Лио Fender 1910-1991

Эрик Клэптон / Джеми Хендрикс
Эрик Клэптон / Джеми Хендрикс

Он неумел играть эту музыку, он вообще терпеть ее не мог, но Лио ФЕНДЕР, скончавшийся недавно, повлиял на развитие рока не менее, чем любой из королей рок-н-ролла. В своем очерке английский журналист Бобби СЕРФ («NME») рассказывает о создателе легендарных электрогитар и его вкладе в столь нелюбимую им музыку.

Во всем виновата Великая депрессия: потерявшему место молодому бухгалтеру Лио Фендеру не оставалось ничего другого, как переквалифицироваться и заняться починкой различных электроприбров, к чему он, впрочем, всегда имел некоторую склонность. Именно в своей мастерской он впервые узнал о затруднениях, которые испытывали только что появившиеся в то время электрогитаристы: прежде всего их не удовлетворяли своим паршивеньким звучанием электрифицированные акустические гитары и слабые усилители.
С изготовления простых, но добротных и мощных усилителей Фендер и начал. Затем, задумав изменить роль электрогитары в поп- музыке, он создал замечательный инструмент с цельнодеревянным корпусом (у нас гитару с таким корпусом частенько называют «доской». — Н.К.), который успешно противостоял явлению акустической обратной связи, существенно ухудшавшему звучание традиционных полуакустических электрогитар. Фендер отказался от многовековой технологии изготовления лютневых инструментов в пользу принципов серийного производства, в те годы более привычных для производства автомобилей, нежели музыкальных инструментов. В итоге появилась недорогая, но надежная гитара с отделяющимся грифом, крепившимся к корпусу болтами.

Первую модель своей гитары Фендер изготовил в 1948 году. Она получила название «Broadcaster», но от этого имени вскоре пришлось отказаться, так как оно уже было запатентовано, и Фендер переименовал ее в «Telecaster».

Пронзительное, чистое звучание «Телекастера» сразу сделало его рабочим инструментом гитаристов, исполнявших музыку кантри. Очень эффектно он звучал в руках Джеймза Бертона из сопровождающего состава Элвиса Пресли. Любили «Телик» и фолк-роковый Брюс Спрингстин, и припанкованный Джоу Страммер, гитарист группы КЛЭШ.

Но «Телекастер» был лишь первым шагом. Фендер стремился усовершенствовать свое дети’де и, несколько отвлекшись на изобретение электрической бас-гитары «Fender Precision Bass», он разработал новую модель — легендарный «Fender Stratocaster».

«Стрэтокастер» — вот это имя! Класс! Даже тогда, в 1954-ом, оно невольно вызывало в воображении образы межпланетных кораблей и гоночных автомобилей. Образам этим соответствовала и конфигурация корпуса. Гитары причудливых форм встречались и ранее, но Фендер первым осмелился отказаться от главных принципов традиционного гитарного дизайна, в основе которого лежали акустические свойства инструмента. Вместо этого создатель «Стрэтокастера» руководствовался законами эргономики. В результате был создан инструмент, отменно отвечающий потребностям гитариста. Это вдвойне поразительно, если учесть, что сам Фендер никогда на гитаре не играл.

«Стрэтокастер» очень удобен, форма его корпуса дает возможность свободно играть на самых высоких ладах, все регуляторы расположены таким образом, что гитарист может изменять громкость и окраску звука, не прерывая игры.

Первым счастливым обладателем гитары «Фендер Стрэтокастер» стал Бадди Холли. Случайное это совпадение или нет, но он же был и первым гением рок-н-ролла.

Бадли Холли
Бадли Холли

Под влиянием Холли гитарист группы THE SHADOWS Хэнк Марвин убедил своего «шефа» Клиффа Ричарда купить «Стрэт» и ему, и стал первым на Британских островах владельцем ныне почти мифической модели «Red Strat». Спустя годы, уже под влиянием Марвина, такую же гитару купил себе Марк Ноплер.

Элекс Уилтон из американской группы BIG STAR первым стал играть на «Стрэтокастере», установив переключатель звукоснимателей меж двух позиций. Звук стал звонче, резче, оставаясь в то же время необычайно музыкальным. Этим приемом пользовались Марк Ноплер. Роберт Крей и Эрик Клэптон, а на новых моделях гитары специально были установлены пятипозиционные селекторы.

На инструментах Фендера играли Стив Уинвуд, ПитТаунзенд и Джордж Харрисон.

Любил «Стрэтокастер» и Джими Хендрикс. Хотя Джими был левшой, он избегал специальные модели фирмы «Фендер» для музыкантов-левшей, так как считал что они недостаточно надежны — из-за того, что выпускаются очень ограниченными партиями. Он брал стандартные гитары и просто перетягивал струны наоборот. Это приводило к некоторым искажениям, что в совокупности с чертовски мощным усилением и создавало известный всем, очень своеобразный хендриксовский саунд.

В 60-х Фендер развил феноменальный успех «Стрэтокастера», выпустив более сложные модели «Jazzmaster» и «Jaguar», пытался, но без особого успеха, создать 12-струнную гитару и 6-струнный бас.

«Фендер Стрэтокастер» выпускается практически без изменений вот уже 37 лет! Попробуйте-ка припомнить что-либо подобное! Этот инструмент обладает почти сверхъестественным совершенством, в наше время став классикой гитарного дизайна. Влияние гитар фирмы «Фендер» на рок-музыку трудно переоценить, они неотделимы друг от друга — мы говорим Фендер, подразумеваем рок-н-ролл…

Подготовил Ник КОБРИН


Обсуждение