Новые

Три тридцатилетних живописца из Ленинграда— Тимур Новиков, Олег Котельников и Андрей Медведев — принадлежат к поколению, которое господствовало в художественном подполье на протяжении восьмидесятых годов, привлекло к себе максимум внимания журналистов в период перестройки, а ныне утвердилось в амплуа классиков авангарда.
Группа, в которую входят эти художники — «Новые» — отвергла а начале десятилетия озабоченность старшего поколения «независимых» проблемами социальной адаптации, литературной насыщенностью картин, приобщенностью к мировой культуре XX века. Вместо этого гуру ленинградских трущоб Борис Кошелохов учил молодежь революционизировать собственное сознание, опьяняться стихией современного индустриального города, культивировать спонтанность творчества. «Все художники, но не все об этом догадываются». «Работать, работать и работать». «Пишем душу чем угодно, на чем угодно». Не то чтобы они отвергли все традиции вообще. Нет, просто их заочными учредителями стали дадаисты и Энди Уорхел, Малевич, Ларионов, Родченко, их духовными братьями — новые граффитисты и трансавангард.

«Новые» не только писали картины и создавали объекты. Они снимали фильмы и ставили спектакли, писали коллажную ноль-музыку и предавались свободным импровизациям, сотрудничали с рок-группами и музыкальным театром авангарда С. Курехина ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, запустили в действие мистический механизм мейл-арта, сочиняли критические тексты, прозу и стихи, превратив свою жизнь в глобальный хэппенинг. С легкой руки Б. Кошелохова они стали бродить по петербургским кварталам, ничуть не изменившимся со времен Достоевского, захватывать и расписывать от пола до потолка пустые, обреченные на разрушение дома. Их фрески погибали вместе с домами. Сохранились пока что лишь уникальные изображения, которыми покрыл стены своей квартиры Олег Котельников, пользующийся репутацией самого дикого, самого панковского живописца в Ленинграде. Он принадлежит к числу «проклятых художников», камикадзе, чья жизнь — такой же экспрессивный всплеск, как и искусство. Его картины разлетаются от него в разные стороны по таинственным траекториям. И лишь на закопченных стенах кухни расцветают грубоватые, но благородные картины: мадонна в зеленом плаще, злой монстр с бровями Брежнева, печальный олень, монументальная баба с пикассовским лицом. Однажды он сорвал со стены мещанский коврик с оленями и заставил их кричать на манер рок-н-роллеров «Е — е!». А однажды явился на солидную научную конференцию с фильмом, созданным путем процарапывания пленки и нанесения на нее разноцветных пятен и линий. Через несколько минут часть присутствующих покинула зап, а оставшаяся, погрузилась в состояние, близкое нирване. Вместе с другими «новыми» Котельников активно разрабатывает мифологию советского массового сознания, основные персонажи которой — космонавты и злобные диверсанты, врачи с окровавленными руками ( в этом образе сплетается психоделическая линия с воспоминаниями о сталинских «убийцах в белых халатах») и панк-музыканты, среди которых Котельников проводит большую часть времени. Сам он постоянно создает и разваливает какие-то группы, сочиняет жуткие баллады.

Соратник и друг детства Котельникова Тимур Новиков, на первый взгляд, полная его противоположность. Интеллигентный мальчик, учившийся рисованию в Эрмитаже, он уже в 18 лет проявил себя как крупный организатор радикального авангарда, умный, хитрый и проницательный. Именно он возглавил после эмиграции Кошелохова группу «Летопись» (предшественница «Новых»). Именно под руководством Тимура 2 июня 1978 года в Ленинграде прошла единственная успешная, то есть не разгромленная госбезопасностью в течение первых десяти минут, уличная выставка. В живописи он — тонкий лирик. Много лет работая над сериями городских пейзажей, шел в них от традиционно-петербургской ночной поэзии к зеленовато-туманным видам брандмауэров и каналов, от графического экспрессионизма к радостным видам города с птичьего полета. В последние годы он, преодолев стадию парадных портретов своих друзей из андеграунда, обратился к коллажам на ткани, чья мягкая и нежная фактура абсолютно соответствует характеру Тимура. После того как в Ленинграде был создан Свободный Университет, Тимур возглавил там кафедру живописи, и даже в его облике появилось что-то профессорское. Уже проходят выставки его учеников, многие из которых, к сожалению, не критически повторяют стилистику и иконографию «новых». Но этот профессор авангарда был семь лет назад инициатором самой дерзкой акции молодых художников — «ноль-объекта», когда Новиков и Иван Сотников экспонировали без разрешения официального выставочного комитета прямоугольное отверстие в стене. Страсти вокруг несуществующего произведения достигли такого накала, что старшие «независимые» запретили Тимуру появляться на выставке.

Андрею Медведеву чужды и ожесточенная экспрессии Котельникова, и организаторский пафос Новикова. Его искусство в чем-то сближается с пантеистическим мировоззрением другой известной группы младшего авангарда — «Митьки». Он не только изображает на холсте или на ткани трогательных кабанов среди заснеженных полей, но придает человеческий характер и обязательным в эстетике «новых» символам технической цивилизации, и идеологическим реалиям. Вместе с тем А. Медведев — один из постоянных авторов плакатов к концертам и фестивалям Ленинградского Рок-клуба, вышедшего из подполья еще в начале 80-х годов и до недавнего времени остававшегося эпицентром своеобразной рок-революции, сотрясавшей в середине десятилетия Советский Союз; что позволяло надеяться на более значительные сдвиги в массовом сознании, чем те, что произошли на самом деле. В ее рамках «новые» стали законодателями художественной моды, сделав паролем радикального авангарда восклицание «АССА!», в котором слились воедино сообщничество подполья, жажда успеха, желание эпатировать, приглашение в совместное веселое путешествие.

В мае 1986 года художники организовали массовое народное гуляние в Петропавловской крепости, в январе 1987 года повторили ноль-акцию и в том же году вдохновили режиссера С. Соловьева на создание боевика «АССА». Премьера этого фильма, сначала запрещенная, потом все же состоявшаяся, стала кульминационным пунктом в выходе «новых» к широкому зрителю. Одновременно «новые», удостоившиеся предсмертного привета Энди Уорхела, все шире и шире выходили на международную арену. Так, в этом году и Италия (где пройдут встречи и выставки «новых») сможет познакомиться с тремя представителями мощного авангардного движения, благодаря которым советский художественный ландшафт расцвел экзотическими цветами, а по стереотипам советского массового сознания были нанесены жестокие удары.

М. ТРОФИМЕНКОВ.


Обсуждение