THE GHOST DOG: WAY OF THE SAMURAI

Так уж получилось, что у прекрасного фильма 99-го года в прошлом году появился очень хороший саундтрек. Поэтому хочется рассмотреть их вместе.

Великий нью-йоркский кинорежиссер Джим Джармуш снял новое кино, не менее интересное, чем нашумевший «Мертвец». Его новый герой — большой такой афро-американец (проще — негр) по имени Пес-призрак, живущий в маленькой лачуге на крыше многоэтажки в Бруклине. Он разводит голубей и работает киллером на мелкого мафиози из итальянской «семьи». Но не думайте, что Джармуш переключился на обыкновенные боевики о разборках в «Гнилом Яблоке»: когда-то Пес- призрак прочел японский самурайский трактат «Хагакурэ» и стал на Путь воина. В итоге получился фильм о том, что по ту сторону добра, зла и христианской морали вообще. Фильм о Пути. Окружающая «цивилизация», место действия и эпоха для воина ничего не значат: на рубеже XXI века он живет в соответствии с древним кодексом и это не ролевая игра. Это вообще не игра. Кодекс указывает Путь к свободе через самоотречение и внутреннюю дисциплину. Фильм о смерти, к которой самурай готовится всю жизнь.
На главную роль Джармуш пригласил Фореста Витекера, отнюдь не секс-символа и не элитную звезду «черного» кино. Определенную известность Форест получил по фильмам «Взвод», «Цвет денег» и «Особь». С виду он какой-то неуклюжий… но с ролью самурая справился блестяще.
Режиссер уделил очень много внимания прорисовке деталей: ночные улицы, люди, быт. Очень много крупных планов. Ряд эпизодов перенесен на американские улицы прямо из японского средневековья.
Из-под бетонно-асфальтной корки мегаполиса рвутся к просветлению люди. Два человека, которые слушают и понимают друг друга. Один из них знает только французский. Другой — только английский. Они нашлись в этом страшном город€. Они лучшие друзья. А на крыше соседнего небоскреба человек строит корабль. Пересказать это невозможно — надо смотреть.
Как и в «Мертвеце», музыка здесь играет очень важную роль. Тогда все придумал и сыграл старый хиппи и если верить критикам, не то «патриарх кантри-рока», не то «крестный отец гранжа», одним словом, Нейл Янг. В новом фильме Джармуша совершенно другая эстетика — и музыка, соответственно, тоже. Если в большинстве голливудских фильмов смысл 0ST (Original Sound-track) сводится к тому, чтобы нагрести побольше песен популярных артистов для раскрутки «суперского блокбастера» (в современном российском «большом кино» сейчас примерно то же самое — вспомните какого-нибудь «Брата-2»), то в Нью-Йорке идут по пути более интересному. Саундтрек «Пса» (The Album) — единая концептуальная работа сборной черных бруклинских рэпперов под командованием банды RZA. «Нигги» из числа тех, которые ходят по улице со здоровым кассетником, потом садятся на лавочку в парке (как в одном из эпизодов фильма), включают пленку, на которой записано несколько простых треков и начинают помахивать руками и читать рэп, сочиняя на ходу истории, вступая в творческие диалоги. Парни, которых никогда не возьмут на MTV, потому что именно они и есть «голос улиц», они слишком настоящие и, стало быть, лишены искусственного блеска звезд теле-хип-хопа. Интересные лупы, несложные ритмы. Преимущественно негромкая музыка… Бешеная энергетика. Говорят о Пути Самурая, об одиночестве в мире, лишенном гармонии, о себе, о несправедливости, о жестокос-
смерти и о прочих серьезных вещах, которые традиционно волнуют «ниггов». Местами появляется красивый женский вокал, но вот он уступает место жесткой агрессивной «читке» и два МС начинают жонглировать словами, то нарочно отставая от музыки, то забегая вперед. Кое-где появляются минорные распевы, которые вот-вот превратятся в плач (это что-то среднее между регги и хип-хопом). Между песнями цитаты из «Хагакурэ». Короче, после того, как прослушал эту запись, понял, что ничего не знаю про рэп. И захотелось узнать.


Обсуждение