Энди Уорхол родился в небогатой семье чешских эмигрантов в городке Питсбург. Закончил ли он художественное училище (колледж) — неизвестно, Так же неизвестно, имел ли он вообще какое-нибудь специальное образование, кроме школьного.
Трудовую деятельность он начал агентом по рекламе обуви. В конце 50-х годов, сменив чешское имя и фамилию Андрей Вархола на Энди Уорхол, он отправляется в Нью-Йорк покорять мир богемного искусства.
Зародившийся первойачально в Англии, поп-арт с начала 60-х годов неизменно ассоциируется с Америкой, с великолепной пятеркой: Энди Уорхолом, Роем Литхтенштейном, Клаусом Ольденбургом, Джеймсом Розенквистом и Томом Вессельма- ном. По словам Роя Литенштейна, «поп-арт смотрит на мир; он принимает окружающее, которое не кажется ему ни хорошим, ни плохим, а просто другим — еще одним состоянием сознания». Метод поп-арта — заимствование продуктов индустриальной культуры: рекламные упаковки и комиксы, предметы быта и портреты кино- и поп-звезд, готовую одежду и обувь.
Итак, в 1961 году никому до этого неизвестный художник Энди Уорхол произвел фурор в художественном мире Нью-Йорка своей «мертвенной» версией отражения консервных банок супа «Кэмпбел». И с тех пор, по словам критика П.Гидала, «он стал самым известным, но наименее понимаемым художником авангарда».
Поп-арт не просто создавал новую реальность, отражающую бессмысленность и неприглядность современного мира (причем делал это, зачастую искренне восхищаясь им), но и творил миф о себе. Может быть, через пятьдесят-сто лет трудно уже
будет вспомнить, что же представляли собой художественные объекты поп-арта, но навсегда символом шестидесятых останутся, наряду с рок-н-роллом и движением хиппи, такие высказывания Уорхола, как: «Я хочу, чтобы все были одинаковыми», «Художником может быть каждый!», «Если вы вновь и вновь смотрите на картину ужаса, она перестанет на вас воздействовать», «Я не безразличен к людям, но гораздо легче быть безразличным: слишком тяжело сочувствовать» и, наконец, самое известное: «В будущем каждый будет популярным на пятнадцать минут».
Кредо Уорхола — художественный экстремизм и резкое отмежевание ото всех предыдущих культурных достижений ради абсолютной стандартизации и нивелирования личности, что послужило поводом для некоторых критиков усомниться: а искусство ли это вообще? Однако поп-арт, пожалуй, как и искусство пост-модернизма наиболее глубоко осознал и выразил абсолютную переполненность человеческого существования культурными объектами, невозможность адаптироваться в этой культурной духоте. Как это ни парадоксально, духовный кризис человечества конца XX века был отображен чуть ли не буквально в соответствии со словами бывшего нашего «классика»: «Искусство должно быть понятно (или понято,— как там у него?) народу!». Еще один парадокс: поп-арт, основанный на продуктах масс-культуры, так и не вышел из богемных салонов.
Поп-арт во главе с Энди Уорхолом несомненно оказал значительное влияние на искусство последующих десятилетий: на живопись, графику, скульптуру, музыку, театр, кинематограф.
(Одно время и сам Уорхол занимался производством фильмов, необычайно интересных. У нас хорошо известны его фильмы «Девушки из Челси» и «Одинокий ковбой»).
В России незаконнорожденным отпрыском поп-арт считался соц-арт (хотя явным отличием соц-арта являлась убийственно прозрачная ирония; над художественным объектом как таковым довлело содержание). Гораздо ближе к поп-арту находился, по-видимому, проект Егора Летова КОММУНИЗМ, несмотря на то, что и там видны некие политические ассоциации.
Энди Уорхол, может быть, сам не сознавая того, перевернул представление о культурных ценностях. Он доказал, что в современном искусстве, какое еще имеет шанс на развитие, не столько важен сам объект, сколько аура, возникающая вокруг него в виде отношения к объекту зрителей, внутреннего переживания объекта наблюдателем. Отсюда, кстати, проистекает необычайная привлекательность самиздатовских арт- и рок-изданий 70-х — 80-х годов, типа «ЗЕРКАЛА», «УР лайта», «РОКСИ» и др., главным образом посвященных не музыке, а по выражению некоторых недовольных музыкантов, «тусовке».
В 1987 году Э. Уорхол умер от сердечного приступа в своем огромном нью-йоркском особняке. Трагедия произошла 22 февраля.
Энди всегда скрывал свой истинный возраст, и поэтому в многочисленных некрологах указывались самые противоречивые данные на этот счет. Однако большинство в конце концов остановило свой выбор на цифре 59.
После его смерти в доме обнаружили горы разнообразнейших вещей, разбор которых незакончен до сих пор.
Лу Рид: «Я не развлекательная безделушка».
Лу Рид родился 2.03.44 в Нью- Йорке, в богатой семье. Провел молодость в бунтарстве в различных панк-гаражных группах (PASHA AND THE PROPHETS, THE ELDORADOS etc.). Позднее поступил в Сиракузский университет. Был оттуда изгнан. Занимался журналистикой, театром и музыкой.
Звукозаписывающие компании отвергали песни Рида из-за их грубого натурализма. Лу не отчаивался, и вскоре вместе с Джоком Кейлом он организовал новую группу — THE VELVET UNDERGROUND. VU достигли определенной известности, главным образом в Нью-Йорке, среди художественной богемы и нью-йоркских интеллектуалов. В 1967 году THE VELVET’S вместе с Нико (с подачи Э. Уорхола) выпустили свой первый альбом, который так и назывался „The VELVET UNDERGROUND And Nico», ставший впоследствии классикой рок-музыки и принесший им, наряду с выступлениями в различных шоу Энди Уорхола, громкую, но скандальную славу. Тем не менее все альбомы VU были слишком необычны для восприятия широкой публики.
Группа распалась в 1970 году, после чего оказала и продолжает оказывать сильное влияние на весь рок-мир. (В 1972 г. Рид, Кейл и Нико собрались вместе в Париже, породив слухи о воссоединении коллектива; слухи, однако, оказались далеки от истины).
Около года после распада Рид плыл по течению, работая в бухгалтерской фирме своего отца в Нью-Йорке. Неожиданно он был замечен фирмой RCA. В конце 1971 года с фирмой был подписан контракт. Рид переезжает в Британию, чтобы заниматься сольной карьерой.
В Англии он близко сходится с Дэвидом Боуи, являвшимся давним поклонником творчества Лy Рида. С Боуи в кресле продюссера, разрозненные записи Рида были собраны в альбом „Transformer» (1972). Альбом получил хорошие отзывы в прессе, отлично продавался и имел запоминающийся и неординарный хит „Walk on the Wild Side». Любовь публики, исполнение обдуманно рискованных песен, причем без агрессивности времен VU, привели к определенному коммерческому успеху („Transformer» по рас- купаемости занимал ffc-e место в США и 10-е — в Англии). „Berlin» (1973) возродил былую мощь VELVET UNDERGROUND, но, по высказываниям некоторых критиков, впадал в коммерцию. Однако, „Berlin» остается самым трагичным и откровенным альбомом Рида с его анализом садомазохизма и суицида.
После записи „Berlin», Лу Рид собирает концертную группу в составе: Дик Вагнер — гитара, Стив Хантер — бас и Пракаш Джонс — барабаны. Один из их лучших концертов в Нью-йорк- ской Музыкальной Академии был выпущен на пластинке „Rock’n’Roll Animal» (1974). Едва раздав долги, Рид снова потерпел неудачу — на этот раз с альбомом „Sally Can’t Dance» (1976),— наименее вдохновенной его работой. Было записано еще несколько невзрачных альбомов перед ужасным „Metal Machine Music» (1976) — двойным LP «электронной музыки», состоявшим почти полностью из писка пленки. Заслуживший титул «самого плохого альбома, который был когда-либо записан», „Metal Machine Music» стал ярким примером творческого самоубийства.
Следующий альбом „Сопеу Island Baby» (1976) был разумным, взвешенным, но недостаточно интересным, чтобы залатать брешь в карьере Рида после „Metal…» Затем Риду улыбнулась-таки Фортуна: на фирме „Arista Records» он записал несколько альбомов, включая „The Bells» (1979) и „Growing in Public» (1980), которые заслужили положительные отзывы критиков и слушателей. В 1981 году на фирме RCA был записан альбом „The Blue Mask», вышедший в 1982 г. Этот релиз показал, что Рид вновь входит в форму. Ну а последующие „Legendary Nearts» (1983), „New Sensations» (1984), „Mistrial» (1986) и, особенно, „New York» (1989) и „Songs For Drella» (1990) показали, что Лу Рид это все- таки Лу Рид, и он далеко не растратил еще все свои силы.