Йорме Кауконену всегда нравилось делиться опытом, преподавать. Еще до «Airplane», только закончив университет, он преподавал гитару начинающим музыкантам. Сейчас на его счету несколько видеошкол игры на гитаре, как акустической, так и электрической. Но и этого ему показалось мало: в холмистых, заросших лесом предгорьях Аппалачей Йорма со своей женой (и, по совместительству, менеджером «Hot Типа») Ванессой создали «Fur Peace Ranch», гитарный лагерь-мастерскую. Здесь обучают как начинающих, так и уже искушенных музыкантов. Инструментальные классы не ограничены гитарой: есть семинары по клавишным, басу, ударным, губной гармошке, композиторскому и вокальному мастерству, даже по менеджменту в шоу-бизнесе. А инструкторами выступают настоящие «звезды»: помимо самого Йормы и других участников «Hot Типа» (каждый из которых тоже замечательный музыкант и имеет как минимум по одной видеошколе), это и «бог фолка» Арло Гатри, и открывший Джими Хендрикса Джон Хэммонд-младший, и легендарный клавишник Мерл Сандерс, и не менее легендарный Рой Бук Байндер, и многие другие. Есть на «Fur Peace Ranch» и своя 32-канальная звукозаписывающая студия, «Hillside Farm Studio», где были записаны последние сольные альбомы Йормы.
Пользуясь знакомством, я задал Йорме несколько вопросов. Итак,
Уже в 16 лет он играл рок-н- ролл. Но только познакомившись с известным музыкантом Яном Бачанэ- ном (случайно оказавшимся соседом по комнате в университете) и послушав местного священника (по совместительству — легенду блюза) преп. Гэри Дэвиса, открыл для себя кантри- блюз и технику игры быстрым перебором (finger picking), ставшую его фирменным знаком. В 1965-м году он присоединился к начинающей группе, ставшей одной из самых интересных в рок-музыке — «Jefferson Airplane». А в 1970-м, не покидая «Airplane», они с басистом Джеком Кэсэди основали «Hot Типа», группу, повлиявшую на целое поколение фолк-блюзовых музыкантов. За 40 лет он переиграл практически во всех стилях, от рок-н-ролла и кантри-блюза до хард-рока и психоделики, записывался с Джанис Джоплин, Джими Хендриксом и Джерри Гарсией.
J.: Если можно, я сначала расскажу немного о ситуации с музыкой у нас, в России. Мы находимся в глубочайшей яме. Для музыканта трудно не только заключить контракт с лейблом, но и просто играть свою музыку, давать концерты, все стоит денег, а клубы, в основном, запрашивают довольно много. Да и с информацией плохо: наш журнал — практически единственное крупное издание, пишущее о независимой и не очень известной музыке. Я знаю, что в 60-е годы в Штатах тоже существовала такая проблема. Изменилась ли ситуация? Что сейчас происходит с независимыми, но талантливыми музыкантами? Не находятся ли американские музыканты в точно таком же положении?
Йорма: Не знаю, хорошо это или плохо, но времена меняются, меняются быстро и радикально. Конечно, у многих музыкантов в Штатах такие же проблемы, как у ваших. Но я надеюсь, что с развитием Интернета все изменится. Не знаю пока, как, но изменения обязаны произойти. Все-таки, на дворе 2001 год!
Что касается нас, то «Jefferson Airplane», а затем и «Hot Типа» имели стабильный контракт с RCA, одним из самых крупных лейблов в Штатах. Потом и «Hot Типа», и я лично переместились на небольшой лейбл в Бруклине под названием «Relix Records». А теперь мы с Ванессой подумываем о собственном лейбле: уверен, у нас получится не хуже. «Jefferson Airplane» начинали как андег- раундная группа, но, подписав контракт с RCA, быстро стали, в какой-то, возможно, не очень большой степени, частью «истеблишмента». Может быть, другие участники группы со мной не согласятся, это их право, но мое мнение таково.
J.: Возвращаясь к 60-м: ты играл в такой неоднозначной группе, как «Jefferson Airplanе». Но это было давно, многие считают, что с тех пор все изменилось, что они стали другими, что музыка, которую они делали, была дерьмовой и что люди, с которыми они общались, были дерьмом. А что ты сам думаешь о 60-х и своей роли в них?
Йорма: Хороший вопрос. У нас здесь есть такая шутка: «Мнение — как задница: у каждого есть и у каждого своя». Так вот, моя такая (смеется): «Jefferson Airplane» образовались 35 лет назад и просуществовали 7 лет, очень небольшую часть моей жизни. Я пришел в группу как фолк-блюзовый гитарист — им и остался до сих пор. Коммерческий успех «Jefferson Airplane» позволил мне, Йорме, быть неплохо оплачиваемым фолк-музыкантом большую часть жизни. Меня даже включили в Зал славы рок-н-ролла. По- моему, группа писала и играла очень интересную для того времени музыку, часть из которой интересна и сегодня. Мне не сложно жить с этим, «бремя славы» не давит. Что хорошо в музыке — если ты «завяжешь», никто не умрет. Дерьмо… Ну, не знаю. У каждого может быть свое мнение, а твое дело, принимать его или нет.
J.: Среди музыкантов есть кто-то, кто тебе духовно близок, кто повлиял на тебя больше других?
Йорма: Их очень много, за каждым именем — отдельная история. Ян Бачанэн, открывший мне дверь в музыку и научивший играть. Преп. Гэри Дэвис, от песен-молитв которого у меня голова кругом идет. «The Staple Singers», Махалия Джексон, Брауни Макги, Бо Картер, Преп. Томас А. Дорси, Винс Гилл, Элисон Краусс… Продолжать? (смеется)
J.: Скажи немного о Джеке Кэсэди, бес
сменном басисте «Jefferson Airplane» и «Hot Tuna» — вы ведь знакомы больше 40 лет, а сейчас сыграли серию концертов под названием «Original Hot Tuna» — впервые за 20 лет вдвоем. Кому пришла в голову идея такого тура? И почему вы так долго не играли вдвоем, в акустике?
Йорма: Да, Джек — один из самых старых моих друзей. Мы пришли в этот бестолковый бизнес вместе и, слава Богу, вместе до сих пор. 20 лет… на самом деле, это не совсем так. Мы играли вдвоем году в 85-м или 86-м. А нынешние концерты заявлены под названием «Original Acoustic Hot Типа» просто для того, чтобы не путать с электрическим составом, где кроме меня и Джека играют еще Майкл Фальзарано (гитара), Пит Сирз (клавишные) и Харви Сорген (ударные). Мне кажется, это Ванессе пришла в голову мысль об акустическом туре — не знаю, почему мы этого не сделали раньше… Может, надо было агента сменить? (смеется)
J.: Последний студийный альбом «Hot Типа»
вышел 10 лет назад, в 1990-м году. Между тем, ты записывал сольники, по которым видно, что новые песни у тебя есть, да и талант никуда не пропал. Почему тогда такая пауза? И услышим ли мы еще хотя бы один студийный альбом «Hot Типа»?
Йорма: Записывать группу целиком — довольно дорогостоящие дело. Да и мы уже не подростки, чтобы для нас главным было выпустить новый альбом. Может, это звучит не очень радостно, но, чтобы что-то сделать, приходится тратить деньги. А на сольники уходит не так много: меньше людей задействовано, меньше времени на запись и все такое… Собственно, я могу вообще писать их у себя в домашней студии и не иметь с этим никакой головной боли. Вообще, я предпочитаю, чтобы голова поменьше болела. Конечно, мы периодически вспоминаем, что надо бы записаться группой в студии, так что альбом со временем обязательно будет. Но сначала придется сделать кое-какие приготовления, а как-то все не до того…
J.: Давай поговорим о твоем на сегодня главном проекте — Fur Peace Ranch. Как все это работает, кто это придумал, кто руководит процессом?
Йорма: Ванесса, ее сестра Джинджер и я, мы начали думать об этом лет 10 назад. Мы с Ванессой купили 119 акров земли на юго-востоке Огайо, так что место было. 5 лет назад мы, наконец, оторвали свои задницы от дивана и начали что-то делать, зарегистрировались, открыли счет — ну, все дела. И уже четвертый год как работаем. На нашем сайте, www.furpeaceranch.com, все написано более подробно, чем я могу объяснить. Если коротко, то мы работаем с февраля по ноябрь. Все это расположено в самом первобытном углу самого первобытного штата. Место очень красивое, но заняться абсолютно нечем — чтобы сосредоточиться на музыке, лучше и не найти. У нас есть ферма, но выращиваем мы только музыкантов. Как говорит один наш сосед, настоящий фермер: «Если ты считаешь, что за преступления не платят, займись сельским хозяйством». Так что — только музыка. Мы приглашаем много известных музыкантов в качестве инструкторов, в общем, такой оазис талантов, причем студенты в нем не на последнем месте.
J.: Как ты считаешь, обучение здесь действительно полезно людям или они просто посмотреть поближе на Йорму, Джека и других «звезд»?
Йорма Ну, у нас же не Диснейленд, правда? Мы с Джеком — не единственные инструкторы, их много. Главное — это разделить удовольствие от музыки, которую мы делаем все вместе.
J.: Тебе исполнилось 60. Тебе все еще нравится играть музыку? Как долго ты собираешься это делать?
Йорма: Я буду играть до тех пор, пока мне есть, что предложить, и пока получаю удовольствие от этого. Я не очень люблю ездить столько, сколько приходится, но ради музыки я согласен ехать куда угодно.
J.: Грейс Слик, с которой вы вместе играли в «Jefferson Airplane», недавно написала автобиографию. Ты читал ее? Не хочешь написать что-нибудь подобное? Или, может быть, «Как оставаться молодым в 60»?
Йорма: Да, я читал эту книгу. Собственно, у меня экземпляр с автографом автора, (смеется) Я все время пишу, может быть, со временем из этого и получится книга. Но я совсем не в восторге от всевозможных рассказов о том, как кто-то с кем-то целовался. По-моему, в любой книге это самое скучное. Не думаю, что моя личная жизнь интересна кому-то, кроме меня самого. Меня больше увлекает то, что у человека в душе, о чем он думает. Что же касается «оставаться молодым»… Если узнаешь, как это сделать, дай мне знать. (смеется) На самом деле, я замечательно себя чувствую и жизнь прекрасна!
J.: Я где-то читал, что родители твоей мамы из России, да и Финляндия, откуда родом твой отец, тоже была частью России. Никогда не думал о «возвращении к корням»? Или хотя бы сыграть здесь?
Йорма: Мама моей мамы была из Ленинграда, а отец — из Киева, родители моего отца — из Финляндии. Вообще, то, что они поженились, очень странно, учитывая революцию и войну 1940-го года, не находишь? Я и сам приезжал в Россию в 1963-м с дедом и бабушкой, был в Ленинграде и Москве. Мне очень понравилось, с удовольствием приехал бы еще… поиграть или так. Русские — крепкие и сильные люди, финны тоже. Я горжусь, что их кровь в моих жилах.
J.: Последний вопрос: есть ли что-то, чего ты не достиг в жизни, чего тебе бы хотелось, но ты так и не получил?
Йорма: Я, вообще, очень счастливый человек. Жизнь преподнесла мне больше подарков, чем я могу сосчитать. Я становлюсь счастливее с каждым днем — и не оглядываюсь назад. Ну, по крайней мере, пытаюсь. (смеется)
Беседовал J. Андрей Манухин Photos: Itamar Gat/Eyes Of The World Photography, used by permission
Отдельное спасибо Ванессе Лилиан Кауконен за помощь в подготовке публикации