Ждем новых людей

История и настоящее состояние горьковского рок-клуба есть результат проекции общекультурной (общероковой) ситуации в стране на наш город с его неповторимой спецификой. Первый горьковский псевдо-рок-фестиваль (ноябрь 1986 г.) показал наличие у нас здоровых творческих сил, несмотря на огромное количество претенциозной и коньюнктурной шелухи, заполонившей 99,9 процента всего сценического времени. Поэтому неудивительным стал факт постановки вопроса о создании рок-клуба частью инициативной группы 1-го фестиваля (В. Кланов, В. Ходос, В. Можжухин, К. Коновалов, гр. ХРОНОП и др.). Как это обычно бывает в полукультурных городах Российской Федерации, энтузиазм что-то читавших и слышавших людей, выбитых тем самым из колеи ежедневной рутины, сделал свое дело — т.е. дал толчок. На большее они не были способны (я не имею, в виду В. Уланова, В. Ходоса, отчасти ХРОНОП — у них свои проблемы) и дело дальше выработки и горячего обсуждения устава не пошло, натолкнувшись на весьма холодное отношение со стороны ОК ВЛКСМ и МДСТ.

Однако, наиболее энергичная часть этой инициативной группы обозначила себя названием «рок-клуб» и весь сезон (декабрь 1986 г. — июнь 1987 г.) довольно успешно занималась устройством концертов (ХРОНОП, РОК-СИНДРОМ, концерт молодых групп). А в апреле 1987 г. у нас уже гостил ленинградский ТЕЛЕВИЗОР!

В то время (первая половина 1987 г.) в Горьком был второй рок-центр в ДК Речников, где верховодил С. Буденный. ВОРПовцы прославились прежде всего замечательным двухдневным февральским сейшеном московских ЗВУКОВ МУ.

Апрель 1987 г. стал датой первых гастролей наших групп. С ответным визитом вежливости ХРОНОП и ИРОНИКС навестили г. Казань (казанский ХОЛИ побывал у нас в марте). Горьковчане проявили незаурядный характер и не спасовали в обойме с именитыми ТЕЛЕВИЗОРОМ и ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК.

Закрытие сезона было бурным сразу по трем причинам: из-за известной всем статьи А. Бармина в «Горьковском рабочем», принятой администрациями всех ДК как руководство к действию; из-за запрета на ХРОНОП (за тексты), и на АРТЕФАКТ (за хард-рок!?); наконец, из-за сценического дебюта ныне широко известного Полковника (А. Хрынов). На последнем концерте в ДК Речников контрабандный ХРОНОП и совсем уж неизвестно откуда взявшийся Полковник на все сто переиграли гостей — кировский ЧП.

Летом функционеры разъезжали по фестивалям, заводили полезные знакомства, искали таланты в столицах и провинции, а «борцы с роком» спокойно отдыхали в своих кабинетах. Обе стороны набирались сил.

В сезон 1987—1988 гг. рок-клуб работал по трем линиям: «битва за литовку», приглашение иногородних групп, поиск «звезд» у себя дома.

«Битва за литовку» (т. е. утверждение программы, и т. д.) отняли у клуба массу сил, явно достойных иного употребления. Сражение развернулось упорное, в худших традициях окопной войны, с привлечением с той и другой стороны столь тяжелой артиллерии, как Союз Писателей и «Ленинская смена». Итог ее? Наверное, в нашу пользу, ведь концерты, худо-бедно, но шли!

Славой покрыл себя рок-клуб в деле приглашения. Отныне горьковчане (все желающие) знакомы с творчеством МЛАДШИХ БРАТЬЕВ, ЗООПАРКА, СЕЗОНА ДОЖДЕЙ, ТЕЛЕВИЗОРА, Р. Дивеева, ДЖУНГЛЕЙ (Ленинград), ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА, ВЕСЕЛЫХ КАРТИНОК, ЗВУКОВ МУ (Москва), ЧАЙ-ФА, ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ (Свердловск), ЦЕМЕНТА, ЗИГ-ЗАГА, КАРТ-БЛАНША (Рига), ХОЛИ, НАНАНА (Казань), КАЛИНОВА МОСТА (Новосибирск), ГПД (Харьков). В итоге: 18 групп разных направлений — от арт — до панк-рока. В итоге: выросшая взыскательность публики по отношению к своим, «родным» группам.

Но и «свои» не подкачали. Появление Полковника и ГПД (Дзержинск), качественный скачок и выход на всесоюзную арену ХРОНОПА, уверенный сценический имидж УБ, неплохие перспективы НЕЧИСТОЙ СИЛЫ, МИССИОНЕРА, БЕЛОГО ТЕЗИСА, СИСТЕМЫ ШУМОПОДАВЛЕНИЯ — таково было положение дел на май—июнь 1988 года.

С открытием сезона 1987—1988 гг., а именно с 18 октября связано еще одно очень важное событие — в этот день состоялось первое официальное собрание групп рок-клуба и выборы в совет. Президентом стал Стас Буденный (порвавший к тому времени с ВОРПом), администратором — Игорь Крупин. Работа Совета с первых же его шагов была весьма несбалансированной — пассивность музыкантов — членов Совета, отсутствие своего помещения, обструкционистская политика как официальных органов, так и «независимых» деятелей (да-да! у нас есть и такие, среди них — группа ЛЕВЫЙ УГОЛ Е. Латышева) привели к тому, что многие элементарные вещи (вышеупомянутая литовка, регулярный созыв Совета, прослушивания и т. д.) требовали и требуют колоссальных усилий. Фактически работают лишь президент, администратор, представитель МКЦ в Совете В. Уланов, В. Ходос, С. Кукина, В. Демидов и еще 2—3 человека. Потерпели фиаско такие многообещающие идеи, как библиотека рок-журналистики, поэтический ликбез для рокеров (в Ленинграде этим продуктивно занимался легендарный В. Рекшан), пресс-конференции групп. Смехотворно мал приток свежих людей-функционеров, техников, художников. Не налажена настоящая связь с «Музыкальной средой» газеты «Ленинская смена»: освещение там деятельности рок-клуба не выходит за рамки рекламной информации. Не налажена статистическая служба, мы не имеем настоящего горьковского топа. И, наконец, плохи дела с рекламой. Имя этим проблемам — легион.

Тем не менее рок-клуб с оптимизмом смотрит в следующий сезон, В августе — сентябре 1988 г. проведены такие грандиозные мероприятия, как рок-парад «Асса» (ХРОНОП, ГПД, Полковник, СПАРТАК), рок-шоу в городах области (ХРОНОП, ГПД, Полковник, КАНТАБИЛЕ), премьера фильма «Рок» (Полковник). Аттестованы большинство групп клуба. (Правда, очень помешал скандал с панк-концертом в ДК Торговли 31 августа, организованным «независимыми»). В планах на сезон — приглашение как старых друзей — МЛАДШИХ БРАТЬЕВ, ТЕЛЕВИЗОРА, ХОЛИ, ЧАЙФА, ДЖУНГЛЕЙ, КАРТ-БЛАНША, СЕЗОНА ДОЖДЕЙ, ГПД (Харьков), так и перспективных ОПАСНЫХ СОСЕДЕЙ, РАЗБУДИ МЕНЯ В ПОЛНОЧЬ, ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ. Ведутся переговоры с «китами»: АЛИСА, КИНО, ИГРЫ, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. ХРОНОП, СИСТЕМА ШУМОПОДАВЛЕНИЯ, НЕЧИСТАЯ СИЛА, КАНТАБИЛЕ готовы представить новые программы. В общем, сезон 1988 — 1989 гг. «обещает быть». Но, повторяем, рок-клубу, как воздух нужны новые группы, новые люди, новые идеи. Ждем!

И. Крупин, Н. Лукас.


Обсуждение