РАДА И ТЕРНОВНИК

Рада / Фото. Д. Иванишена
Рада / Фото. Д. Иванишена

Live at the “Ракурс» radio’97

Хороший звук на радио “Ракурс»! Почти как студийная запись; жаль только, что реплики Рады между песнями звучат как бы в пустоту, не встречая живой реакции зала, поэтому несколько абстрактны и холодны. Чего не скажешь о песнях — они как раз очень «лив», ударные, запоминающиеся (особенно «Печальные Ангелы» и “самая оптимистичная и бравурная, — цитирую Раду — вещь» — «Похороны»), довольно небольшие, на 4 минуты в среднем (то ли специально подобраны для концерта в радиоэфире, то ли у Рады сменилась программа; второе вероятнее, потому что на других, уже  «настоящих» концертных записях 97 года поется примерно это же), легких для восприятия. Но не простые — Рада любит аллегории и мифологемы, умеет причудливо смешивать земное с неземным, быт с небытием: ангелы у нее пьют кагор, души сидят на песчаном бережке, сложив, как школьницы, руки на коленях, да и семь старушек из Земли Обетованной чем-то напоминают нищенок в переходах метро; но на то и городской фолк, чтоб с легкой усмешкой литератора тасовать колоду образов (многие ли знают, что Рада начинала как журналистка, не как певица?), раскладывать красивые и провидческие пасьянсы. Слово «фолк» возникает не случайно — песни по построению и многим интонациям фольклорны, и простота мелодий делает их доступными широкой аудитории — другое дело, что изысканное инструментальное обрамление (ТЕРНОВНИК — действительно отличная группа!) превращает их в нечто большее, чем городские ритм-н-блюзы, сообщает им то артовый, то джазовый привкус. Голос же просто превосходен и бесконечно разнообразен — от ритмичного речитатива в запредельные выси («Нас Сторожат»), от экстатических выкриков-заклинаний («Похороны») до нежной мягкости и легких виньеток («Долги», “Серый Кадиллак”)…

Зовите Раду в Питер! Концерты её здесь просто обязаны состояться — и стать событием незаурядным.

М. М. Нокс

 

«Печальные Звуки»

Назван это произведение «альбомом» — даже прибавив ничего, к сущности, не объясняющее слово «концептуальный» — значит, сказать недопустимо мало. Это именно Произведение — вне рамок и жанров, хотя кто-нибудь, вероятно, захочет употребить еще одно слою — «психоделия», но и оно окажется, при своей многозначительности, малО и узкО. Мне бы хотелось сказать — Поэма. Многочастевая, многожанровая, непостижимо сложная и обезоруживающе простая, очень Женская — и заглавная буква тут проставлена в пику всем сексистам, заранее считающим все создаваемое женщинами в искусстве чем-то суетным и малозначащим. Рада (в блестящем сопровождении Терновника, идеально расставляющего музыкальные акценты) и ее «Печальные Звуки» — это Женщина, поющая о Любви (тоже с заглавной буквы — таковы масштабы), Женщина мудрая и гневная, печальная и страдающая, любящая и прощающая, мечтательная и благословляющая. Трудно представить реальный объект столь всеобъемлющего чувства (хотя, может быть, он и есть — но это не наше с вами дело), скорее, это — о Любви вообще, такой, какова она в душе и сердце большого художника, которому недостаточно просто чувствовать, но надо выразить это подвластными ему художественным средствами. Эта Любовь обжигает даже на расстоянии, какою же вблизи? Порою — непереносимо-интимные, порою — печально-убаюкивающие, порою — колдовски-завораживающие, части этой поэмы до обидного малы, что успеть понять — но вмещают в себя достаточно, чтоб почувствовать. Сорок пять минут заполнены до предела, больше ничего не прибавить. Женщина и Любовь. Эти все сказано.

Потрясающе цельное и мудрое произведение после неровной и местами невнятной «Графики», раскованное и уверенное владение голосом, даже недостатки дикции тут не мешают — все хорошо, все, как надо. Психоделия — жанр все же бездонный. Но хотелось бы, чтобы Рада попробовала себя и в ином: в чистой этнике, в трип-хопе, результат может оказаться неожиданным и интересным. Пока же — достаточно и того, что есть.

Е. Борисова.


Обсуждение