Любительский рок — зрелище на любителя

Какой нормальный человек поедет на другой конец города (хорошие вещи всегда случаются на другом конце), если: а) нет никакой уверенности, что концерт состоится (в последнее время снова активизировались силы, призванные занулить в нас неокрепший еще оптимизм), б) качество аппаратов и, следовательно, качество звука традиционно плохие, в) исполнительский уровень музыкантов, как правило, под стать звуку, г) стоимость билетов стремится как-никак к трешнице. Слава богу, есть ещё неграмотные, готовые жертвовать всеми видами комфорта ради… впрочем, об этом достаточно писали, нет смысла повторяться. Короче. Случилась в самом центре октября пара концертов в ДК «Победа» с участием МЛАДШИХ БРАТЬЕВ (Ленинград) и ХРОНОПА (наши). Такое сочетание мы уже наблюдали в Горьком примерно год назад, а нам подобные — в Ленинграде во время ответного визита ХРОНОПА. Сочетание вполне органичное — обе группы играют новую волну (я понимаю, что понятие это стало резиновым), обе представляют романтическое направление советского рока и, следовательно, чураются всякой публицистики и политических деклараций в своих песнях. К слову «романтический» надо бы приделать приставку «нео», дабы отделить нынешних романтиков от московской генерации семидесятых — МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ и т. д. (не в счет безмятежная лирика КСП). Тема размежевания старых и новых романтиков сложна, потому не для этой статьи. Замечу только, что нынешние — трезвее, жестче, ироничней и, в отличие от своих предшественников, ненавидят всяческие проповеди и пафос.

Кстати, у МЛАДШИХ БРАТЬЕВ есть такая веселая песенка в стиле реггей под названием «Романтики».

Время меняет формы.
Формы меняют размеры.
Люди меняют взгляды,
Взгляды меняют людей.
Умный читает газету.
Глупый моргает глазом.
Практики хают романтиков.
Романтики нюхают клей.

Честно говоря, БРАТЬЯ меня разочаровали. Не то, чтобы не понравилось совсем, просто я рассчитывал на большее. Прошлогодний дебют заставил говорить о них, как об одной из самых перспективных молодых групп в стране. Та самая «молодая шпана», которую так жаждал Гребенщиков. Изящные остроумные тексты, редкая мелодичность («Возьмите меня…»), грамотные аранжировки («Токио»), раскованность и артистизм — это не полный перечень их достоинств. К сожалению, серьезные перемены в составе (исчезли духовые и клавишные, сменились вокалист и барабанщик, из «ветеранов» остались двое — гитарист Энди Кордюков и басист Витя Иванов) принесли не менее серьезные потери. Новые песни стали более холодными (влияние У-2), звучание заметно потускнело, а со сцены и из зала пропала атмосфера непосредственности и веселого бардака. Жаль. Впрочем, по закону сохранения, если откуда-то что-то ушло, так значит где-то чего-то обязательно прибудет.

Если в прощлом году «Хроноп» вполне заслуженно исполнял роль разогревающего состава перед выступлением МЛАДШИХ БРАТЬЕВ, то теперь их следовало бы поменять местами. На мой взгляд, 16 октября (предыдущий концерт провалился из-за плохой настройки звука), состоялась первая полноценная электрическая программа ХРОНОПА. Качество их игры значительно возросло по сравнению с прошлым годом, а партии отдельных инструментов стали наконец-то составлять единое целое. В текстах стало меньше вычурных оборотов типа «я — дембель графских развалин». Из последних вещей я бы выделил две драматических композиции — «Случайная жертва» и «Вегетарианский тайм-аут». Вообще, программа в целом оставляет осадок невыжатой боли и тревоги. По духу это ближе всего к «Группе крови», КИНО, но музыкальный и интонационный строй совсем иной. Вероятно, здесь имело место не влияние Виктора Цоя на Вадима Демидова, а влияние на обоих смутной атмосферы неопределенности и ненадежности нашего сегодняшнего бытия.

Думаю, тот, кто побывал на этих концертах, лишний раз убедился, что рок — это грубая, горькая, а порой — просто несъедобная духовная пища, и я не советовал бы никому есть ее без разбора.

Прислушайтесь к импульсам своего организма. Если это помогает вам жить, можно попробовать еще.

В. Ходос.


Обсуждение