«А КРЕСТИНЫ ТАМ, ИЛЬ ПОМИНКИ…»

Эх, господа! Что творится в бывшем стольном граде рока Питере… Гнило, слякотно, неуютно… Нет, это не на улице. На улице-то мороз в полный рост. Мороз на улице, мороз по коже — будто поминки по русскому року справляем. Хотя… Может, я несколько и перестарался, нарисовав уж больно мрачноватую иллюстрацию к проходившему в конце декабря, прямо перед Новым годом (любят у нас побольше новогодне-рождественских мероприятий втиснуть в параллель и по аналогии с детскими елками), трехдневному фестивалю «Рок-рождество в Балтийском доме» или «АКВАРИУМ представляет».

Если отталкиваться от последнего наименования (более часто обыгрываемого прессой), то, в сущности, организация фестиваля по представлению новых, малоизвестных групп ко всеобщему вниманию — вещь хорошая и своевременная. Вопрос в том — ЧТО именно представлять? По логике, ответ на это и должен был дать фестиваль. Но ответ этот показался несколько странным…

Да, о чем говорить — время идет, жизнь меняется. Еще совсем недавно (десяти лет даже не прошло), ломая все преграды, рок, мощной волной накрыв российские (и не только — это если учитывать нынешнюю политическо-географическую расчлененку) города и веси, рванулся в поднебесья, да и … И-эх, если б сорвался — круче было бы. А так — рвануть-то рванул, вихрем вскружил головы, прокатился по стадионам, захватив с собой большую часть (хотя и не всю) наиболее достойных на золоченые пьедесталы, оставил за собой толстый слой осевшей пыли… Об этом говорить вообще-то уже (или еще) не стоит — не везде их вина, не во всем наша. К тому же, дела обстоят не так уж плачевно — кое-кто пока еще не дошел до состояния «дохлого льва». Впрочем, и не без этого. Другие же успели уйти в небытийное состояние или перешли на теневую сторону… Что-то к лучшему, что-то к худшему — дело не в этом. Нет смысла плакаться (не такую уж великую смысловую нагрузку несет на себе это излюбленное, а в последнее время подчас и модное занятие). «Того, что нет, уже не вернешь…» Рухнула рок-клубовская сказка. Выгорел лес, остались лишь деревья-исполины, спрятанный по болотам и оврагам вечнозеленый кустарник да обуглившиеся пеньки. Но проходит время, и на пеньках появляется молодая поросль. Вопрос в том, наступило ли это время.
На этом стоит закончить все это лирическое отступление — кому нужен прошлогодний снег, даже если он выпадет завтра? Так что лучше перейдем ближе к теме. Загадка трансформировалась в задачу. Задача — в этакие задачки-упражнения из детского учебника. И если взять за аксиому, что время уже наступило (на нас?!..), то при доказательстве от обратного теорема примет тот вид, чье реальное рок-воплощение мы и наблюдали в последние дни уходящего года.

Итак, что же мы имеем в исходных данных. Структура фестиваля достаточно традиционна и во многом для наших дней оправдана — сборная солянка из молодых команд, как питерских, так и иногородних, плюс один из мэтров для привлечения публики. Неизвестно почему, но это не сработало. Публики было мало, из нее львиная доля заинтересованной — журналисты, музыканты, их друзья, друзья друзей и т.п. (так сказать, группы поддержки). Остальные пришли послушать своих кумиров. Их ждало в первые два дня разочарование — Шевчук пел мало и кисло, а Бутусов и вовсе не появился (по словам устроителей, по объективным причинам). К тому же, основная масса публики, видимо, была не очень хорошо осведомлена о составе участников (многие были уверены, что «Аквариум» — что и вытекает из названия фестиваля — будет выступать все три дня). В последний день, под занавес, так сказать, был собран полный зал. Сработало все-таки надо «побывать на Гребенщикове». Но если обозреть фестиваль в общем — явный недостаток в зрителях был налицо. То ли это просчеты устроителей, то ли новые атмосферные изменения — как знать — а может, интуитивно зритель почувствовал, что ему предстоят всевозможные некайфы и обломы.

Было время, когда «чуждое западное явление» только-только переползало границы. К тому периоду относятся робкое пение на английском с чисто рязанским произношением и первые переводы всемирно известных песен на язык, более понятный для своих соотечественников. И первыми победами были свои песни на русском языке — ведь, в конечном счете, если Слово в роке было неизначальным, то последнее место он никогда не занимало. И вот теперь такое ощущение, что мы возвращаемся в неки первобытные времена — фестиваль на 80% решил показать, что их рок сегодняшнего дня сугубо англоязычный. Так сказать — приехали… Откуда начали путь, туда и вернулись. Безрадостно это все, господа. Невесело. И хорошо бы вернулись. Тогда все было новым, и потому кайфовым. К тому же была радость начала приобщения — первые рок-причастия. А сейчас…

Да, о чем тут говорить — схема крайне проста. Модно — круто — престижно… Все группы в большинстве своем были отрекомендованные как бывалые в забугорном музыкальном мире. От того, судя по всему, и ориентация на малопонятный нашей аудитории, в силу явных общеобразовательных пробелов, английский язык проистекает из работы на западных слушателей, пренебрегая своим. Здесь есть и еще один секрет, почему многие так любят петь на английском ( в недалеком прошлом это было, как правило, свойственно лишь захудалой провинции и Украине с ее сложными языковыми проблемами) — дело в том, что, несмотря на красивые оправдания, у многих музыкантов текстовая сторона сильно подкачала. Так что, дабы не позориться, играют они «в Голландию», где при наличии родного языка все просто обожают петь исключительно по- английски. Кстати, если при определенных языковых способностях улавливать на лету плохой английский — можно также оценить столь сильно законспирированную политическую ценность (сразу предупреждаю, здесь речь идет далеко не о всех выступивших на фестивале группах и более всего касается наших земляков).
Посмотрел, послушал, погулял из зала в буфет и обратно. Грустно, господа, на все это глядеть, а сказать слово «лажа» — язык не поворачивается. Тем более Джордж (А.Гуницкий), один из устроителей фестиваля, буквально вытягивал каждый сейшен — без него, быть может, половина народа совсем бы скисла. А люди были явно не в восторге. И подумалось мне, неужели были выбраны лучшие из имеющихся у нас ныне в наличности.
Да быть такого не может — я лично знаю несколько приличных групп. Судя по всему, не всем суждено попадать в поле зрения организаторов мероприятий исторической значимости.
По сему, как видите, обломался я после двух фестивальных дней и третий проигнорировал. И после, когда мне говорили, что зря меня не было и как все было круто, я подумал — это даже к лучшему. Почему? Да потому, что у меня осталась хоть надежда на то, что не так уж плохи дела у питерского рока. И может, пока это были еще не поминки и даже не их генеральная репетиция.
Л.Одрин


Обсуждение