КИНО

Начинало КИНО как дуэт двух людей с гитарами — Виктора Цоя и Алексея Рыбина. В 1979 году Рыбин играл в группе ПИЛИГРИМ вместе с барабанщиком О. Валинским и гитаристом А. Михайловым (ех-ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК). Цой же играл в группе ПАЛАТА № 6 на бас-гитаре.

Познакомились Рыбин с Цоем у Андрея «Свина» Панова в 1981 году. Они заключили творческое соглашение о сотрудничестве и вскоре начались репетиции песен, написанных Цоем. Первое название проекта было —
ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. Какое-то время в этот состав входил и О. Валинский, который поигрывал в то время в безымянной группе, где гитаристом был Юрий Каспарян.

В том же году состоялось знакомство Виктора и с Б. Гребенщиковым. Это было так.
На дне рождения АКВАРИУМА, отмечавшемся в какой-то кафешке, парень, которого привел с собой Свин,— а это был В. Цой,— спел песню «Мои друзья идут по жизни маршем». Гребенщикову страшно понравилось, и после второй встречи и более близкого знакомства Борис потащил Виктора и Алексея записываться.
Басистом был рекрутирован Михаил «Фан» Васильев из АКВАРИУМА, барабанщика не было, поэтому пришлось воспользоваться драм-машиной. Сам БГ играл на гитаре. Результатом стала запись под названием КИНО «45», так как в первоначальном варианте время звучания равнялось 45-ти минутам. Альбом
имел мощный успех по всей стране, а такие песни как «Время есть, а денег нет», «Электричка», «Белая гадость» и «Бездельник» стали суперхитами.

В апреле 1982 года состоялся электрический дебют КИНО, где на одной песне — «Когда-то ты был битником» — в качестве специального гостя-гитариста играл Майк Науменко. Затем КИНО тандемом, с подачи того же БГ, поехало в Москву и имело там крупный успех.

19 февраля 1983 года состоялось второе электрическое выступление КИНО — в Рок-клубе на 30-летии Севы Гаккеля. Кто играл в ритм-секции, сейчас не могут вспомнить даже участники группы. Примечательным является тот факт, что на сцене впервые появился Юрий Каспарян.
У Цоя с Рыбиным возникли некоторые разногласия, и вскоре Рыбин покинул группу. Он играл какое-то время акустику с Сергеем Рыженко, пытался создать собственную команду, от которой остались лишь отрывочные записи, после чего исчез с рок-сцены.

Цой же записал в студии А. Вишни альбом КИНО «46», где он играл в две гитары с Каспаряном.
Это были рабочие записи, не предназначенные для широкого распространения. Тем не менее они распространились.
К весне 1984 года Виктор наконец сформировал группу. Новым участником стал барабанщик Георгий «Густав» Гурьянов, а в качестве басиста на помощь пришел Александр Титов из АКВАРИУМА.
До Ленинградского Фестиваля 1984 года, в конце мая, КИНО выпустило альбом под названием «Начальник Камчатки». Альбом получился несколько, скажем так, нехарактерным для КИНО (ср.: «45», «46»). В основном благодаря обилию именитых музыкантов — состав КИНО плюс Гребенщиков,
Курехин, Губерман, Трощенков, Бутман — альбом вышел экспериментальным музыкально.

Что же касается текстов, то они были образней м сложней, чем на КИНО «45».
2 Фестиваль Лен. Рок-клуба. Потрясающий успех КИНО.
Из статьи А. Гуницкого «Расклад—84» («Рокси» № 8): «…Далеко не все фаны старого закала реагируют на КИНО всерьез, они, ворчливо сетуя на «испорченность нравов», считают «Троллейбус», «Транквилизатор», «Последнего Героя» и др.— «несерьезными заморочками зеленой молодежи». Что ж, пусть себе ворчат, их даже немного жаль, ведь время не за них… Многие особенности группы позволяют уловить близость КИНО к новейшим школам. Весь фокус заключется в том, что в данном случае «старые» и «новые» волны гармонично сливаются. Те, кто упрекает КИНО в примитивности — или находятся в плену возрастного снобизма, или не могут отличить примитивизм как стиль в искусстве от примитивности мыслей и средств. Нас же выступление КИНО приятно обрадовало свежестью, непосредственностью, настоящей импульсивной рок-энергетикой».
Сезон 84—85 гг. КИНО провело в концертной деятельности. Выступления были более или менее удачные, в зависимости от настроения Виктора. Были и претензии к концертам, которые в основном заключались в выпадах рок-журналистов по поводу игры на соло-гитаре Юрия Каспаряна.
На Фестивале’85 все ожидали примерно того же, что и на предыдущем. Но оказалось, что у КИНО еще много неиспользованных резервов. Виктор оставил гитару и удивил всех тем, что начал двигаться на сцене, причем на редкость пластично и грациозно (как ни смешно это слово). Группе было тяжело играть втроем, но зато это подчеркивало скупость звука.
Летом 1985 года вышел альбом «Это Не Любовь». По своему звуку он был совершенно не похож на предыдущие, равно как и на фестивальную программу. Возможности студии, в которой писался альбом, были весьма ограничены, так что о живых барабанах вопрос даже не стоял. Тем не менее стоит отметить блестящую работу оператора Алексея Вишни, который сумел придать компьютеру почти живой звук.

В этом альбоме появился «закрытый» подход Виктора к иронии, что стало причиной непонимания альбома у совсем молодых людей и неожиданным успехом у контингента слушателей возраста 25—26 лет (т.е. имеющих некоторый жизненный опыт). Из хитов следует упомянуть заглавную вещь «Уходи» и «Безъядерную Зону» (на эстонском радио в программе Н. Мейнерта в разгар застоя последняя была запрещена как… «пацифистская»).

Примечательно, что следующий LP «Ночь» был записан в студии Андрея Тропилло раньше, чем «Это Не Любовь». Однако АнТроп, по каким-то ему одному ведомым причинам, заморозил микширование «Ночи», и альбом удалось выпустить лишь в январе 1986 года; этим временем он и датируется. Из очевидных успехов надо отметить «Маму-анархию» и версию (очередную!) «Последнего Героя». Остальные, увы, нельзя считать творческой удачей.
По всей видимости, представления о звуке у группы и звукорежиссера разошлись. Тем более прискорбно, что именно этот альбом был выпущен на фирме «Мелодия», кстати, без уведомления об этом Виктора и группы (см. интервью В. Цоя, «ИВАНОВ» № 1).
Тем не менее альбом раскрывает определенную концепцию Виктора. «Ночь для меня — это особое время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Все предметы, ощущения, вещи, наконец, люди становятся другими.
Можно сказать, что ночь дает мне ощущение романтики (из интервью В. Цоя, «Рокси» № 10).
В группе произошла смена состава. На должность басиста был приглашен Игорь Тихомиров (ДЖУНГЛИ).
На барабанах вместе с Г. Гурьяновым стал подстукивать Сергей «Африка» Бугаев. Эпизодически появляется то второй басист, то второй гитарист, а один раз (на Фестивале 1986 г.) даже клавишник.
Программа Фестиваля!86 была очень мощной. Какое-то время запись с такими хитами как «Дальше действовать будем мы», «На улицах свет» etc. котировалась как бутлег.

Тем временем Виктор снимался в кино.
Многие считают, что его проход в финале «Ассы» есть самый главный эпизод картины. Как бы то ни было, это все-таки был лишь эпизод. Главную же свою кинороль Виктор сыграл в фильме «Игла» Рашида Нугманова, где была также использована музыка КИНО. Реакция на этот фильм была разная, но именно за исполнение этой роли
В. Цой был назван лучшим актером года.
И, наконец, грянула «Группа крови» — альбом, который вышел в 87-м году и по опросам многих официальных изданий стал альбомом года. Впрочем, по мнению неофициальных изданий — тоже.
Бесспорно, это — самая зрелая работа КИНО.

«…Альбом «Группа Крови» — философский цикл, в которой наряду с традиционной цоевской созерцательностью присутствует удивительная энергия. Он активен, напорист, и тема его — призыв к поступку. Решимость, которой полна большая часть песен альбома, я бы назвал волей к действию. (…) Мы все устали от слов, и мы хотим действовать, и мы говорим об этом, говорим там, где
«Мягкое кресло, клетчатый плед,
Не нажатый вовремя курок…»

Это не имеет отношения к Афганистану, не его травы избегает Цой и уж ясно, не афганская звезда зовет его в путь. Но есть «порядковый номер» в жизни, есть особая «группа крови», для которой движение — синоним свободы, дождь — антипод домашнего уюта, «теплого ласкового света».

«Теплое место.
Но улицы ждут отпечатков наших ног.
Звездная пыль на сапогах».

Альбом превосходен музыкально, качественно нов для КИНО. Если бы не нудная драм-машина, а живой барабанщик «к сему руку приложил» — стать бы ему совершенством…» («РИО», № 19).
Осенью того же года состоялся и первый выезд КИНО за кордон — на фестиваль в Данию. Выступление было удачным и на группу обратили внимание.
Сезон 88—89 был для КИНО пожалуй что одним из самых напряженных: многочисленные гастрольные поездки по стране и за рубежом (Франция, США, Япония), запись фонограммы для выпуска пластинки во Франции (диск под названием «Последний Герой» вышел в 1989 г. на фирме «Волья продакшн»). Примерно в это же время в Америке на фирме „Gold Castle“ появляется виниловый вариант «Группы Крови».
Продолжается работа над очередным альбомом — «Звезда По Имени Солнце». Он выходит в 1989 году.

«…Мне кажется, что Цой вышел на новый этап постижения. Жаль, если этого не заметят». (Из интервью БГ, «ИВАНОВ» № 2.) Альбом —так и случилось — наша рок-критика не то чтобы «не заметила», а как-то так прошла мимо него, отметив, но, по существу, не уделив ему сколько-нибудь серьезного внимания. В узком кругу рок-журналистов его в шутку окрестили «Звезда По Имени Группа Крови» — и на этом весь «разбор», рецензирование и закончилось.

На самом же деле эти два LP отличаются друг от друга принципиальным образом: и по концепции, и по мироощущению, и, наконец, просто по настроению. Примечательно, что, встретив довольно прохладный прием у специалистов, «Звезда…» нашла самый горячий отклик у слушателей; песни с этого альбома, такие как «Весь Мир Идет На Меня Войной», «Невеселая Песня Моя», сам титульный номер, «Печаль», «Пачка Сигарет», «Апрель» — мгновенно стали суперпопулярными и любимыми.

Ну а некоторые вторые и третьи смысловые пласты альбома, как это уже не раз бывало с цоевскими песнями, открываются нам, к сожалению, только сегодня.
Весна 90-го— Япония, снова США. Концерты по Сибири, Уралу, в Днепропетровске, Москве.
15 АВГУСТА 1990 ГОДА………..

КИНО «45» 1982
КИНО «46» 1983
«Начальник Камчатки» 1984
«Это Не Любовь» 1985
«Ночь» 1986
«Группа Крови» 1987
«Последний Герой» 1989
«Звезда По Имени Солнце» 1989

АПРЕЛЬ

Над Землей мороз, «его ям грояь — все в лед,
Лишь во сне моем поет капель.
А снег идет стеной, а снег идет весь день
А за той стеной стоит апрель.
А он придет и приведет за собой весну,
И рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в глаза его—
На нас из глаз его посмотрит тоска.
И откроются двери домов.
Да ты садись, а то в ногах правды нет.
И когда мы все посмотрим в глаза его,
То увидим в тех глазах солнца свет.
На теле ран не счесть, не легки шаги,
Лишь в груди горит звезда.
И умрет апрель, и родится вновь,
И придет уже навсегда.
А он придет и приведет за собой весну,
И рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в глаза его—
На нас из глаз его посмотрит тоска.
И откроются двери домов.
Да ты садись, а то в ногах правды нет.
И когда мы все посмотрим в глаза его,
То увидим в тех глазах солнца свет.
ВИКТОР ЦОЙ, 1989.


Обсуждение