1. “Незаконченный фестиваль”
На 18-20 мая 2001 года в ДК МАИ был намечен фестиваль “Произвольная Космонавтика-2- Первый фестиваль проходил 29-30 апреля 2000 года в клубе “Третье Ухо” и собрал много талантливых исполнителей, среди которых были МИХАИЛ БАШАКОВ, РАДА, СЕРГЕЙ КАЛУГИН, УМКА. АЛЕКСАНДР ПРАХОВ, АНАТОЛИЙ БАГРИЦКИЙ и другие.
За год многое изменилось… Закрылось “Третье Ухо”, и фестиваль переместился в не очень уютный зал в ДК МАИ, который совершенно не подходит для акустических выступлений. Не смогли принять участие в “Произвольной Космонавтике» Башаков, Калугин, Багрицкий…
Но ближе к делу. В первый день выступали всего 4 исполнителя. Открыл фестиваль неподражаемый Саша ПРАХОВ, который по праву является на сегодняшний день лучшим рок-автором Москвы. Он просто завёл публику. Зато выступавшая следом Зоя ЯЩЕНКО с БЕЛОЙ ГВАРДИЕЙ зал буквально усыпила. Уж очень сентиментальные песенки… После небольшого перерыва на сцену вышла Юля ТЕУНИКОВА — несомненно женское лицо сегодняшнего московского андеграунда. Несмотря на некоторые технические проблемы (Юля карала без одной струны) зал на «ура» встречал все её творения. И, наконец, кульминация первого дня — выступление неповторимого Михаила БОРЗЫКИНА Честное слово, без ТЕЛЕВИЗОРА Миша воспринимается гораздо интереснее. Чувствуется настоящее Мастерство. Репертуар был от самого раннего до сегодняшнего, были даже песни, не вошедшие ни в один альбом….И, напоследок, — “С вами говорит телевизор”! Просто ВЫСШИЙ КЛАСС!
Во второй день уже с самого начала стали возникать некоторые опасения. Первым на сцену вышел бывший солист пермской группы ДЖАМАХИРИЯ, которого привела вездесущая Умка. Это была очень неудачная пародия на рок-н-ролл, поэтому я пулей вылетел из зала. Вернулся туда уже во время выступления Лёши ТИМАТКОВА, который к тому же бесподобно выполнял на фестивале функцию конферансье.
Рада и ТЕРНОВНИК долго отстраивались, но выступили не очень удачно (инструменты часто забивали голос) Выступление Ольги ТИШИНОЙ почти не произвело впечатления (разве что одно из последних её творений «Спасибо за что ты есть!). Затем на сцену вместе с раздолбайским БРОНЕВИЧКОМ выползла пресловутая УМКА. Её тихий, почти неслышный голосок вместе с нестройной игрой музыкантов откровенно вызывал тошноту. И в заключение — хождение по залу со шляпой, куда зрители должны были кидать деньги, — это выглядело просто пошло. А потом на сцену вышел Лёша ТИМАТКОВ и сообщил, что третьего дня фестиваля не будет, т.к. не хватает средств, в ходить по залу и собирать деньги как Умка, он не может. Завершал фестиваль совершенно не интересный Шамиль АБРЯРОВ, но его я уже не дослушал и благополучно свалил.
Каков итог? Плачевный: дерьмовая организация фестиваля Анатолием Обыдёнкиным; исполнители, непонятно каким образом попавшие на фестиваль (хозяин — барин?), поганая тусовка (особенно умкина) и многое другое… И хотя говорят, что Бог любит Троицу, мне бы очень не хотелось, чтоб состоялся фестиваль “Произвольная Космонавтика-3».
ДЮША, Москва Фото с официального сайта Рады.
2. “Клепсидра, или Сказка о потерянном времени”.
Сразу хочу оговориться, что речь пойдёт не о моём потерянном времени — я вовсе не считаю эти два дня пустым времяпровождением. Но, тем не менее, события, сопутствующие данному мероприятию, заставляют задуматься о том, что такое время, откуда оно происходит и куда исчезает.
День Первый. Открыл фестиваль Александр ПРАХОВ. Произвёл на меня двоякое впечатление — с одной стороны, пел замечательные песни, правильные и цепляющие, а с другой, — по-моему, он был немного растерян (может быть, его “подавлял” огромный зал с минимальным количеством народу в нём). Однако энергичен он безумно…Затем была БЕЛАЯ ГВАРДИЯ. Сперва одну песню спел гитарист Дмитрий БАУЛИН (с заунывным голоском он был весьма комичен). Потом вышла солистка группы Зоя ЯЩЕНКО. Исполняла она правильно-девичьи песни и, если бы не трогательный гитарист, всё было бы совсем не весело. А вот выступавшая следом Юлия ТЕУНИКОВА меня просто поразила! Я никогда до фестиваля не видела, КАК она исполняет свои песни. Напряженная фигура, напряженный голос, предельная сосредоточенность, минимум жестов и мимики, невидяще-растерянный взгляд — да, «слепая Кармен» — это про неё. Завершал день легендарный Михаил БОРЗЫКИН — мелодичный нигилист и мизантроп. Это — не «музыка для мертвых», а музыка для живых. Жаль только, часть публики просто не понимала кто перед ними и как себя нужно вести. А со сцены в зал несётся вьюга звуков. А со сцены в зал — ментоловое забвение его голоса.
На этим первый день и закончился. БАГРИЦКИЙ не приехал, а обещанный БАШАКОВ готовился к выступлению на “Максидроме».
День второй. Первым выступал какой-то совершенно чудовищный человек с просто кошмарными песнями (экс-ДЖАМАХИРИЯ), Слушать это было невозможно, и я выбежала из зала. Обратно зашла на выступлении Лёши Тиматкова. Мне кажется, что его песни требуют большего внимания и сосредоточенности, чем обычно бывает на подобных мероприятиях. Следом Рада и ТЕРНОВНИК. Играют ребята классно — ничего не скажешь. Но мне почему-то не нравятся их сегодняшнее творчество Черно-белое видение мира, бесконечный пафос страдания. К тому же, исчезли чарующие вокализы. Далее — золотистая(общий имидж, какая-то умиротворённость в голосе) Ольга ТИШИНА. Лично я много раз слушала её старые песни, а новые сделаны по лекалу прежних, и по определению выходят слабее. Искренне надеюсь, что для тех, кто слышал Ольгу в первый раз, она стала открытием. На выступлении БРОНЕВИЧКА мною овладела приятная лень и дремота. Думается, что статус “живой легенды» УМКОЮ вполне заслужен, ибо народ “ходит на Умку”. Т е. не песни слушать, а именно на саму певицу. И этот факт очень грустен. А вот дальше началось самое интересное. На сцену вышел Лёша Тиматков и сообщил, что третьего дня фестиваля не будет. Да-а, кода вышла впечатляющая, даже вышедший следом БГ-подобный Шамиль АБРЯРОВ не смог преломить общего настроения.
Финал, к сожалению, закономерен, ибо отношение организаторов фестиваля к этому действу было, по меньшей мере, странным. Зачем при отсутствии всякой рекламы снимать огромный зал в ДК МАИ? Я не думаю. что музыкантам было очень приятно выступать перед двумя с половиной человеками (я, конечно, уфйрую, но тем не менее…). Так что если говорить о потерянном времени, то это время музыкантов, которые пели почти в пустоту. Конечно, это не касается самодостаточной Умки, но, например, Лёше Тиматкову не помешало бы расширить свою аудиторию.
На ум приходит образ клепсидры — водяных часов Капли перетекают друг в друга, становясь одним целым По идее, таким единым энергетическим сгустком должны были стать музыканты и слушатели. Здесь этого, увы, не произошло, и время на сцене и в зале текло по разному…
Два мира не соприкоснулись, клепсидра превратилась в последнюю каплю, которая, переполнила чащу терпения., администрации, в данном случае.
«Проверка связи между свободно парящими телами» — таков был девиз фестиваля. Да, эти два дня распались на отдельные фрагменты, некоторые были неудачными, некоторые — удачными, но каждое “тело» парило свободно.
Ната, Москва