Глиняные Мужички и Санбермек Порубайя /Вторичная Целостность/ Содружество концентрированных псевдоконей, 2000
Неприятные сказки — вот лучшее жанровое определение литературной основы 19 композиций питерского проекта «Глиняные Мужички и Санбермек Порубайя». Не страшные истории, которые пионеры громко шепчут после отбоя, а именно неприятные. Персонажи смутного сна (смутного времени?) — свинья Донна Беломорда, космонавт по прозвищу Мастер Подкова, Синий мальчик, кормовые люди. Такие сказания могли исполняться под гусли каликами перехожими, а сегодня это звучит под электрические клавиши синтезатора. В одной песне упоминается Джонни Роттен. Действительно, поют ведь про гниль всякую (то есть, про жизнь нашу чудесную).
Проникновенная маниакальная мелодичная заунывность — вот точная характеристика музыкальной составляющей (а никакой не панк-рок, как вы подумали). От такой сказочной действительности (или от действительной сказки) не спрячешься. Остаётся, подобно Глиняным Мужичкам и порубайенному Санбермеку, смастерить гусли, переносной комбик, собрать похавать и — в дорогу. Авось волки не съедят, а люди добрые приголубят.
Нелегальное коммерческое использование преследуется и пресекается.
Контакт:
почта (лейбл): 198332, Россия, С.-Петербург, а.я. 51, Кирилл Михайлов
e-mail (лейбл): notlg@mailru.com
Мёртвый Коля /Антисоциальные Слонцы/ Содружество концентрированных псевдоконей, 1999
У некоторых Питер неправильно ассоциируется с Невским проспектом, Зимним дворцом и ещё какой- то там «Авророй». А ведь Питер словно создан для того, чтобы раскатывать по нему на трамваях. Сядешь, бывало, на конечной, откроешь «Степана Разина», рыгнёшь — и до конечной. Потом выйдешь: рыгнёшь, сольёшь, снова сядешь — и снова до конечной. И потом снова до конечной, и снова до конечной, и снова до конечной, и снова до конечной, и снова до конечной… Перебор со всем — с поездками на трамваях, с количеством эпитетов, с наивностью, с заунывностью, с девственной упёртостью, с петушиностью арий, с чувством юмора, с перечислением городских! реалий — вот излюбленный творческий приём новых жителей Петербурга: антисоциальных слонцов, королей дворового панка (не путать со street punk). Вынести под балкон магнитофон «Электроника», подключить к нему гитару и начать голосить куплеты, невзирая на детей в песочнице, их мамаш, дворников,; других слонцов и алкоголиков. Названия куплетов: «Полбутылки»,- «Хочу быть индейцем», «Мотопед», «Маша», «Влюбился», «Тётенька», «Лицом в говно», «Антисоциальная личность» и ещё 22 оригинальных названия. Почти 71 минута чистого кайфа. Шнур выключен, Псой Короленко окуклен, Сантим разменян и промотан до последнего су.. «Мёртвый Коля» rules!
Контакт:
почта (лейбл): 198332, Россия, С.-Петербург, а.я. 51, Кирилл Михайлов e-mail (лейбл): notlg@mailru.com
Ножик Chups /Vamp babes Hyper Utesov / Solnze Records, 2001
Компакт принесет счастье любителям рок-н-ролла, серфа, панка, хард-кора, авангарда, и поклонникам советской эстрады. Этот питерский проект Олега Гитарки- на («Нож для Фрау Мюллер») и Игоря Вдовина поразительно удовлетворит всех и каждого. Он сочетает в себе все. Я не шучу. Вполне серьезно констатирую, что этот альбом — коллаж. Это реальная сэмплоделика на основе «мондо»-стиля в кино 60-х годов. «Мондо» — монтаж документальных кадров этно-экзотики с трансвеститско-некрофилическими бреднями и сценами из жизни животных, НЛО, жизни супермакетов и прочий бессвязный ассоциативный эпатаж. Это «трэшевый» («мусорный») в исконном музыкальном смысле обаятельный альбом-саундтрек. Поскольку голоса и половина звуков — сэмплы из безумных фильмов Эда Вуда «Розовый фламинго», «Оргии мертвых» и короля дурновкусицы 60-х Расса Мейера, то творчество Гитаркина можно отчасти сопоставить с делом Дэви Аллена, который лепил «серф-трэш» в огромном количестве и украшал ими фильмы Роджера Кормана. Сами музыканты стилистически определяют свой альбом про вампиров с пластмассовыми клыками и засохщими кетчупом на груди как серф, «easy» ,чуточку «хард-кора» и никакого «post easy listening» (в одной рецензии мелькнуло это глупое словосочетание). Автору той заметки посвящается один из треков этой пластинки — «Post Easy Х…йsепing». Еще вам предстоит «побалдеть в постели с герлой/френдом» [(это лучшее место для прослушивания) от таких хитов как «SuperJ Megera», «Ozverin Classik», «Джеймс Бонд спасает мир от аэровафель». Все самое веселое и отвратительное в одном флаконе. Контакт:
официальный сайт: http://www.messerchups.com
e-mail: www@messerchups.com
media children /2000
Лайв-демо американской панк-группы распространяется в России Шараповым, «media children» поют (орут) о тяжкой доле человека и, в частности, женского человека, в современном капиталистическом обществе. Здоровая доля истерики в доминирующем женском вокале, некоторая доля агрессивности в мужском (когда он изредка проявляется). Между песнями вокалистка читает стихи и толкает социально и политически мотивированные телеги — за освобождение человека и человечества,
против угнетения женщин, общества потребления, засилья ТВ и пр. Песни — о том же. Музыка — быстрый анархо-панк. Вставляет.
Контакт:
почта: Independent Alternative Таре Library, P.O.Box 6188, Fullerton, CA. 92634, USA
почта (распостранение): Шнапстер Саунд Систем: 195009, Санкт-Петербург, а.я. 30, Дмитрий Иванов e-mail (распространение): iqO@pisem.net
Reelroad / 2001
Первая половина альбома вгоняет в сон, хотя надо отдать должное огромному набору разнообразных инструментов (около 20 мудренных наименований, в том числе несколько разных флейт и барабанов) и очень хорошей сыгранности. Однако, со второй стороны становится ясно, что кассету можно использовать не только вместо колыбельной. Три последние вещи просто очень хороши. Но, в целом, альбом, пусть и записанный «живьем» на студии питерского Зоопарка, не отражает реального живого звучания группы, что очень важно в «кельтской» музыке. (Хотя «кельтами» «Reelroad» можно назвать лишь с большой натяжкой: их фолк-корни весьма разнообразны — тут и «венгерская», и «полька»,; и «мазурка».) Короче, стоит послушать альбом, но потом обязательно сходить на их концерт. Иначе не поймете прелести.
Контакт:
e-mail: dow@mail.wplus.net
Blues.ru /1-й Московский фестиваль «Блюз.ru-2001»/ Андрей Евдокимов / Blues.ru, 2001
Промо-кассета, выпущенная неустанным пахарем российской блюзовой нивы Андреем Евдокимовым специально к одноименному фестивалю, в очередной раз доказала: | блюз в России есть. Только вот какой? По сравнению с аналогичным релизом позапрошлого года, имен стало в два раза меньше. Помнится, я тогда (N 1, 2000) просила еще жанрового разнообразия — пожалуйста. А знаете, что обидно? Что именно это «разнообразие» на кассете и имеет смысл слушать: «Big Blues
Revival» с фантастической пародийной версией навязшего на зубах «Smoke On The Water» (сыграно даже соло, с точностью до ноты, но — на акустике со слайдом!), Кожекин&Жук, Голованов. И крышеснос — «Green Square» акустический блюз в формате 30-х годов, с| солирующим кларнетом и офигенным вокалом Тамарки Кожекиной. Остальные, похоже, меряются крутизной шляп и хриплостью голосов, как мальчики в песочнице. Короче, прогресс в блюзовых релизах очевиден, главное теперь — дожить до конечной точки этого прогресса. Долой хрипатых халявщиков! Да здравствует блюз!
Контакт:
официальный сайт фестиваля: http://www.blues.ru/
Наизнанку /Остатки событий/ Андрей Богданов, 1999
Жил когда-то на свете человек, своим творчеством предвосхитивший столько направлений и стилей современной музыки, что пальцев не хватает ни на руках, ни на ногах. Его звали Фрэнк Заппа. Он был большим оригиналом. Настолько большим, что даже памятник ему поставили в Латвии. И умер, как жил — более оригинальной болезни, чем рак простаты, в рок-музыке до сих пор не нашлось. Но, как говорится, «любим мы его не только за это». Любим мы его за Волшебство его музыки.
Судя по всему, брестская группа «Наизнанку» тоже очень любит Фрэнка Заппу. И, что не может не радовать, делает так, что хочется слушать и слушать. Сухая статистика: 45 минут, 5 композиций, одна — на «стихи» Ильфа и Петрова, одна — шекспировский монолог Гамлета (в оригинале), одна —инструментал, две — на собственные тексты, одна из них — по-немецки. Но это — не главное. Главное — музыка. И тут слова кончаются. Слушайте.
Контакт:
e-mail: vozdookh@mail.ru
Разнотравiе /Каторга/ MDS Records, 2001
Рыбинское «Разнотравiе» мы уже видели в Москве — на кельтском фестивале ко Дню святого Патрика. Тогда они вызвали много вопросов. Выход альбома, кажется, большинство вопросов снял. Митя Кузнецов (экс-«Седьмая вода») сотоварищи доказали, что в России можно делать «авторский» славянский фолк, не скатываясь в попсу или рок и не используя электроинструменты. Кое-где, правда, просматривается влияние world-music, особенно т.н. «балканского» направления, но, в конце концов, славяне живут и там.
Голос вокалиста напомнил мне древний «Ариэль» (между прочим, долгое время считавшийся лучшей фолк-рок-группой страны), а из инструментов особенно запомнились колесная лира и гусли. Если бы не небольшие огрехи в сведении, запись можно было бы считать идеальной. Но ведь и Рим не сразу строился… В любом случае, очевидно, что «Разнотравiе» заслуживает самого пристального внимания.
Контакт:
официальный сайт: http://raznotravie.rdc.ru/ e-mail (группа): raznotravie@maiLru e-mail (менеджер в Москве): gebo@land.ru
Последние Танки в Париже /Гекс@ген
Ипекакуана Рекордц / Шнапстер СС / Егазеба Рекордц, 2001
Когда мне принесли кассету с усатым Гитлером-Путиным, я сразу ее включила, благо не первый их альбом, имею представление. Ожидала анархо-панка, сырого и хорошего, но предсказуемого. А получила…
Это вообще трудно оценивать, как и все гениальное: выборгских ПТВП сравнивать уже не с чем. Я ждала эту группу очень долго. Не знаю, что скажешь ты, вечно не согласный со мной читатель, но в российском панк-роке им равных нет. Семнадцать быстрых выстрелов, каждый из которых убьет наповал: панк, рэп-кор, и все что хочешь. Посреди страшной обезумевшей страны бьется в истерике Леха Никонов, раздираемый изнутри небесной любовью и черной ненавистью. Невозможно угадать о чем он будет петь через минуту — он поет сразу обо всем ведь ему нужно успеть сказать очень много. Одинокий поэт, слово которого сильнее, чем «глаза ментов», автомат или мешок с гексогеном. ПТВП — настоящие. Каждый, кто услышал их и понял — чуть-чуть изменился. Навсегда… Тихие щелчки — это в плейере раз за разом щелкает реверс. Уже вторую неделю.
Контакт:
e-mail: ptvp@freemail.ru
Илья Сёмкин /Рычание ягнят/ 1999
Классик питерского акустического андеграунда, Сёмкин отдаёт дань Б.Г. (одна песня на «стороне лирики») и «Г.О.» (одна — на «стороне физики») — этим Сцилле и Харибде русского рока, чтобы уйти куда- то, пусть не в даль, но в сторону. Что это? Бардовское? Гор.романсное? Помилуйте ,все стили придумали журналисты. Человек довольно тихо, без надрыва и лишней патетики, но и без ненужного умствования, поет песни под акустическую гитару, бас и перкашн. Нерв есть, смысл есть рок-музыка.
В текстах и подаче есть немного усталости конца века, обычной усталости жителя полунищего русского мегаполиса. Сёмкин и музыкант, и поэт какой-то негромкий (что не значит — бесталанный). Пишет просто и о простом. Поёт без изысков, что отмечалось выше. Но впечатление очень цельное и очень сильное, и от музыки, и от текстов. На безрыбье и боль – рыба
Надо мной и тобой — небо
Либо хлебом живи, либо
Не получишь совсем хлеба
У меня для тебя краски
У тебя для меня сласти
Мы наденем свои маски
Только это ли есть счастье?
Не знаю, как вам, а мне после такого и впрямь верится, что «однажды рычанье ягнят прозвучит словно»Дым над водою»».
Юлия Теуникова /Катится/ Хор, 2001
Как такое можно выпускать, просто непонятно. Если бы речь шла о некой Маше Ивановой, активистке колхоза «Заря Ильича», впервые пришедшей летом 1958 года для записи «звукового письма» в студию управления местной промышленности, что в райцентре, справа от чайной, то и тогда стоило бы строго спросить с директора и звукооператора: «Вы чё, мужики, совсем?! Девку нашу позорить не дадим!» И натруженным кулаком — хрясь по столу! Но речь-то идёт о Юле Теуниковой, одной из немногих по-настоящему оригинальных и интересных певиц современного российского андеграунда, известной своими «звукописными» шедеврами уже не первый год. Есть вообще на фирме «Хор» чувство ответственности у кого-то или нет? Ну, записали талантливого человека хуже, чем сонмище безвестных маш Ивановых в 1958 году, но что, не могли забраковать, остановить процесс на полпути? Или уже всё равно, что выпускать? Абсолютно мёртвая запись. Много раз слышав Юлю на концертах (и ведь каждый раз — холодок по спине, так цепляло!), не могу поверить, что это именно она так залажала в студии. Впрочем, неважно, да и оправдания не принимаются. Такую запись просто не надо было выпускать. Но, раз уж выпущена, теперь не надо покупать. Может, собаки Павлова среагируют хотя бы на финансовый пролёт?
Контакт:
официальный сайт:
http://www.theu.narod.ru
e-mail: peasedeath@pisem.net
Юлия Теуникова /Сумерки/ JSR, 1999
Другое дело — концертник, вышедший на питерской JSR. Конечно, и тут запись сделана не без г… (контакты у них, например, на стыках попёрдывали). Но его хочется хотя бы рецензировать всерьёз, ибо здесь у слушателя есть теоретическая возможность получить адекватное представление о вокальных данных, исполнительском мастерстве и подлинном уровне таланта Юли. Образный ряд юлиных песен, конечно, не весел. Но он дополняется своеобразной работой со звуком — и гитара, и голос будто бы перепрыгивают со ступеньки на ступеньку: то вприпрыжку, как шарик ртути из разбитого градусника, то медленно, словно пролитая сгущёнка. Кто-то из критиков назвал это «русским рэпом». Хм, навряд ли… Но то, что это не традиционная рок-музыка — вполне определённо. Слушателю, в любом случае, требуется проделать большую работу по преодолению излагаемого материала. Слушать как фон категорически невозможно. Зато, если сосредоточиться, несколько мгновений торжественного оцепенения вслед за последним аккордом последней песни — обеспечены.
Контакт:
официальный сайт: http://www.theu.narod.ru почта (лейбл): 192071, СПб, пр. Славы, 36-47
Чернозем 2 /Прекрасное далеко 2001
Новый D.I.Y.-CD тюменского «Чернозема» после первого же прослушивания занял место в моей основной фонотеке где-то между «Гекс@геном» «П.Т.В.П.», «Babylon By Bus» Боба Марли и «Heart and Soul» замечательной группы «Joy Division». Очень хорош «Чернозем» на этом альбоме. Несмотря на почти полностью убитый при студийной записи драйв. Несмотря на то, что Джексон часто поет мимо нот. Это все мелочи. Песни-то какие (хотя бы на уровне задумки)!»
Музыка цепляет, а тексты так вообще. Почему на «Чернозем» до сих пор не валят толпы? Не знают или просто не понимают? Слишком умно для панков? Рудкин, который
подарил старой поклоннице правдоискательских групп сей диск, во обще сказал, что участники «Чернозема» считают себя исполнителями духовно-танцевальной музы-
ки. «По-моему, все-таки философско-танцевальной,» — не согласился с коллективом продюсер-директор Рудкин. Все это так. Или не так. Вообще, долой классификации! Самое интересное здесь — такие редко встречающиеся в наши дни вещи, как предельная жесткость и четкость сильных и глубоких образов, которым веришь, которые чувствуешь и понимаешь. В то же время, нет привычного для поклонников «русского ГО/ИПВ-рока» гневного пафоса — вместо того, чтобы бить себя кулаком в грудь, «Чернозем» балансирует между яростным обличительством и какой-то поразительной иронией, в том числе и по отношению к себе. «А Москва слезам не верит, / Москва слезам не верит. / Все хотят быть судьями. / Каннибализм», издевательски поет Кокорин-Джексон, ехидный и лукавый. Скоморохи.
Я-Ха и «Уроды»
Самоход
JSR, 2000
Под этой обложкой выпущен концерт питерских музыкантов в московском клубе «Форпост» 10 июня 2000 г. Я-Ха, насколько я знаю, живьём почти не выступает, предпочитая студийную работу и потому состав музыкантов от концерта к концерту меняется. На этот раз, помимо самого Я-Хи, в качестве «Уродов» подвизались Свет-
лана Чапурина на басу и Олег Кукович на барабанах. Играли смесь сибирского панка, русского рока и частушечно-фолковых мотивов. Тексты — концентрированный русско-народно-технократический кошмар. Адекватно времени, но без особых открытий.
Сыграно и спето искренне, с некоторым даже драйвом. Боль и эсхатологические переживания автора понятны и вызывают сочувствие. Но это ведь не просто исповедь или разговор за бутылкой — речь-то идёт об искусстве, а потому — чего-то не хватает. Чего-то очень существенного, типа оригинальности и самобытности. Ой, да! Ой, да… Контакт:
почта (лейбл): 192071, СПб, пр. Славы, 36-47
Тропа Войны
The Dartz / The Dartz IV
The Dartz / Шура Г. Пэтрович, 2001
Концертный альбом замечательных питерцев, названием навевающий ассоциации со знаменитым «рунным» альбомом «Led Zeppelin», не вдохновил. Может быть, оттого, что из 30 записанных и 14 отобранных композиций, «большая часть которых звучала до этого только на концертах и не входила в альбомы», как было заявлено на сайте группы, половина оказалась как раз входившей в альбомы. Конечно, очень приятно услышать «Холодные камни» в новой аранжировке, но остальные «старички» не имеют никакого морального права находиться под обложкой этого альбома, пока не записаны многие другие ударные номера. А новые песни, за исключением русско-бретонской «Под горой» мне лично показались излишне лиричными и слегка вымученными. Кроме уже упомянутых «Под горой» и «Холодных камней» выделяется
только 13-минутная еврейско-русско-ирландская песня про кавалериста Дональда МакГиллаври (он же Щорс, что дает повод отечественным растаманам задуматься о
корнях ирландской музыки). Что до исполнения, оно по-прежнему на высоте. А вот внутреннего стержня не хватает.
Контакт: официальный сайт: http://dartz.arcadia.spb.ru/