Не знаю, насколько нужна такая вот редакторская статья в музыкальном журнале, не претендующем на какую-либо «концептуальность» . Но, во-первых, очень хочется по прошествии полугода после выхода 6-го номера объяснить некоторые вещи (да простит меня читатель, далёкий ото всех этих проблем). …И, во-вторых, пусть это покажется смешным — на самом деле, хочется как-то изменить сложившуюся ситуацию в так называемом «андеграундном мире» (хотя, я прекрасно знаю, что просто статьёй этого не изменишь).
Писем с реакцией на ОдС №6 я получила о-очень много (гораздо больше, чем нужно). Не того я ждала, не про то писала в так задевшей всех «Самой злой статье»… Естественно, на все письма ответить просто времени не хватило — (ну, если уж совсем откровенно — скучно писать по «пятьсот пятьдесят раз» одно и тоже) может поэтому возникло желание написать эту статью… Один раз большими буквами.
Вопрос о «фашистской» направленности ОдСа вообще поднимать не хочется, но… в двух словах — ни РНЕшникам, ни НБПшникам никогда не симпатизировала, одинаково хорошо отношусь к хорошим людям совершенно разных национальностей. Но свою страну люблю и не представляю себя вне ее культуре
то наша! И удивительно — все «орат<фы%,„. жить т в нём нет оптимизма и веры (я не считают себя исключительно «гигантами/ имею & виду принадлежность к какой-то мысли»! Уже привычно валить свои грехи конкретной религиозной конфессии), на «кого-то» - так легче, а еще легче свалить на всю страну, потому что кто-то конкретный может дать сдачи, а Страна стерпит... Пожалуй, не к чему писать, что менять надо прежде всего себя - все всё понимают и знают, но никто ничего не делает.
Но о самиздате, любимом… претензией №2 была моя излишняя восторженность - мол, слишком всё красиво и замечательно получается. Может быть, оно и так, какую-то часть происходящих событий мы всегда немного додумываем. Но я хочу жить именно этими ощущениями - света и восторга. А где мне их черпать, как не в «нашем тесном кругу»? «...Пока сияет разум и как полуденное солнце озаряет душу, мы остаёмся сами в себе. Но когда разум склоняется к закату, на душу нисходит восторг. Злые не могут чувствовать восторга...» (Д.Мережковский. «Смерть богов»).
С выходом ОдСа №5 для меня наступил некий новый период... Помните, кто-то говорил, что человек начинает делать что-то своё, когда понимает, чего конкретно не хватает вокруг… «Одинокое Солнце» №1 было сделано, потому что в Волгограде не было ничего подобного...А №6... Я поняла, вернее - смогла сформулировать, чего не нахожу в нынешнем самиздате, но - чего бы очень хотелось обнаружить – в нем нет оптимизма и веры (я не имею в виду принадлежность к какой-то конкретной религиозной конфессии). Веры нет не только в статьях, рецензиях, интервью. Её нет на концертах, её нет в людях... Я не могу сказать, что она есть здесь (в ОдСе то-есть) - наверное, тоже нет. Но есть источник, к которому хочется стремиться и тянуться. Отсюда - восторженность. Я очень надеюсь не обломаться в своих мечтах, - и загорится звёздочка, и «вырастет новый мальчик», и разнесёт в пух и прах грязно-мрачную концепцию рок-н-ролльного эпатажа.
...И о медалях, орденах ты помышлять не моги Всего наградой - только знать наперёд, Что по весне споткнётся кто-то о твои сапоги И идиотский твой штандарт подберёт...
(О.Медведев)
А если никто не подберёт? Если многое, из того, что делается, - делается впустую, и мальчик не вырастет?... Иногда бывает страшно за тех, кто даже чуть-чуть помладше. Нет вокруг искренности и веры... Порой нет даже интереса к происходящему. Всё чёще звучит фраза «Всё это мы уже видели, всё это мы уже знаем» - в такой обстановке «новый мальчик» не появиться, ему будет просто скучно. Я не призываю восторгаться до поросячьего визга от всего, что происходит, что вылезает из-под пера всех непризнанных гениев. Но сопротивляться всеобъемлющим цинизму, ехидству и безразличию, по-моему, нужно...
Что меня удивляет, так это агрессия и ненависть многих самиздатчиков по отношению Друг к другу. В прошлом номере я написала, что поиск врагов поразительно характерен для сегодняшней самиздат - среды, но даже тогда я не представляла НАСКОЛЬКО он характерен. Неужели может доставлять удовольствие кому-то самовыражаться (тут больше хочется употребить слово «самовыражёвываться») через выливание грязи на других? Нет, я понимаю, что критические рецензии и статьи необходимы, - куда без них-то? Но почему многие из этих статей (а зачастую и журналы целиком)так отдают тусовочными разборками?
«...Здесь мы имеем дело с любопытным, хотя и совершенно неприятным, а местами безобразным феноменом. Формально человек, уходящий в андеграунд, уходит в свободу и понимание, стремится попасть в некое чудесное пространство, противопоставляемое обычно «большому» миру, где всё жестко, обыденно и пошло. Но реально получается - обнаруживается со временем, и особенно резко прочерчивается, когда начинаешь не просто глазеть, а что-то конкретное делать - выясняется, что этот мирок ...чрезвычайно агрессивен не только по отношению к внешнему миру, но и внутри себя тоже... Технология нагнетания тяжелого драйва...» - это слова из письма одной девушки.... Я не то, что не видела всего этого до прочтения оного, просто не оценивались «масштабы»... К сожалению, выводы можно сделать не утешительные. Но не хочется вступать в полемику, спорить…
Нас много дерущихся, спорящих, готовых сожрать друг друга.
Видимо, нас слишком много...
Нам скучно, и мы делаем всё, чтобы хоть как-то развлечься...
«Нас много» и у нас есть время на бесконечную грызню и разборки...
Нас много, и поэтому плохо.
Нас много, и поэтому рай оказался невыносимым адом
В точке, обреченной на
Вечную молодость в старческом сне
Пленную родину в каждой стране.
Лишние песни на потухшем костре
На то, что досталось мне и тебе
Нас много, и поэтому плохо
Нас много всегда и везде
Нас много в одиночестве Бога
И за это всё дозволенно на этой Земле
Демона солнышка пустые глаза
Слепые звёздочки, родные слова
Ангела золота убитых червей
Демобилизация матрицы вшей...
Много разноплановой веры крутой
С планеты на планету кочуем саранчой
Много разноплановой надежды заводной
С планеты на планету кочуем саранчой...
(Александр Подорожный)
Большая часть данной статьи уже была написана, когда я услышала эту песню. И строчка «Нас много, и поэтому плохо» пришлась очень кстати, - ТАК просто объяснив многие вещи, которые я не могла ни понять, ни смириться с ними... И, несмотря на всё вышенаписанноё, у меня будут силы и желание что-то делать - пока есть некоторые люди, которым я искренне говорю «спасибо!»...О- чень разные, живущие в разных городах, зачатую незнакомые друг с другом, но выполняющие практически одну и ту же миссию. Хорошие, родные - ради них хочется продолжать заниматься тем, чем занимаюсь...
...Крутые дяди говорят:
«Твои потуги смешны,
Куда годна твоя дурацкая рать?»
Подумай сам, коснётся дело настоящей войны,
Они же строя не сумеют держать...
(О.Медведев)
Странная штука - пропитые, пропахшие дымом дешёвых сигарет - какое там воинство?... Но есть что-то большее за этим, что и объединяет и как магнитом притягивает. «Необъяснимый свет», который и дымом не выкурен, и спиртом не потравлен... И в нужный момент не будет раздолбайства и разрозненности... Хотя, фиг знает, может я и идеализирую. Но только без этой иллюзии не получается. Иначе - как? Как петь песни, делать журналы, зная, что впустую?!
Беда только в том, что всё это очень напоминает секту без обрядов посвящения и писаного устава. А еще большая беда в том, что я иногда ловлю себя на мысли: «Так и правильно - не нужно чего- то менять...». И кажется, что кассеты с определёнными исполнителями не стоит рассылать ВСЕМ, кто захочет (да, каюсь, и такое бывает!). И предчувствую - кто-то из читающих сейчас подумает: «Ну, а что плохого-то?!» А то, что чахнуть на своём злате как Кощеи (дабы не испачкали и не замарали вдруг свое, прекрасное и чистое) нечестно. Я убеждена, что людей прекрасных и чувствующих много, что и музыка вся эта и то, что стоит за ней (да и ОдС родимый) нужна не «десяти с половиной» человекам, как сейчас. К сожалению люди, которые не попали в свое время в «подпольную» информационную сеть, сегодня в какой-то степени лишены возможности слышать и видеть. Они просто не знают о существовании всей этой культуры. Сложно не представить, как живут те, которым это было необходимо…
С другой стороны, безумно страшна эта грань, перешагнув которую, начинаешь заниматься журналистикой или шоу-бизнесом. Не я одна такая, многие говорят: «Не знаем, как выйти из этой ситуации...»
Поэтому мне по большому счету нет дела до оперативности выхода номера. Всё делается с такой скоростью, с которой это нам удобно. С которой мы можем не превращать это в работу, конвейер (хотя, конечно, мы были бы очень благодарны нашей почте, если бы письма с материалами/ макетом ходили бы побыстрей и не терялись). Всё делается, потому что в кайф...
И как бы там ни было, какие бы аргументы не приводились мне в доказательство того, что нет никаких «огненных отрядов» и т.д., всё равно что-то в очередной раз заставляет меня бросать все дела и ехать на какие-нибудь фестивали, и не знаю, что больше музыка, или, всё-таки, люди. Просидев дома больше двух месяцев, я уже ощущаю своеобразную «наркоманскую» ломку - нужно, физически необходимо, вырваться отсюда, получить глоток свежего воздуха.
Мы таки будем разрозненны - физически или идейно. И все фестивали - просто небольшая пёредышка в пути. Для одних - удачная, для других - нужная, для третьих - необходимая. А четвертым - непонятная. И очень хочется, чтоб эта «передышка» как-то была сохранена - может, в журнальных статьях, может еще где-то... А главное - в людях...