M: ***

Эго был новый автомобиль, не то, что те, которые он брал напрокат. Когда садишься в машину, в которой уже кто-то ездил, в нос сразу ударяет этот запах, запах чужого. Кто были предыдущие хозяева? Неизвестно, что они делали в этой машине. Ездили на работу, в гости, ругались, ели и ещё чёрт знает чем занимались. И всё оставляет свой запах, запах незнакомого, не твоего. Но это уже в прошлом. У него появились деньги. Автомобиль теперь его собственный. Новый, солнце оставляет ослепительные зайчики на его боках. Пахнет чистотой и стабильностью. Вот она, новая жизнь. Ландшафт вокруг шоссе переходил от равнин с одинокими фермами, затерянными среди виноградников к предгорьям Альп. Вокруг бесшумно скользили машины. Люди в них плыли уверенно и, как казалось, слегка устало. Да и разве можно чувствовать себя неуверенно в такой день? Мимо промелькнула меленькая деревушка с церковью и виноградниками вокруг. Сильвия задумчиво изучала желтоватые скалы,
появляющиеся впереди. Приёмник наполнял автомобиль музыкой, которая, как казалось, лирично шептала: ‘ Всё хорошо. Теперь уже всё хорошо…”
Они уезжали всё дальше на север. Часам к шести уже можно свернуть на боковую дорогу и, углубляясь в какую -нибудь горную долину, начать поиски тихой гостиницы. Они ещё в Милане решили, что первую неделю проведут в каком-нибудь тихом уголке в горах на севере. Август там особенно приятен, потому что лето там — не сезон, никого нет из приезжих. Можно будет развеяться от всего этого. А потом дальше, в Австрию, потом в Чехию, ну и в конце домой к родителям Сильвии, под Дюссельдорф.
Эх, как хорошо катить вот так по дороге, не думать о последнем поезде или деньгах на автобус. Не надо звонить друзьям или, скорее, друзьям друзей, этим заигравшимся неудачникам, вечно каким-то немытым, и упрашивать пустить переночевать. Теперь всё это — не больше чем прошлое. Да и было ли оно? Куда делись эти годы?

Ну, вот ходил он б колледж, потом занялся фотографией. Пробился в учебную студию при университете. Но куда делось это время? Где люди, его окружавшие?
Смех! Занимался новой теорией фотографии, то есть какими-то заумными и бесполезными философствованиями об искусстве. Зачем? Ведь всё так просто: есть камера, есть плёнка — это твой инструмент, как молоток или пила. Иди и работай, зарабатывай свой хлеб.
Где они теперь, эти философы из универа? Лука снимает скейтеров в городских парках и проводит своё время в обществе самоуверенных тинэйджеров. Как можно серьёзно воспринимать такое, если ему уже за тридцать? Ну а Фидель углубился в порнооткрытки. Постоянная неустроенность, запах затхлости и бедноты..
Но он вырвался. Солнечные зайчики на боках нового автомобиля, поездка на север и Сильвия рядом — вот тому доказательства. Прошлого нет, есть только сегодняшняя новизна и уверенность.

Жан его надоумил. Типичный, утонувший в синем сигаретном мареве бар, один из многих близ студенческого городка. Эта близость выражалась в постоянном присутствии молодёжи. Наивность и оптимизм витали там в воздухе, что порой помогало на некоторое время забыть тревожные мысли о будущем, которые стали посещать его всё чаще. В своих обычных абстрактноалкогольных рассуждениях Жан как-то вдруг ляпнул, что неплохо было бы поснимать какие-нибудь уличные выступления. Ну, что это, мол, отдельный жанр фотографии, со своей эстетикой, динамикой и так далее. Из дальнейшего мутного потока терминов и мыслей, своих и чужих, вспомнить нельзя было ничего. Однако идея осталась.

Остановимся и выпьем кофе с парой круассанов? Нет, Сильвия. Давай рванём дальше. Зависнем где-то вблизи границы.
Он никогда не разбирался в уличных пикетах. В университете постоянно что-то подобное происходило. Странные они. Девушка раздаёт листовки, которые рвёт холодный сырой ветер. Или потёртые недовольные люди обсуждают что-то, один обязательно с мегафоном, рядом неизменный столик с теми же листовками, которые так же терзает ветер. Обычно они, кажется, были против какой-то войны. А может, против этого холодного ветра, который рвёт их листовки? Зачем им это нужно, непонятно. Впрочем, это не важно. Они, как и все остальные люди — фотомодели.

Выезжать приходилось часто. Это был самый нудный момент работы, отчего он вначале всегда впадал в уныние. Нестись в чужой город, на другой конец Европы, и лишь для того, чтобы сделать пару снимков каких-то полусумасшедших, стоящих с картонными плакатами. И, как обычно, под дождём или в слякоть. Хорошо, если ты штатный фотограф, у которого стабильные командировочные, транспорт, застрахованная камера, а главное, один-то снимок обязательно попадает в вечерний выпуск. Но таких как он, как волков, кормят ноги. Нужно самому ездить, искать, что-то снимать, и опять ездить и искать. Нет. Это уже прошлое. Дождливое и холодное. Теперь ему будут предлагать, а он будет выбирать, где печатать свои снимки. Выбирать то, где больше заплатят, или где престижней. Ну, или руководствуясь просто своим настроением. Хотя лучше, наверно, устроиться в штатные. Потом можно открыть курсы для студентов из какого-нибудь арт-колледжа. Курсы с названием “Современная Уличная Фотография”. Нет, лучше так: “Основы Политический Фотографии”.

Дела пошли в гору, когда эти уличные клоуны начали устраивать большие сборища. Практически каждая встреча политиков собирала толпы этих чудаков. Тайно для себя самих, они становились его фотомоделями. Ну, а самыми плотными сгустками фото-образов стали обязательные стычки с полицией. Искать становилось легче, да и количество странного народа увеличивалось, что, конечно же, оставляло отпечатки на светочувствительном слое его плёнки. Денег хватило на цифровую камеру. Но появились и проблемы. Жану не повезло в Праге в 2001-м. Пришлось ему как-то доказывать полисам, что он не анархист. Разбитая камера, пара синяков на боках, ну и сине-лиловый подбитый глаз. Зато с уже отснятых плёнок получились отменные снимки.

Главное — оказаться в нужное время в нужном месте. Это же самый главный закон, закон кормящих ног. Эти, которые из постоянного штата, не стали бы лезть в такие места, куда прорывались они. Лазить по крышам домов, остановок, задыхаться от газа. И ради чего? Ради нескольких снимков. Но ведь сработало!
Ты проголодалась? Давай заедем в кафе. Выбери сама. Нет, дорогая, паста достала. На выезде из городка, проедем и купим тебе те босоножки. Конечно, ты купишь открытку и пошлёшь её Бьянке.
Вот что значит новая, современная, уверенная в себе вещь. Цифровая камера могла снимать непрерывные снимки. Лука так снимал трюки скейтеров. Они с Жаном стали снимать своих заморышей с флагами. Денёк тогда был жаркий. Генуя в начале августа. Только в больших каменных зданиях можно укрыться от жары, а они весь день бегали по городу и снимали, снимал, снимали. Зато как потом было приятно купаться в море вечером. Какие-то карнавалы с укуренными до чёртиков людьми, потом хулиганы в масках, которые громили магазины и кидались камнями. Старина Жан предложил пойти именно на ту площадь. Они расположились не невысокой плоской каменной ограде. Эх, в нужное время, в нужном месте. Всё получилось само собой, легко и непринужденно, как это всегда бывает в подобных случаях. Камера снимает непрерывно. В объективе небольшая полицейская машина и двое-трое парней в масках. Один замахивается красным огнетушителем, пытаясь кинуть его в стекло. Выстрел. Человек падает на землю…
Его серия снимков была на первой странице уже к вечеру. Вот что значит технология. Деньги, предложение о контракте, уверенность, новая жизнь.
Он не запомнил, как звали того парня. То ли Фредерико, то ли Паоло. Да упокой бог его душу. Но разве он у него в долгу? Говорят, ту площадь переименовали в его имя.
Ладно, как вернёмся, надо съездить, положить цветы. Смерть, увиденная своими глазами, всегда завораживает. Теперь они вроде даже как связаны. Один умер, другой родился? Нет. Это прошлое. Его нет.


Обсуждение