Техноромантика в СССР

Феноменальный успех группы «Технология» в СССР отразил смену вкусов, эстетических идеалов и умонастроения отечественных слушателей. Очевидно, что в недалеком будущем нас ожидает новый виток развития «техноромантики», ибо не одно из популярных музыкальных начинаний не остается без подражателей и продолжателей. В чем же состоят особенности «техноромантики»?
Если понимать романтизм как вечную мечту человека вырваться за «пределы предельного», преодолеть притяжение обыденности, удручающего своим однообразием быта, собственной природной ограниченности, то романтизм в искусстве есть освобождение человека. Возможны различные варианты романтического бегства от эмпирической действительности — религиозный романтизм (мистицизм), сексуальный романтизм (эротика), научный-футурологический романтизм (фантастика), географический романтизм (мечтания о «сладкой жизни» в «далеких странах») и так далее» Совершенно очевидно, что чем меньше «романтики» в жизни, чем тяжелее и безысходнее обыденность, чем сильнее проявляется массовая мечтательность, тем сильнее романтические грезы общества. Все перечисленные виды романтизма не существуют отдельно один от другого. Они взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга.
Успех группы «Технология» состоит прежде всего в том, что она ответила глубинным романтическим чаяниям современной молодежи. В песнях и образах «Технологии» романтизм представлен наиболее полно. Здесь мы находим и мистические, и эротические и научно-фантастические мотивы. Исключение составляет разве что наиболее пошлый вариант романтизма — «географический» (“Америкэн бой, уеду с тобой» и т.д.), ибо он отражает фантазии наиболее малоразвитой (в интеллектуальном и эстетическом отношении) части общества. «Технология» представляет собой новый тип популярной музыки, более глубокий, художественно насыщенной. Здесь уже нет желания понравится любым способом, даже ценой собственного унижения, нет эстрадной клоунады, нет нарочитой инфантильности и дебилизма. «Технология» не «кривляется», ибо для подлинных романтиков всякое кривляние противно и неприемлемо. Там где властвует музыка, где насыщена и разнообразна аранжировка, где по-настоящему интересны и гармоничны мелодии и тексты не лишены смысла; там нет никакой надобности в излишне экспрессивных телодвижениях и нарочитой «страстности», и сентиментальности жестов, и мимики.

Если «Технология» начинает новую эру в отечественной поп-музыке, то это не означает, еще того, что до «Технологии» у нас в стране «техноромантизм» вообще отсутствовал. «Технология» сделала «техноромантику» достоянием широких кругов слушателей. Те, кто исповедовал это направление до «Технологии», были ограничены элитарной прослойкой меломанов. Но история музыки не может быть измеряема лишь массовым успехом. Поэтому, говоря о «техноромантике» необходимо вспомнить тех, кто экспериментировал в этом стиле задолго до «Технологии».

«Техноромантика» есть сочетание электронной музыки и романтического умонастроения. В какой-то мере это «сочетание несочетаемого» — мечта и компьютер, человеческие чувства и роботы, жажда душевной теплоты и холод электронного звука.
Но всякое поистине новое направление в искусстве и есть сочетание ранее несочетаемого, примирение непримиримого. Сущность авангарда есть ломка старых канонов, согласно которым можно было судить о том, «что сочетается, а что не сочетается». Поэтому в техноромантике постоянно присутствует элемент авангарда. Этот элемент силен и в композициях группы «Технология».
Итак, «техноромантика» зарождается как «авангардное» явление. На Западе это «Крафт-верк» и «Тэнжерин дрим». У нас первые эксперименты были сделаны композитором Эдуардом Артемьевым. Романтическая направленность (с космическим оттенком) музыки Артемьева очевидна Но слабой стороной его творчества была замкнутость на сугубо инструментальных средствах и отсутствие «дегуманизи-рованности» в музыке. «Дегуманизация» (некая отстраненность от обыденных человеческих эмоций, культ робота, культ компьютера) есть один из тех элементов, которые позволяют отнести то или иное направление к «техноромантике». Для наглядности достаточно вспомнить творчество таких групп как «Крафтверк», «Хьюман лиг», «Дево», и тогда понятие о «дегуманизации» станет настолько очевидным, что отпадет надобность в его определении.

По настоящему «дегуманная» техноромантика была впервые в СССР представлена группой (вернее «проектом») А.Спицынэ «Отряд им.Валерия Чкалова». В 1984 году вышел в домашних и очень скромных условиях первый магнитоальбом этой группы «Сверхпроводимость». Тот кто смотрел фильм «АССА» наверное запомнили песню «ВВС» в исполнении «Союза Композиторов». «Союз Композиторов» — это новое название «Отряда им.Валерия Чкалова». Такие песни как «ВВС», «Аэлита», «Серебряный компас» и др. представляют собой подлинные образцы «техноромантики»:
«Молодость и сила
Нового мира
Аэлита, Аэлита
Зовет нас на старты
Выходит на старты…»
Музыка «Отряда В.Ч.», хотя и напоминала «Крафтверк», в целом, была достаточно оригинальна, тем более, что некоторые из композиций были очень похожи на то, что сейчас мы называем модным словом «рэп»„

Другим представителем этого жанра была группа известного всей стране романтика Васи Шумова «Центр». Поскольку «Центр» ежегодно менял свой стиль, то «техноромантической» группой его назвать сложно. Но альбом «Чтение в Транспорте» (1983г.) был близок к интересующему нас направлению. Следует напомнить, что именно В.Шумов и «Центр» впервые запели о «загадочных космических плоскогорьях», «звездных путешествиях» и «теплых морях». В области научно-фантастического и возвышенного географического романтизма «Центру» принадлежит слава первооткрывателя (в пределах СССР, разумеется).
В 1985 году появилась другая группа «электронного звучания». Эго «Ночной проспект». Начав с бодрого и юмористического электропопса, эта группа в дальнейшем начала культивировать «дегуманизированные» элементы в собственной музыке, что привело ее к самому мрачному и безысходному авангардному року. «Техноромантическим» можно назвать средний этап в развитии Н.П. Речь идет об альбоме «Гуманитарная жизнь» (1986). В текстах обнаруживается «культ профессора» и романтизация жизни научных сотрудников (коими являлись члены группы). В дальнейшем эта тематика окрасилась в эсхатологические тона. Появилась тема «умершего Конструктора», «поющих роботов» и «кислот, проникающих в кровь». Предельная «дегуманизация» электронного жанра и романтизация «роботов», «профессоров», «конструкторов» и нашла свое отражение на альбомах «Кислоты» (1987) и «Демократия и дисциплина» (1988).
Достойна упоминания и группа «Метро», развивавшаяся в электронно-романтическом ключе, а также «Альянс» образца 1988 — 1989 гг.
Следующим этапом в развитии «техноромантики» стало появление группы «Биоконструктор». Эта группа аккумулировала все достижения жанра, сгладив характерные для предшественников крайности. Космический пафос «Отряда им.В.Чкалова», ироническая склонность «Центра» к перечислениям экзотических названий, и «дегуманизированные» персонажи «ночного проспекта» нашли в «Биоконструкторе» гармоничное и стильное сочетание.
После распада «Биоконструктора» к двоим из его бывших участников (Лене Величковскому и Андрею Кохаеву) присоединились двое новых (Владимир Нечитайло и Роман Рябцев). В результате была создана группа, совершившая революцию в жанре «техноромантики». Это было подведение итогов прошлого и новая веха в истории жанра. Группа «Технология» вывела советскую «техноромантику» из душных и узких рамок андерграунда, сделав ее массовым искусством. Как сложатся пути «техноромантики» в дальнейшем покажет будущее.
И.С.


Обсуждение