НЕ НАДО МЕНЯ ЖАЛЕТЬ (ИНТЕРВЬЮ С ЗАХАРОМ ПОТЕМКИНЫМ)

24.07.2000., г. Ярославль.
Действующие лица: 3. — Захар Потемкин, К. — Катерина Романова, Д. — Дарья Демидова

К : Давай с самого начала..
З : Как название, появились мы в 89-м году 22-го октября. А время было стремное, очень стремное: как раз был пик газмановских «скакунов», и весь рок, особенно в Ярославле, потерялся… Я тогда все еще сомневался: стоит ли давать такое название — Терра Инкогнито? Поймет ли нас народ?

К.: Кстати, как в те времена у нас в Ярославле с рок — музыкой было?
3 : Вот в 86-87гг. был еще какой-то подъем, бум был роковый. Как раз образовался ярославский рок-клуб, фестивали стали проводиться. Но наши старые рокеры все испортили: публику всю распугали своими амбициями. А мы-то когда начинали — как раз как андеграунд, как альтернатива рок — клубу нашему, то есть официозу.
В 89-90гг. у меня переиграло человек 20, наверное: менялись барабанщики, басисты, гитаристы — оставался я один. А был (и есть) такой легендарный дядя Сэнд, у которого была группа P.B.C.. где играли молодые ребята Паша и Саша — два одноклассника. И вот, в 92-м г… когда Сэнд решил завязать со всей музыкой, говорит мне: «Слушай, Захар’, возьми — у меня есть гитарист и басист». Познакомил он нас, мы порепетировали, смотрю: ребята-то не бесталанные… С тех пор основной костяк: я, Паша Зеленков (гитара) и Саша Косульников (бас).

К : Они ведь тоже поют?
3 : Потом у каждого свой проект появился: у Паши проект STOLЫ — классический панк-рок такой, а-ля SEX PISTOLS на русском языке; а у Саши проект МАО- это что-то такое загрузное, в стиле Борзыкина, песни длинные…

К На альбоме СКАЗКА О ТРОЙКЕ…
З.: Вот — вот — вот! Записали альбом СКАЗКА О ТРОЙКЕ — там по три песни трех человек — всего девять получилось. Как раз в этот же год мы записали ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ. Саше АКУСТИКУ где-то минут на 25, и STOLЫ.
…Так вот… В 92-м мы играли, репетировали, записывали по 2-3 песни, но альбомов не было. И, в общем-то, надоело нам просто так играть. И тут меня познакомили с творчеством Егора Летова. А я всегда к нему очень скептически относился: слышал, что где-то там есть Летов, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, что поют матом… И нот услышал я ПРЫГ-СКОК — и проникся. Думаю: вот ведь! Дядька пишет во что бы то ни стало, го есть качество дурацкое, а все равно пишет, и как-то это все грамотно сделано! Первая песня, которая впечатлила — ПРО ДУРАЧКА. Я услышат и офонарел: ВОТ ЭТО ДА! Конечно, Летов мне нравится далеко не весь. Я считаю, что лучшие его вещи — ПРЫГ-СКОК и СТО ЛЕТ…

К : А мне почему-то нравится СОЛНЦЕВОРОТ
3 : Да? Мне показалось, что это вторичность СТА ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА…
Так вот, послушав это, я сказал: «Все, ребята! Будем записываться — прямо в доме у меня! Пусть аппаратура минимальная — неважно! НАДО записываться!». Я, правда не представлял как это будет, чего… Но! Все — засели, стали писать, и записали альбом, наверное, за неделю.

К.: То есть Летов дал толчок?
3.: Да. Я тогда еще сразу же написал песню СОЛНЦЕ ДОГОРАЕТ В ЗОЛЕ…
И вот в 92-м мы записали альбом на 32 минуты, такой смешной… Ну…Он так-то серьезный. Даже удивительно как мы его записали: были советские барабаны, советские примочки, советские гитары, советские магнитофоны, советский пульт — все сплошь советское, не было ни одной фирмовой вещи.
А потом наоборот все получилось: ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ (1993) — наворотили, барабанщик мне дал барабаны PREMIER, микрофонов куча, а по качеству — не дотянул почему-то он… Вот, чем больше прибамбасов. как мне кажется, тем… куда-то девается творчество. А может быть еще и потому, что мы записывались зимой, а я боюсь этого времени года, потому что все в замороженном состоянии, творчество замерзает, живости нет. ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ очень тяжело у нас шел, еле-еле я его смонтировал, и то не так, как нужно. Например, песню ЛЕГИОН я так и не смог сделать так, как я ее задумывал. Легион — она такая социальная, даже политическая. Вообще-то, политики у меня много, то есть было много, сейчас больше личного. Личное началось с ПИКНИКА НА ОБОЧИНЕ — он такой загрузочный. Тогда у меня в личной жизни проблемы были… Меня чем больше злят, тем лучше я песни пишу…

…А вот в 96-м юлу мы писались уже в профессиональной студии Коли Чекмесова. в Филармонии. А вообще, мне из своих альбомов больше всего нравится ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ — как сведено, как записано.

К: А вот расскажи насчет названий альбомов.
3: В смысле — почему я стал так называть?

К: Да — параллельно Стругацким. Ну вот ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ — это как бы тот же ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ, только твой?
3.: Да. Идея отпрыгивает от концепции альбома.

К.: А концепция альбома — от книги?
3: Нет, на книгу не надо равняться — только на название. Можно сказать — оригинальность у меня такая — решил каждый альбом называть по Стругацким. Мне вообще философские идеи Стругацких близки. Мои любимые писатели — Стругацкие и Стивен Кинг.

К : Получается так, что если ХРОМАЯ СУДЬБА — то это ТВОЯ хромая судьба, и параллель не с книгой, а с самим названием?
3 Да-да, с самим названием. Вот, альбом ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ — он немножко такой злой и «отяжеленный».

К : А как насчет того как сам альбом строится…
3.: Всегда есть завязка, конечно же… А пролог и эпилог делают альбом идейно завершенным — и получается таким образом, будто змея кусает свой хвост. Вот в ПИКНИКЕ идет вначале Клессиаст — дождь, гром — и заканчивается так же — гром и дождь после ПРОЩАНИЯ. ПОТОМ, я считаю, — как минимум вторую песню всегда нужно делать ударной — обязательно!

К: Ты вот говоришь, что ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ — злой альбом. А есть добрые?
3.: Добрые?.. Трудно сказать… Есть вот грустный — ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ — он такой личностный.

К.: Это который практически начинается фразой « Подавитесь своей добротой» ?
3.: Эти, троки, вообще, были написаны в 90-м году, я уж их реанимировал… А так… Ну… Жизнь меня обломала… По не надо меня жалеть — я сам варюсь в этом. Отсюда и нигилизм такой здоровый во мне просыпается: «У-ух! Щас дам вам всем!» Таких песен у меня будет много в новом альбоме — например песня FUCK YOU.

К.: А ты по, жизни человек мстительный? Злопамятный?
3 : Да нет, вообше-то, я отходчивый. Но песню могу написать ТАК, что… и спеть ее с нужным порывом — тогда каждый поймет к кому я обращаюсь.

К.: Ты верующий человек?
У: Ну, да, в общем-то. Только в каком смысле?.. Я сторонник Стругацких, которые называют ЭТО мирозданием. Хотя, люди из «Нового Поколения» тоже говорят, что, мол. Бог един. Я, вообще, ненавижу «Новое Поколение» — это же стало! Я с Богом общаюсь лично, без посредников.

К: То есть, церковь ты не признаешь?
3: Вообще, я — гностик, принимаю научный подход к Богу. Потом, я. допустим, Библию читаю — это же написали люди безграмотные. Ведь то. что для них было чудом 2000 лет назад, можно сейчас объяснить знаниями. Как можно этому верить сейчас? Тем более, что все это было переписано раз 100 наверное, причем с разных языков.

К.: А твои песни несут Добро людям?
3.: Один мой знакомый считает, что такие песни, как, например. FUCK. YOU — это плохо, потому что это в злости написано. Но ведь песня может быть злой и нести в себе… Ну… есть такое выражение — катарсис — очищение через шок. То есть человека надо пробить, «ублюдком» его назвать, чтоб он что-то понял и начал что-то доказывать, и бить кулаком. А если ему говорить, что, мол, все хорошо — то его этим не возьмешь.
Я знаю, что попав в такую же ситуацию, человек поймет и проникнется. Так же и я: слушаю Мишу Борзыкина и охреневаю: блин! Надо же ТАК написать! Почему это не я написал?! Почему?! Я же так же думал!

К.: А тебя приглашали в Москву выступать\работать?
3 : Честно говоря. Москву я как город ненавижу.

К.: Почему же?
3.: Потому что это — Вавилон. Это — Новый Вавилон. Москва — город-паразит.

К.: «Чудо — Столица»?
3.: Да! Кстати, песню ЧУДО-СТОЛИЦА я написал после того, как услышал откровения Алены Аниной, когда она запела «Пропиши меня, Москва». И я в пику этому думаю: чего?! Какая Москва?! Кто- кого- куда прописывает?! Москва — это гниль, это город бизнеса и денег. Я туда приезжаю — меня давит город.

К: Да нет. Там же есть люди хорошие…
З: Есть. Но сам город мне не нравится. Своей продажностью, своим цинизмом… А вот в Питере классно, я там просто отдыхаю. В Питере все проще, чем в Москве. Или это я тусовался в такие периоды?..

К.: Ну так, тебе предлагали какие-нибудь проекты, из Ярославля уехать?
3.: Чтобы предложили — нужно засветиться, чтобы засветиться — нужно, как минимум, пробиться на радиостанции, чтобы пробиться на радиостанции — нужно записать компакт. А денег у меня таких нет. Что ж я — как Женя Осин, который продал квартиру и на эти деньги записал альбом, и пустил его на раскрутку?

Д.: А фестивали?
3.: Ну и что? Были мы на фестивалях: они все заканчиваются тем, что дают приз — и все!
Дальше этого никуда ничего не идет.

К: А если бы что-то предложили?
3: Да, я согласился бы, причем не любых условиях. Потому что мне хоть с чего-то НАДО начать.

К: И согласился он на раскрутку?
3: Да ради Бога — я бы все права отдал. Я бы согласился, как группа CREADENS. Мне же уже 34 года! Вообще — уже, как бы, поздно мне что-либо начинать.

К: Что тобой движет? Желание прославиться? Или все-таки ДОНЕСТИ до людей?
3.: И донести, и прославиться. Но, в первую очередь — чтобы я получал деньги за свою работу.
Это не моя жизнь — а деньги я получаю за то. что работаю плиточником- облицовщиком.

К.: Ты, кажется, еще помогаешь разным молодым группам?
3 : Раньше помогал, когда у меня еще студия была. Сейчас это все уже развалилось. Вообще, я сейчас попал в полный ноль. Кстати, я еще и фаталист… И я знаю, что, достигнув самого дна, потом все пойдет по восходящей.

К : Самиздат читаешь?
У : Было бы где взять… А так — читаю. Все, что мне попадается в разряде газетно-журнального — все читаю.

К.: Из новых исполнителей\групп что-то зацепляет?
З: Из новых — Земфира, Найк Борзов.

К: Ты считаешь, что Найк Борзов — что-то такое серьезное и ценное?
3: Ну как… По крайней мере, мне одна песня понравилась — «Последняя Песня». А вообще, по жизни прусь от Паши Кашина — раз по сто прослушал «Жизнь», «Подсолнух»…

К: А оформлением альбомов кто занимается?
З: Ну, кто занимается, кроме меня, блин?! Как правило, происходит это в самый последний момент, поэтому так и получается — что есть, то и есть… Вот альбом ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ долго думал как оформить. И как-то открываю «Комсомолку», а там такая картинка — по-моему художника Балабаса (?), — много-много смертей с косами; И я эту картинку выстриг просто. А в ПИКНИКЕ НА ОБОЧИНЕ — там каска и ложка рядом, каска служит кастрюлей — то есть ДЕмилитаризованная для мирных целей. Но там качество фотографии плохое…

К.. А аранжировки своих песен тебе все нравятся? Ты же можешь, как лидер, сказать где-то «нет!»
З.: Иногда такое случается, когда я говорю, например: «Вот здесь гитара должна быть очень сухо, просто чтоб не мешала, то есть не надо никаких наворотов — это мешает тексту». Но у нас нет диктата какою-то. Возможно, поэтому мы и держимся; возможно, потому, что понимаем друг — друга сразу. И мы друг от друга не устаем, не ругаемся.

К: Ты себя чувствуешь русским человеком?
З: Да!

К.: А русский человек — это человек православный.
3.: Православие не подвергаю никакому сомнению. Как-то я поговорил с батюшкой — ТАКОЙ КАЙФ!’! I Ipoero с ним разговариваешь — он ни к чему не пытается тебя призвать, он просто гак добро отвечает. Он останется при своем мнении, он не спорит, может быть, усмехнется, но никогда не будет с пеной у рта отстаивать: «Да ты там ничего не понимаешь!».

Д.: Чем и отличается Церковь: она все принимает и ничего не клеймит. В отличие от секты…
З: Так секстанство-то откуда идет — это комплекс, комплекс неполноценности. Они чувствуют, что они маленькие — и отсюда их агрессия на все. Это как мошки вьются, а лось стоит — ему абсолют но наплевать что они там жужжат. Это, даже по Фрейду…

К : А ты веришь Фрейду?
3.: Ну, я с чем-то согласен… С Фрейдом спорит, например. Шопенгауэр: говорит, что жизнь подчиняется воле и власти. И каждый по-своему прав. …У Шопенгауэра все в таких пессимистических тонах. В этом отношении Бердяев лучше…

К : Как бы ты определил стиль, в котором Неизвестная Земля играет?
3.: Ну. вообще-то. у нас раньше было такое название — «русские рок-н-рояльные песнопения» — но сейчас, в данный момент, уже вряд ли соответствует Сейчас у меня, по крайней мере в новых двух альбомах, отголоски «русскости» присутствуют где-то на четверть песен, а другие — больший упор в папк-рок или более металлизированны.
А «русскость» — это можно назвать «неофольклор» — то есть присутствует соответствующая мелодика, подача в стихах с «русскими» такими зарифмовками и переплетениями.

К: А есть такой вопрос, который тебе ни разу не задавали, но на который тебе хотелось бы ответить?
3: Вот меня чего-то не спрашивали — «комплекс Наполеона Бонапарта присутствует?» Отвечаю: «Присутствует!». Я считаю: то, что я делаю — это неимоверно гениально. А если же делать «так… что-то там » — тогда вообще не стоит этим заниматься.


Обсуждение