов много, на любой вкус, невольно приходит на ум: “Пушкин всякий, Пушкин разный…” Каждое из них замечательно по-своему. Но особо хотелось бы отметить “Я неслышно закрываю дверь…” и “Грусти и пой…” С трудом верится, что писать можно ТАК. Это что-то из серебряных годов нашего века, и не тупое подражание, не эпигонство, — а стихотворения, написанные в лучших традициях того времени, это определенная школа, если хотите — воспитание. Трогательны “Письма иерусалимскому другу”, актуально окончание, особенно в свете подорожавших телефонных переговоров. Прекрасна интерпретация старинной темы: прогулки Бога по земле в образе нищего, отображенной в “Железнодорожной мистерии”. В “Пушкинских чтениях”, кроме “Мистерии на Невском” (как же много мистерий!), лидер З.ЗВЕРЕЙ прочел 13 творений из 20 представленных в вышедшей недавно книге “Пушкин Мой”. Конечно, с трудом воспринимается вот такое отношение к Александру Сергеевичу. Но на мой взгляд, Константин Юрьевич не перешел грань между истинным, но вольным, и ернически-панибратским. Близки к этому строки:

“… И он ценил его безмерно,
И хоть не пил с ним брудершафтов,
Но позволял себе слегка…”

Ценность этой записи прежде всего в том, что она живая, полностью сохранен уют зала лектория. Единственное, что утомляет, — так это чересчур подробные пояснения к стихам и песням, хотя без них многое осталось бы неясным.

К. Терина (С-Пб).


Обсуждение