ЮРИЙ ИЛЬЧЕНКО: ЕСТЬ НАДЕЖДА

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Юрий Владимирович Ильченко (род. 26.04. 1951 г.),
экс-участник групп МИФЫ (1969—1976) и МАШИНА ВРЕМЕНИ (1976—1977); основатель в 1978 году состава под названием ВОСКРЕСЕНЬЕ (не путать с московским ВОСКРЕСЕНЬЕМ — Ред-)»
давшего лишь несколько концертов, но тем не менее замеченного слушателем. Начав музицировать в 1966 году в рамках школьной группы РАДУГА,
Юрий к 1977-му создал целый ряд великолепных композиций:
«Островок», «Послушайте Певца», «Круг Чистой Воды», «Дождь»,
«Когда Мне Одиноко», «Мальчик-Мальчик» etc. В мемуарах Коли Васина «РУССКИЙ РОК НА КОСТЯХ» читаем:
«Юра расцвел сумасшедшим цветом: он резал глаз, а не бровь,—
Макаревич был помягче и послабее его. Песни Юры — нервные, одинокие и красивые — заставляли все внутри сжиматься.
Юра действительно страдал, когда пел их. Его глотка вопила, как у пойманного зверя…»
Затем наступил период творческого и личностного кризиса, окончание которого ознаменовалось выходом в свет альбома «Натуральный продукт» (1989), представлявшего собой компиляцию из его же хитов 70-х. На этом «всплытие» Ильченко не закончилось, и в июне 1990 года, сформировав аккомпанирующий состав и побывав с недельным туром в Германии, Юрий совершил окончательный come back в ряды солдат рок-н-ролла.
«ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: Rhythm’N’Blues From Leningrad» — под таким девизом прошли его выступления на Фестивале в Аленсбурге.
Предлагаемая вашему вниманию беседа состоялась непосредственно по возвращении Юрия Ильченко на земли Отечества.

Д. Сидсренков: — Дабы снять груз нынешних впечатлений, сначала — чисто информационный вопрос: где были, сколько и с кем играли?
Ю. Ильченко: — Жили мы в местечке под Гамбургом, которое называется Мольхаген. Это с одной стороны как бы деревня, но с другой стороны — это такое респектабельное место, в котором живут люди покруче, чем, например, в Гамбурге. Разместили нас там в трех виллах или коттеджах — как их там назвать? На машинах мы всяких ездили — очень таких классных. И играли на фестивале в Аленсбурге. К нам, когда мы жили в Мульхагене, приехал герр бургамайстер этого города, произнес речь; после чего я ему произнес ответную речь. Вообще там мы общались на английском, но к бургомистру я обращался по-русски через Сашку Титова, который знает язык лучше, чем я. После этого мы там пива выпили очень сильно много с бургомистром, хлопали друг друга по плечам и все такое прочее. Потом была встреча опять же с бургомистром в мэрии в Аленсбурге, и вот там мы играли. Это были не концерты: просто было закрыто для движения автомобилей несколько улиц, была расставлена тьма всяких лавок — все это светится,— очень хорошо. И мы просто играли на трейлере, стоя на платформе, а люди шли мимо, останавливаясь и слушая. Таких музыкантов было много: через сто метров играет какой-то джаз, еще через сто метров за углом какие-то мальчики на аккордеонах польки и марши наяривают. И т. д. В пятницу мы сыграли программу два раза подряд, начав в 12 часов дня, а в субботу мы сыграли ее в двенадцать и в пять.

Д. С. : — По каким критериям отбирались люди для вновь сформированного аккомпанирующего состава?
Ю. И. — Титова мне и отбирать было нечего, так как мы с ним и раньше играли в разных местах. Второго гитариста я тоже раньше имел в виду — это Виктор Щедрин, он в рок-музыке не играл, но на профессиональной сцене у него неплохая репутация. Он очень аккуратный человек и возложенные обязанности исполняет так, как надо. Марка Бомштейна, клавишника, представлять не надо — он из группы ДЖУНГЛИ. А Женю Павлова мне дал Ахмеров (Олег Ахмеров — менеджер группы СКОРАЯ ПОМОЩЬ— Д. С.), поскольку последняя нужда была в ударнике.

Д. С. :— Далее хотелось бы направить беседу в историческое — назовем это так — русло, и отсюда первый вопрос: как следует из опубликованных журналом «КОНТР КУЛЬТ УР’а» зарисовок (см. № 1 1990), ты занимаешься музыкой с 66-го года, т. е. задолго до прихода в МИФЫ,— так с чего же все начиналось?
Ю. И. : — Еще в девятом классе школы была какая-то группа, которая пела песни БИТЛЗ, включаясь в 20-ваттный усилитель «Украина» от кинопроектора, и я как бы был рядом с этой группой — тоже что-то там пел вместе с ними. Даже делались какие-то записи магнитофонные.

Д. С. : — То есть уже и в то голоштанное время вы уже пытались что-то записывать?
Ю. И. : — Да, но это было как… магнитофон был у Кости Флементова, и как-то что-то химичили. Следующей была группа РАДУГА, которая играла в «Молотке», и главным в ней был Толя Цветков — сейчас он уже, конечно, не мальчик. И в ней в основном пелись просто какие-то фирменные песни тех времен. Эта группа играла в перерыве между тем, как там играла ЛИРА — т. е. до РАДУГИ и после.

Д. С. : — Проще говоря, как разогревающий коллектив?
Ю. И. : — Нет. Просто у ЛИРЫ бала там пауза какая-то — в несколько месяцев. И как раз в это время, когда я там играл или еще только репетировал — я уже не помню — пришли МИФЫ и говорят: мол, давай к нам иди. И я к ним и пошел. Это был 69-й год.

Д. С. : — А мысль писать песни именно на русском языке когда к тебе пришла? Дело в том, что в нашей самопальной рок- истории многие называют тебя первым настоящим отечественным рокером, который писал уже достойного уровня тексты на родном языке. Это отмечает, в частности, и Коля Васин — кстати, большой пропагандист твоего творчества,— да и Житинский в своей книге («Путешествие РОК-дилетанта» — Ред.) говорит об этом же. Как это произошло — был какой-то пример или ты сам дошел до этого?
Ю. И. : —Да нет, как раз приблизительно в то время все и начали писать уже свои песии — где-то с 69-го. В 1970 я ушел в армию, но во всяком случае до лета 70-го я был в МИФАХ и уже тогда были какие-то попытки и люди пели песни на родном языке. По крайней мере, это начиналось уже. А когда я пришел из армии в 72-м году, то на русском пели уже почти все.

Д. С. : — Возвращаясь к попыткам самозаписи. В книге А. Житинского в рамках интервью с Даниловым и Ба- рихновским фигурирует эпизод с двухчасовой сессией записи на точке во Всеволж- ске, записанный на которой материал, по выражению Барихновского, воспринимался бы сегодня как крутой панк. Что это было, это была твоя инициатива?
Ю. И. : — Это было не совсем то. А это было вот что: если строго дать название этому делу, то это была запись шизофренического бреда, вызванного неумеренным употреблением плана. Т. е. мы туда приехали, обкурились как свиньи, и вот все то безумие, которое из нас полезло, и было записано.

Д. С. : — Насколько мне известно, у тебя в период работы в МИФАХ была идея — этот эпизод фигурирует и в книге А. Троицкого «Снова в СССР». Т. е. вы долгое время с МИФАМИ готовили некое подобие рок-оперы под названием «Звон Монет». До нашего времени дошла лишь заглавная песня — более-менее на каких- то записях она фигурирует. Судя по концепции и названию, на сегодняшний день это актуальности не потеряло — нет у тебя мысли как-то эту идею возродить или воплотить ее же, но в новом качестве?
Ю. И. : — Нет. Потому что то, что делалось, или, по крайней мере, были попытки сделать это, было целиком под впечатлением от «Иисуса Христа». То есть, они оперу — и мы оперу. Эта опера должна была называться, кажется, «Время», и просто было написано несколько песен — две, три или четыре, которые мы как-то пытались связать вместе и, может быть, добавить к этому еще чего-то до времени, которое требуется для того, чтобы это можно было оперой назвать и как-то двинуть это дело. Но идея сдохла.

Д. С. : — Созвучный предыдущему вопрос: тогда вы были бессребренники и альтруисты и финансовые проблемы вас не очень волновали, сейчас же музыканты часто цитируют оброненную тобой фразу — «Я презираю деньги, но я в них нуждаюсь»…
Ю. И. : — Я думаю, что это было сказано лет сто или двести назад.

Д. С.: — Поскольку о тебе как о человеке разные мнения, проясни как-то, пожалуйста, каких жизненных установок — если это можно как-то сформулировать— ты старался всегда придерживаться?
Ю. И. : — Ну, я могу только дать характеристику самому себе, что я — законченный эгоист. Вот и все, а больше я на эту тему ничего не могу сказать. Но, между прочим, я думаю, что это не так плохо — если, конечно, это не принимает какие-то патологические формы. Я просто делаю, что * хочу,

Д. С. : — Конечно, все понятия относительны. Образно говоря, если бы все люди были не эгоистами, то все бы они были и на одно лицо, по идее. Возвращаясь к музыке: сразу после ухода из МИФОВ наступил период МАШИНЫ ВРЕМЕНИ…
Ю. И. : — Все было следующим образом. Летом 1974 года мы поехали играть в Приозерск на турбазу, т. е. на все лето просто оттягиваться там, а за это через день играть там на открытом воздухе за кормежку и крышу. И, как я думаю,— видимо, и остальные МИФЫ могут это подтвердить,— настал моральный -кризис — кризис ценностей и проч., и я просто этого дела как-то не выдержал. Правда, в то время я говорил об этом в более резких выражениях — сейчас мне не хочется этого делать,— и я в 1974 году ушел, и с подачи Данилова поехал работать в Новгородскую областную филармонию — в «колхозную» бригаду. Вот там была чума! Состав: гитара, бас, баян и барабаны. Певица такая толстая — Вера Прокофьевна Батура, которая пела русские песни низким голосом, типа «Ко дню та-ко-о-му-у цветов ку-пи-и-ла-а…» Она была, певичка, хроническая алкоголичка, которая кроме того пела и какие-то эстрадные такие песенки — всяких там «арлекинов» — в то время это было очень модно. И с ними пара акробатов. Но сама поездка по этим местам — а ездил я, наверное, месяцев восемь — оставила прекрасное впечатление: просто там было очень здорово, в этой области — природа сказочная совершенно. Но как для музыканта это для меня не было школой.
Потом ушел оттуда и вроде как и в МИФАХ еще немного поработал. И вот после этого у МИФОВ уже наступила настоящая агония, хотя были и вещи новые. Но я просто хотел работать профессионально, не в смысле работать в организации и получать в кассе деньги — нет, я хотел, чтобы у людей было профессиональное отношение к этому. А так — один обкуривается планом, другой приходит вдребезги пьяный, плюс вечные опоздания и все остальное — это просто вырубает напрочь. Я считаю так: кайф от музыки — это концерт, а на репетиции — это просто работа, на ней надо пахать для того, чтобы сделать то, что ты хочешь сделать. А этого не было. И, опять же, внутренние отношения — был там один такой парень, короче, плохиш.

Д. С. : —В МАШИНЕ ВРЕМЕНИ ты пробыл недолго, около полугода, так вот, что тебя изначально привлекло в Макаревиче и что, в конце концов, от его группы отторгло?
Ю. И. : — А это очень просто. Когда с МИФАМИ мы играли совместный концерт с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ —то ли в «Кристалле», то ли в ДК им. Крупской — где-то мы играли, ближе к левому берегу Невы,— и МИФЫ просто уже разваливались полностью. Мы отыграли первое отделение, а второе отделение они… или наоборот — ну а какая разница. И просто я уже был в отчаянии, и в это время подходит Макар и говорит: а давай, значит, играть с нами, поехали в Москву. Я говорю: «Давай»,— и уехали тут же. Теперь — тут есть несколько причин, отчего все было столь непродолжительным — полгода или семь месяцев, в общем, около этого что-то,— основная творческая причина в том, что нам с ним просто стало тесно.

Д. С. : — Т. е. две индивидуальности не могли существовать долго вместе?
Ю. И. : —Да, просто тесно было — это очень можно понять. Жил я там у Макаревича — какие бы не были отношения классные, это достает, и в общем-то обе стороны, это ситуация чисто житейская, бытовая — она достает. И мы тихо расстались, очень хорошо, без всяких таких дел.

Д. С. : — Совместных-вещей, насколько мне известно, у вас не было. Вы изначально не пытались создать что-то вместе или же это практически сразу сошло на нет?
Ю. И. : — Нет. Были песни его и были песни мои. Вот и все.

Д. С. : — И вот приблизительно к этому времени относится твоя такая любительская запись, которая дожила до нашего времени,— я имею в виду цикл под названием «Дождь». Немного поподробнее об этом.
Ю. И. : — Это не было циклом, это были просто песни. Ну а название общее — «Дождь» — дал им Коля Васин. Просто для того, чтобы как-то назвать, потому что ему очень нравились мои песни.

Д. С. : — Т. е. ты не собирался никак называть данную подборку или же эта запись была для тебя проходной?
Ю. И. : — Да нет, просто у Коли Васина была пьянка, я там сел, спел сколько-то песен, и это было записано на магнитофон. Потом Коля эту коробочку с пленкой разрисовал и написал «Юрий ИЛЬЧЕНКО. ДОЖДЬ». Вот и все.

Д. С. : — Дабы расставить все точки над «i»,— а с Колей как и когда вы познакомились?
Ю. И. :— С Колей? Как раз где-то до МАШИНЫ или во время — где-то с тех времен.

Д. С. : — К этому моменту и относятся самые яркие его о тебе впечатления. И что же последовало после ухода из МАШИНЫ?
Ю. И. : — После этого я собрал группу, которую назвал ВОСКРЕСЕНЬЕ. Там был Барихновский, Юра Степанов, на барабанах Губерман Женя, саксофонистами были Болучевский Володя и Слава Панфилов, потом еще, кажется, взяли каких-то дудок. Мы репетировали в ДК Кирова. Группа просуществовала три месяца, не больше, и я думаю, что это просто уже было связано с тем, что у нас не было денег на вооружение. Уже требовались классные инструменты, а у нас все было левое такое, простенькое. Дали мы несколько концертов, причем, как я понял, довольно-таки удачных. Но людям нужно что-то кушать, и на инструменты деньги надо, и все такое прочее. А строгать колонки, как в юношеском возрасте, уже было просто глупо… И пришлось развалиться.

Д. С. : — Резонный вопрос: если появилась новая группа — после МИФОВ и МАШИНЫ ВРЕМЕНИ — то, видимо, и ка- кая-то новая концепция у нее была?
Ю. И. : — Там было что-то новое. Во- первых, кроме моих песен там были песни Юрки Степанова — а он уже лет десять как уехал. Что касается остальных участников группы, то Губерман — в Голландии, Барихновский — это МИФЫ, Болучевский на данный момент работает на Южном кладбище — роет там чего надо, Панфилов, кажется, дудит где-то.
А после этой группы я, помнится, ударился в личную жизнь и женился…

Д. С. : — И после этого всего как раз и пошел несколько странный период, т. е. нероковый?
Ю. И. : — Тут есть вот что. В декабре 79-го года, как раз у меня произошла такая личная авария — расход с женой, приходит Кисель (Владимир Киселев — Ред.) и говорит: «Юра, хочешь работать хорошо?» Я говорю: да, хочу. И я к нему дернул и взял с собой Сашку Титова — мы ведь с ним вместе жили, на Каменном Острове. И надо сказать, что, конечно, работа там была ублюдочная: там были какие-то связи с композиторами этими советскими, да и с Киселевым у меня были специальные отношения. Там совдеп пер в полный рост, но игрались и какие-то фирменные вещи — DEEP PURPLE и все такое. Но с точки зрения профессионализма это была неплохая школа, и Сашка Титов может это подтвердить. Сразу требовательность внутренняя выросла страшно — и к себе, и к другим: не представляли себе просто, что можно выйти на сцену и взять фальшивую ноту или играть на расстроенном инструменте,— сейчас-то многие бацают просто как им в голову взбредет. Я вот этого не приемлю. Там я отработал год, потом ушел. Сашка еще на пару месяцев остался и также ушел.
После этого я что-то опять как-то завертелся — дернул в группу ИНТЕГРАЛ, к Бари Алибасову (смеется), ну, там такая татарская группа. Во всяком случае, группа тоже была профессиональная, и это тоже, в конечном счете, хорошо. После этого дела я чего-то вдруг решил заняться коммерцией, потому что надоела нищета. Я делал струны, заработал тьму денег, истратил их все к чертовой матери, остался в долгах. Потом все это бросил.

Д. С. : — И именно к этому времени относятся сейшены в Бабкином саду?
Ю. С. : — Нет, это были не сейшены, просто мы там играли на танцах. Это абсолютно никак не называлось. Играли: Титов, Ляпин, Огородов, Губерман, я и Коля Голик. Это была и работа, и оттяг, и ожидание того, что это, быть может, каким-то образом превратится в серьезное дело. Но опять же ничего не вышло. Кстати, после нас там работал Козлов, и в это время весь зал сгорел, а с ним вся аппаратура — ну ты знаешь об этом. И после этого я фактически нигде не играл.

Д. С. : — И потом к активной музыкальной деятельности ты вернулся именно после записи в 1989 году сольного альбома, в который из множества вещей вошло лишь восемь,— как они отбирались, была ли какая-то система?
Ю. И. : — Система была в том, что я записал туда те вещи, которые наиболее навязли мне в башке — чтобы сделать их и очиститься для дальнейшей работы.

Д. С. : — А как в настоящий момент идет наработка нового материала? Насколько мне известно, перед поездкой в Германию ты репетировал две новые вещи — «Блюз» и Бомж».
Ю. И. : — Есть вещи, есть. Сейчас надо будет корректировать состав и репетировать.

Д. С. : — И делать в дальнейшем еще студийные записи, т. е. как-то реализовывать накопленый материал?
Ю. И. : — Да, безусловно, только для этого деньги нужны. Собственно, как- то случайно вышло, что я вот и эту запись сделал: мы были где-то, взяв один или два ящика пива — кажется, в клубе НЧ/ВЧ — я там пел всякие песни под хорошую акустическую гитару, и была там Аня Резник, и она говорит: «О, все — делаем запись!» И, короче, расколола свой центр на безналичные бабки — а я получил 64 часа записи и сделал этот альбом.

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ВКУСАХ

Д. С. : — Начнем с более близкого, совкового. Есть ли какие-то группы, относительно молодые, чьи искания тебе близки?
Ю. И. : — Я не могу сказать о молодых группах, но вот есть такая группа — она, кажется, сейчас называется СВ. Собственно говоря, я даже могу сказать, что из всех групп, которые я здесь слышал, мне больше всего нравится группа ВОСКРЕСЕНЬЕ, в которой был, естественно,
Леша Романов, Вадим Голутвин и еще какие-то ребята — всех просто не помню сейчас. И эта группа мне очень-очень нравилась и до сих пор я о ней отличного мнения. Но эта группа не из молодых, собственно говоря.

Д. С. : — Являешься ли ты, ну если не активным, то хотя бы среднестатистическим потребителем музыки, слушаешь что-то?
Ю. И. : — Да, при возможности я обязательно слушаю. Но вот что-то сейчас все меньше той музыки, которая, объективно говоря, мне нравится. Сам я считаю, что пик этой музыки, все основные достижения, в том числе и по части гитары — 1969-72 гг.

ТОР 10 ЮРИЯ ИЛЬЧЕНКО
1. LED ZEPPELIN-II
2. LED ZEPPELIN-III
3. DEEP PURPLE „Machine Head“
4. Jesus Christ Superstar
5. PINK FLOYD „The Dark Side Of The Moon“
6. Stevie WONDER „Songs In The Key Of Life»
7. Frank ZAPPA „Hot Rats“
8. Frank ZAPPA „Overnite Sensation»
9. CREAM „Freash Cream“
10. John MAY ALL And The BLUESBREAKERS — Live

КОММЕНТАРИЙ К TOP 10
Ю. И. : — Я не могу сказать про все диски, потому что на LP около 12-ти вещей, а нравятся одна-две. Например, выступление Хендрикса на Вудстоке — это очень, очень важная вещь для меня — это кайф, огромный кайф! Опять же я не могу сказать про диски, но я очень люблю Тину Тернер — я от нее просто тащусь, и считаю, что это вообще баба № 1. Из массы дисков РОЛЛИНГ СТОУНЗ можно назвать пару, в которую входят «Angie“ и „It is Eveningl». Ну и Japan, естественно. Да так это можно еще долго рассказывать. Если ты обратил внимание, то про BEATLES я вообще ничего не сказал — это отдельная тема, настоящая классика.

Дмитрий Сидоренков,
«ВН», 14.06. 1990
г. Ленинград.

LP Юрий ИЛЬЧЕНКО «НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ» 1989
1. Есть Надежда
2. Островок
3. Волк
4. Послушай, Приятель

1. Дождь
2. Певец
3. Обычный День
4. Блюз

LIVE!!
ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФЕСТИВАЛЕ В АЛЕНСБУРГЕ 8-9 ИЮНЯ 1990 ГОДА
Есть Надежда
Ты Мне Сказала
Островок Волк
Ой, Да Не Вечер
Идут На Север
Черный Ворон
Пускай
Блюз
Дождь
Послушай, Приятель
Бомж
Обычный День


Обсуждение