ХРОМАЯ СУДЬБА «НЕИЗВЕСТНОЙ ЗЕМЛИ»

Панки-скоморохи из Ярославля

Когда я подъезжал к Ярославлю, мне вспоминались времена первой половины 80-х годов прошлого века (как звучит, но ведь правда!), когда Шевчук жил и творил в Уфе, Бутусов в Екатеринбурге, Ревякин в Новосибирске, Башлачёв в Череповце. Провинция дала немало рок-героев, сейчас она поставляет их в ещё большем количестве. Настала пора отметиться и древнему Ярославлю. Представляю вниманию читателей «Неформата» Захара Потёмкина и его группу «Неизвестная Земля», которая не затеряется на любом рок-фестивале и среди любых рок-звёзд.

«НЗ» прошли в своём существовании уже полный зодиакальный круг. За эти 12 лет группа записала семь альбомов, неуклонно прогрессируя в качестве звука и песен. С самого первого альбома («Хромая Судьба», 1992) Захар повёл линию, как он выразился «рок- нью-фолка», создав такой сплав русского рок-н-ролла (не рока) с русским же фольклором, который получался только у «Ноля» да у «ДК» с «ВК».
На 1994 год приходится всплеск звукосессионной активности группы. Выпущены три альбома: два студийных — «Град Обреченный» и «Сказка о Тройке» и, записанный в самом конце 1993 года, концертный «Старую шкуру — долой!». Последний из которых является показателем того, что «НЗ» достигли высшего уровня среди ярославских рок-групп. Сам Захар вспоминает о выступлении на ярославском рок-фестивале в 1994 году:
Первый раз на НЗ народ между рядами сидел. Вот тогда я почувствовал себя триумфатором.

До триумфа, в самом деле, было ‘ близко. Студийные записи «НЗ» прогрессируют и в техническом, и в творческом смысле. В 94-м выходит альбом «Жук в муравейнике», самый любимый у Захара. Далее следуют «Отягощённые Злом» (1995) и «Пикник на обочине» (1996). Эти два альбома в своё время удостоились наибольших похвал рецензентов FUZZ’a. Песня «Солнце догорает в золе» попадает на сборник «Fuzzbox. Model three», где выглядит настоящим перлом среди многих других продвинутых и заумных экзерсисов. Затем было первое место в хит-параде «Русского радио», в конкурсе любительских записей «Весёлый чайник», которым занимался Алексей Лысенков. Но путь к славе был прерван по одной понятной причине:
В 96-м я познакомился со своей второй женой. Родился ребёнок. Щ Это всё затягивает ужасно, и кажется уже, что рок-музыка — это где-то так, для себя. Я стал вырыватъся, и у меня разрушилась семья. Получается, что я сам этого хотел? Да! Я — прирождённый рок-музыкант, меня можно только пристрелить. Я могу впасть в анабиоз, но не могу всё бросить. Вот почему не записывал, материал-то был. Но это ж нужно раскачаться, порепетировать, пойти договориться, то да сё. А тут с работы домой, ребёнок, жена.
А сейчас у меня есть время проанализировать ситуацию. Сам себе режиссёр, сам себе психолог. Ты понимаешь, что всё делаешь (это, конечно, грубо, но по Фрейду) для будущей самки, публики-самки. Я хорошо выступаю, когда долго не выступаю. Хожу Яна концерты, и начинаю других ревновать к публике. Я начинаю записывать альбом, выступаю от души, начинаю куролесить, ёрничать и скоморошничать.
Разговор о записи нового двойного альбома «За миллиард лет до конца света» ведётся с 1998 года. ‘ И вот только сейчас, кажется, всё: сложилось. Музыка «НЗ», судя по последним концертным записям, по-прежнему энергична и народна. Не обошлось и без современной всеобщей электронизации. Несколько песен будут делаться в стилях электронного фанка, трип-хопа и хип-хопа.
Я всегда хотел русского, этнического. В каждом альбоме присутствует русскость, скоморошество. И панк мне близок. Как на- правление, не как стиль жизни.} Панк-рок меня интересует своей — простотой, жёсткостью. Но тексты настоящих панков мне не нравятся, это уродство.
Надо найти тему, чтобы использовать её в панк-роке. Ты ищешь, — опа! — подходит. Сама тема должна выбирать стиль.
Захар — неординарный поэт, пишущий яркие, цепляющие стихи (даже не тексты). А это, к сожалению, становится редкостью у наших рокмэнов. Смысловая нагрузка песен стала жёстче:
На данный момент я почти не касаюсь политики, есть и лирика, но без слова «любовь». Творчество основано на самом себе, на религии, но с моей точки зрения.
Отношения Захара с Богом — особая статья разговора. На вопрос, атеист ли он, Захар отвечает: Нет. Я — агностик. Может, это и нехорошо с точки зрения православия, но я не хочу опускаться на колени перед небом. Как спел Миша Борзыкин: «Я ни-1 ешь когда не буду рабом у Христа…»

Я вообще не признаю Христа, как его признают во всём мире. Да, был персонаж такой. Творил ли он чудеса — не знаю. История дошла до нас писанная-переписанная сотни, тысячи раз. У меня философия такая: я — великого незнания, великого сомнения.
Для православия это плохо. Но великое незнание, великое сомнение должно присутствовать, тогда появляется истина. Друзья говорят: «Не гневи небеса».
Что чуть ли не «в тебе дьявол».
Я отвечаю: «Нет никакого дьявола. Есть Мироздание, Космос. Мы боремся между божественностью и человечностью. А дьявола мы сами придумали, дьявол — это отмазка.
Другая часть творчества (с горних высей да на грешную землю) ‘— это родные реалии Ярославля, ярославская тусовка:
Я приходил туда, наблюдал. Я могу с ними пить; сижу, слушаю их разговоры, иногда заумные, иногда слишком примитивные.
Они мне интересны, они все такие молодые и все такие умные! И всё это отражаю в своих песнях, всё, что они мне наговорили. Моя песня — это месть за причинённую обиду. Человек может попасть в такую же ситуацию, как Можно морду набить, а я сделаю по-другому: напишу песню, которая помогает таким же обиженным.
Я расстался с Захаром в тот момент, когда «НЗ» должны были начать запись, в связи с чем он был переполнен энергией и планами о концепции нового вышеупомянутого альбома. Можно пожелать ему и «НЗ» только того,’ чтобы эта энергия не пропала и преобразовалась в новый альбом, которого давно ждут все не такие уж малочисленные поклонники «НЗ» по всей России.
Алексей Анциферов


Обсуждение