РОК-БУКВАРЬ (По энциклопедии журнала «Роллинг Стоун»).

А КАПЕЛЛА. Буквально — пение без музыкального сопровождения. Акапелльное пение являясь традиционной составной частью музыки стиля «госпел» (см. дальше), в ритм- энд-блюзе было в моде на восточном побережье США в 1954-66 годах…

ЭСИД-РОК. Музыка психоделической эры, при помощи которой пытались передать ощущения, возникающие у человека после приема «психоделических препаратов. Наиболее характерными представителями жанра являются ранние «Ппинк Флойд» и «Греитфул Дэд». Во второй половине 80-х термин возродился, как определение нового музыкального направления, американский вариант которого получил название «дип-хаус», а европейский — «эсид-рок».

АРАНЖИРОВКА. Установка, обычно, но не обязательно, выраженная в письменной
форме, определенной манеры исполнения данной мелодии в части темпа, звучания отдельных инструментов, сольных партий и т. п. Аранжировки, не выраженные в письменной форме, иногда называют «хэд- аранжировками».

АРТ-РОК. Этого термина не было в словаре рока до середины 60-х, пома не появились вещи Дилана и «Битлз» в стиле, близком «барокко» (см. дальше). Термин применяют обычно в отношении рок- форм, основывающихся на принципах, тем или иным образом заимствованных из европейской классической и авангардной музыки. Это подразумевает большую серьезность А-P, которая часто граничит с помпезностью и претенциозностью. Типичные представители стиля: «ЭЛП», «Кинг Кримсон», Брайан Ино, «Ван дер Грааф Генератор» и др.

БАЛЛАДА. Первоначально — старинная песня , рассказывающая какую-либо историю, с длинной чередой стихов и повторяющейся мелодией. Позднее — любая повествовательная песня. Сегодня в поп- и рок-музыке медленные и в среднем темпе композиции тоже называются «балладами», а неповсствовательные певцы от Франка Синатры до Билли Джойэла иногда называются «баллад и стами».

БАРОККО, (сложный, сильно аранжированный). Термин заимствован из классики, в которой период Б. продолжался с середины 17 до начала 18 века. Служит также для обозначения чересчур цветистых аранжировок.

БАРРЕЛХАУС. Грубое и не по правилам исполнение на ф-но, первоначально возникшее, очевидно, в Новом Орлеане.

БИТ. 1. Ритм; 2. Битники 50-х; 3. В английском слэнге — музыка групп из северных районов Англии, последователей «Битлз».

БЛЮ-БИТ. Вест-индийская поп-идиома, предшествующая «рэггей» (см. дальше). Такие звезды реггей, как «Туте» и «Мэйтлз» играли Б-Б в 60-х.

БЛЮГГАСС. Традиционная форма кантри-музыки (см. дальше). Б.-музыка струнной группы, в которой ведущим инструментом является банджо, скрипка или мандолина.

БЛЮЗ. Почти в каждом словаре Б. определяется как медленная, меланхолическая музыкальная экспрессия. Это крайне неточно и даже вводит в заблуждение. Б. — основная форма американской негритянской музыки. Место рождения Б. — южные штаты США, с/х районы. Начиная с 20-х Б. проник в город и превратился в чрезвычайно разнообразную форму, охватывающую диапазон от акустических кантри-блюзов Джона Херта, Миссисипи, до техасского варианта Б. с электрогитарой и духовой секцией («Ти-Боун Уокер»), и до ревущего электрического «чикагского» стиля, предложенного Мадди Уотерсом и Хоулин Вулфом. В эмоциональном плане Б. ближе эластичной и страстной стороне негритянской культура. нежели ее мрачным аспектам: Ни рок-н-ролл-, ни джаз немыслимы без Б. как основной составляющей.

БУГИ. Этот термин пришел в рок из джазовой формы «бугу-вуги», Благодаря таким исполнителям. как Джон Ли Хукер. Расслабленная, но заводная манера исполнения Хукера явилась, пожалуй, главной причиной появления десятков групп, играющих ухудшенные варианты блюза и ритм-энд- блюза. Глагол «буги» означает равномерное покачивание бедрами, стоя на месте.

БУГИ-ВУГИ. В джазе — музыка, исполняемая на 8 8. обычно на ф-но, когда левая рука играет бас, а правая импровизирует. Стиль родился в шом свете распространился с клубах и танцзалах и в Боль- выходом в 1928 году пластинки Пайна Топа «Буги-вуги Пайна Топа». После того как Пит Джонсон и Джо Тернер «открыли» его в конце 30-х Нью-Йорку, приобрел бешеную популярность Б-В был переложен на гитару после Второй мировой войны Альбертом Смитом, и даже адаптирован для кантри-музыки группой «Делмор Бразерз». Именно в этой форме и взят на вооружение рок-группами.

«БРИТИШ ИНВЭЙЖН» («Британское вторжение»), Период, начавшейся на американском континенте в 1964 году с прибытием в США «Битлз», и который знаменовался засильем британского рока в местных хит-парадах. Эри закончилась через два года, сменившись относительным затишьем в Британии и музыкальным пробуждением в США.
(Продолжение следует).


Обсуждение