“Will I live tomorrow? Well, I just can’t say.
But I know for sure I don’t live today46.
Jimi Hendrix
«Буду ли я жить завтра? Не могу сказать.
Но я с уверенностью могу сказать, что я не живу сейчас».
«Легендарный Джимми Хэндрикс вновь самый популярный исполнитель. Новое поколение поклонников рока заново открыло для себя великого гитариста, создателя яркой и будоражащей психоделической музыки.
Представитель крупнейшей сети магазинов «Тауэр рекордз» утверждает: «Интерес просто поразительный! Мы едва успеваем ставить новые пластинки на стеллажи».
WRRN, август 1992. Газета «БИТ».
Джеймс Маршалл Хендрикс родился 27 ноября 1942 года в крепкой, средних слоев, негритянской семье в г. Сиэтл, штат Вашингтон. Его отец играл на саксофоне в одном из джазовых оркестриков, а тетя извлекала волнующие мелодии из органа в местной баптистской церкви. Хендрикс-старший был страстным собирателем блюзовых и ритм-энд- блюзовых записей, так что Джими был с детства окружен той музыкой, страсть к которой сохранится на протяжении всей его жизни. Согласно легенде, свою первую детскую акустическую гитару Джими получил от своих родителей после того, как те увидели свое чадо, лежащим на диване и бренчащим на половой щетке любимую мелодию. В возрасте 12 лет он освоил электрическую гитару и вскоре уже играл с полудюжиной местных групп в Сиэтле и выше вдоль побережья, в Ванкувере.
В 1959 году Джеймс Хендрикс бросил школу и поступил на военную службу Соединенных Штатов, откуда был демобилизован после травмы, полученной при прыжке с парашютом. Он уехал на Юг и вступил на путь исполнительства, подыгрывая на гитаре Литтл Ричарду, Вильсону, Пикетту, Сэму Куку и др.
Однако революционность и новаторство его собственной музыки уходит все же корнями в творчество Би Би Кинга и Мадди Уотерса. А гитарно-игровые трюки, которые впоследствии удивили и поразили музыкальную аудиторию, причем как обыкновенных фанов, так и профессиональных исполнителей — игра за спиной, за головой или методичное разрывание струн собственными зубами,— все извлечены из приемов старых блюзовых гитаристов, усложненные, доработанные и доведенные уже им самим до блеска.
Все это время Хендрикс мечтал о собственной карьере и стремился к ней. Единственное, что его сдерживало — заурядные вокальные данные. Однако, когда Джими услышал впервые Боба Дилана, он заметил, что чистота и сила голоса не являются непременными условиями успеха. И в 1965 году он собрал свой первый бэнд, который вскоре уже играл в клубах Гринвич Виллидж. Играл в основном блюзовый и ритм-н-блюзовый материал, который был основательно сдобрен всевозможными эффектами — реверами и фуззами, что вскоре стало его фирменной маркой.
Прорыв начался, по иронии судьбы, не в Америке, а в Британии, после того, как Чес Чендлер, игравший на бас-гитаре в ANIMALS, услышал на американском турне группы игру Хендрикса и уговорил его пересечь Атлантику.
Хендрикс, с подачи того же Чендлера и при его непосредственном участии, быстро сформировал мощное трио с британскими музыкантами Митч Митчелом (барабаны) и Ноэлем Реддингом (бас) — трио, собранное по принципу недавно сформировавшихся CRAM, но с более тщательно отработанным материалом и имиджем.
Они назвали себя JIMI HENDRIX EXPERIENCE (ЭКСПЕРИМЕНТ ДЖИМИ ХЕНДРИКСА), и каждое их выступление убедительно подтверждало смысл и суть этого названия. Хендрикс рискнул на очень важный эксперимент — произвести ранее невообразимый гитарный звук, использовав инструмент до его абсолютного предела, и утвердил свое бесспорное лидерство в искусстве владения электрической гитарой.
Первое британское турне ЭКСПЕРИМЕНТА в марте 1967 года прошло по маршруту процветающих клубов и колледжей. От стремительного феерического взлета группу отделяли лишь месяцы до фестиваля в Монтери. А пока они курсировали по людным лондонским пабам со смешанным репертуаром из блюзовых стандартов и собственного материала.
Выпущенный ими тогда же сингл «Хей Джо» добился впечатляющего успеха и следующий «Пепл Хэйдз» также. Оба были включены в альбом «Are You Experienced», принесший Хендриксу сногсшибательную популярность.
Техника игры Джими Хендрикса была комбинацией экстраординарного таланта, огромного воображения, великой изобретательности и постоянных творческих экспериментов. Она породила целое поколение последователей и просто подражателей, ни один из которых, впрочем, не способен ни усовершенствовать, ни даже скопировать его оригинальные звуки.
Выступление в 1967 году на фестивале в американском городе Монтери, в финале которого неудовлетворенный собой Джими разбил и поджег гитару, принесло ЭКСПЕРИМЕНТУ успех, аналогичный британскому, но теперь уже на родине Хендрикса.
Последовали два года успешных гастролей по всей Америке и записей новых LP. Вышел «Axis: Bold As Love», включивший классические «Литл Винг» и «Иф Сикс Воз Найн». А последующий двойник «Electric Ladyiand» оказался едва ли не единственной записью, которой Хендрикс остался полностью удовлетворен.
Вскоре, во время канадских гастролей, он был арестован в аэропорту г. Торонто по обвинению в хранении героина, однако успешно отмазался, заявив, что пакет-де был всунут ему одним из фанов и он представления не имел о его содержимом. Хотя и не отрицал факт употребления наркотиков вообще.
В период наибольшего успеха физическое состояние Хендрикса начало ухудшаться. В 1969 году он покинул ЭКСПЕРИМЕНТ. А в августе того же года выступил с другим сопровождающим составом — ЭЛЕКТРИК СКАЙ — на фестивале в Вудстоке, где исполнил американский национальный гимн, завершив его эффектами рвущихся бомб и пулеметных очередей. Эта подробность сделала его интерпретацию отчетливо антипатриотичной. Возможно, это было реакцией на варварства во вьетнамской войне, а возможно, и на притеснения негритянских активистов. Бесспорно лишь то, что теперь его музыка приобрела более «черное» значение, выразившееся в создании «Band Of Gypsies» при участии армейского друга Джими Билли Кокса на басу и Бадди Майлза на барабанах. Их первый большой концерт в Филмор Ист, Сан-Франциско в канун 1970 года был записан и, выйдя на пластинке, обнаружил в себе несколько изменившееся мироощущение и настроение. Это было отчаяние, остановившее игру Джими посреди концерта в Мэдисон Сквэр Гардер; он ушел со сцены потерянный и одинокий.
Однако вскоре Хендрикс открыл свою собственную студию «Электрик Лэйди Бэнд» в Нью-Йорке и планировал собрать там вместе музыкантов-единомышленников для джем- сэйшенов, которыми не уставал наслаждаться. Эта идея воплотилась лишь в его работе с Майлзом Дэвисом и Джоном Маклафлином, что, собственно, и явилось началом джаз- рокового слияния.
Смерть оборвала все дальнейшие планы. После европейского турне и выступления на фестивале «Айл Оф Вайт» Джими Хендрикс умер 18 сентября 1970 года в лондонском гостиничном номере от чрезмерной дозы снотворного. Ему было 27…
ШАинформ.
РАННИЕ ЗАПИСИ:
«Jimi Hendrix»
«Jimi Hendrix At His Best. Vols l-IV»
«Jimi Hendrix And Little Richard, Friends From The Beginning»
«Jimi Hendrix And Little Richard — Roots Of Rock»
«Jimi Hendrix And The Isley Brothers*
«Jimi Hendrix And Lonnie Youngblood»
«For Real»
С КЕРТИСОМ НАЙТОМ (CURTIS KNIGHT):
«Got That Feeling»
ИЗ ВСЕХ ВЫПУЩЕННЫХ АЛЬБОМОВ ХЕНДРИКС ОДОБРИЛ ЛИШЬ 6, СЛЕДУЮЩИЕ:
«Are You Experienced?»
«Axis: Bold As Love»
«Smash Hits»
«Electric Ladyiand»
«Band Of Gypsies»
«Cry Of Love»
ПОСМЕРТНЫЕ ВЫПУСКИ:
«Monterey—Otis Redding And The Jimi Hendrix Experience»
«Rainbow Bridge» (Soundtrack)
«Isle Of Wight / Atlanta: The Great Pop Festivals Of The 70»
«Hendrix In The West»
«War Heroes»
«Jimi Hedrix» (Soundtrack)
«Loose Ends»
«Crash Landing»
«Midnight Lightning»
ДРУГИЕ ЗАПИСИ:
«Woodstock»
«Woodstock II»
«McGough And McGear»
«The Buddy Miles Express»
«You Can Be Anyone This Time Around»