В поисках того чего не бывает…

(о всяких фестивалях и прочих формах времяпрепровождения)

Я думаю, практически все когда-либо попадали на сборные концерты, периодически именуемые фестивалями. Одни из них бывают в залах, квартирах или просто на открытых площадках, другие же проводятся в обстановке более уникальной — в полях, лесах, горах, степях и т.д. Чаще всего это обусловлено (ну давайте в этом признаемся!!!) отсутствием средств у организаторов на залы и т.д., иногда — действительно любовью к природе и желанием уехать из противных городов, иногда, видимо, желанием скрыться не только от душегубной урбанистической атмосферы, но и от стражей порядка, и жить по своим законам… (Но при чем же здесь музыка? Повод?) В свой время я была потрясена по крайней мере одним крайне малочисленным фестивалем (который, впрочем, не являлся фестивалем как таковым), но теперь мне всё равно даже что происходит там. Почему? Может быть, потому что количество -природных* слётов стан о расти и множится, а чего-то действительно сильного нет негде. Всё одинаково. Упомянутый выше мной фестиваль выгодно отличался от всех прочих отсутствием пафоса, т.С. организаторы и не пытались скрыть того, что они хотят видеть только интересных им людей и едут не ради музыки и т.д., а ОБЩАТЬСЯ. Так было бы честнее..

Но я к чему….В этом году вдруг дошла неутешительная мысль, что почти все (как бы они хорошо не начинались) «лесные фестивали выливаются либо в обыкновенную тусовку, либо в еще что-то более мерзкое…И не напишешь уже об этом как о чем-то необходимом, настоящем, и нечему радоваться и ликовать…Однако, может быть, есть смысл задуматься — что не так? Поэтому — вместо привычной рубрики -Симптомы Присутствия Жизни — просто рассказ о том, что было этим летом, вернее, чего не было…. и чего хотелось бы. О двух мероприятиях — очень разных и но географии прохождения, и по составу участников», но очень похожих по смыслу (бессмысленности?) и по результатам.

Зелёные шумы, Волгоград, 9-11 мая 2002 год, остров Сарпинский

Свои действия сложно анализировать (а данное мероприятие — изначально моя идея). Гораздо легче найти тучу оправданий, почему всё вышло так, как вышло, чем откровенно признаться в своих же ошибках… однако попробую.

При стопроцентной уверенности, что не нужно делать этот фестиваль, я всё-таки стала мотаться с организацией (и еще и других напрягла). То есть были, конечно, объективные причины — ну, мол, приезжают «поющие» воронежцы, надо чтоб их кто-то послушал. Но вот с другой стороны… ведь знала, знала, что на подобных мероприятиях редко кто кого слушает, и знала, чем вообще всё это заканчивается. Мазохизм, наверное.

Как всё планировалось: 9,10 мая проводим в лесу, слушаем всех, может, делаем «сольные» выступления….А 11-го проходит концерт в каком-то новостроящемся клубе. С последним обломались за неделю до «Шумов», до сих пор куча афиш невостребованных лежит….

…Все чего-то ждали. И это предчувствие возможного праздника оказалось единственным положительным моментом всего происшедшего. Не жалко сил там каких-то (да какие там силы — не сложно людей собрать), а обидно и грустно, что никто никому не нужен и не дорог. Или почти никто…

Час плыли по Волге на катере, потом долго искали куда бы «пристроиться», или, как говорят, «кинуться» — палатки поставить и т.д… А уже в лесу было ощущение, что всё летит с горки, и можно либо только наблюдать за происходящим, либо также лететь вниз…Но вмешиваться и менять что-либо бесполезно, да и не хотелось почему-то. Вообще, замечательная проверка вышла, сколько ездила по другим городам, всегда было интересно — а как же у нас в городе может пройти подобное «мероприятие»? Да точно так же, как и везде. Не лучше, не хуже. Может с парой тройкой своих местечковых особенностей. Даже тот факт, что все напились до одурения, не так расстраивает, даже то, что почти никто не пел своих песен (ну, ладно, Летова пели, это везде так, но, совершенно дурацкую АРИЮ — вот уж не ожидала!), а вот пофигизм, сухость…Мы привыкли так жить. Мы работаем, работаем, работаем…а потом в маленький праздничек — пьём. И не думаем о том, что как-то и по-другому можно…И Радость либо ассоциируется только с этим, либо о ней вообще не думают, потому что забыли, что это такое.

Гитары, палатки, костры (барды, блин…) песни, красота природы и наша убогость. «Приехали, всё засрали и уехали» — вот так, в нескольких словах товарищ раскрыл суть происходившего уж если не со всеми, то с половиной «фестивальщиков». Правда, понтово получается — мол, эти себя неправильно вели, а мы, умники, так, как надо. Нет, мы тоже профигачили почти всё, что можно…Но ведь так хотелось доброго, хорошего и незаменимого. А когда видишь, что всё вот так, то и ведешь себя соответственно. «А нафиг надо?» встает ребром…И больно и гадко уже от своего собственного пофигизма.

Ладно, «за что — боролась, на то и напоролась».

На самое грустное, что я и сама не знаю, как это должно проходить и какие формы принимать… Единственный возможный вариант партизанщины — в лесу, со своими, закрывшись на несколько дней от города, но только выходит «бардовщина».

Нет, многим всё понравилось — мол, классно отдохнули, песенки попели, пообщались… только надоело всё это до-тошноты.

Зачем я езжу, зачем я делаю всё это. Я ищу того, чего нет. Но, знаете, занимательное и полезное времяпровождение. Хотя бы потому что, что периодически действительно получается найти. Что-то такое, чего не было раньше. И дальше, дальше…

Музыка утрачивает некоторый смысл — революционный или еще-какой взрывоопасный. Музыка (точнее — рок-музыка) перестает радовать истинным своим назначением. Я думала, что только мне так кажется, и списывала это на что угодно — на усталость, на закончившуюся юность (а новый этап жизни, наверное, должен начаться какими-то другими жизненными принципами — хрен с-два) и т.д… Но нет, по тоскливым вздохам/ взглядам/письмам моих друзей-соратников я понимаю, что не мне одной так. Почему у многих просто опускаются руки???? Почему перестали выходить хорошие журналы и замолкают очень классные поэты. Слабость? Нет времени занимать творчеством? Ой, вряд ли…Когда Болит, когда рвёт и мечет, не думаешь о времени. А вот когда аккуратно и ПРИВЫЧНО поет, то… но я о «природных» фестивалях.

В начале июля 2002 года (конкретно — 5,6,7) под городом Приозёрском, что недалёко от Питера, а, вернее, в карельском хуторе Капеасалми проходил еще так называемый «акустический фестиваль на скалах» (в народе – «сватенкии слёт», по имени организатора Миши Сватенко). Не жалею, что поехала, потому что таких скал, таких сосен, вообще такой природы никогда не видела! А некоторые ребята, приехавшие тоже с наших «южных» мест никогда не видели и мхов/ папоротников. Впечатлений, конечно, масса…И красивейшее озеро Вуокса, и белые («сероватые», вернее) ночи, и… как же называется эта ягодка, которой было видимо-невидимо, и от которой руки становились синими? Но мы были там туристами, которые в удивлении разевают на всё рты. Почувствовав себя кусочком всего этого — нет, не вышло. Да и не имеем права мы на это, наверное. Должно же быть что-то недосягаемое? Кстати, природа нас встретила не дюже дружелюбно — грозой, ливнем, серым небом и холодом (да, в лесу это всё — зрелище незабываемое, хотя и несколько пугающее нас, городских жителей)… НУ А МУЗЫКА? «А музыка потом» решило большинство собравшихся и занимало себя: а) тасканием брёвен, б) лазанием по скалам, в) поглощением спиртных напитков. Впрочем, насчет последнего пункта — где этим не занимаются? Но там, в такой атмосфере, пьянки выглядели просто пошло. Даже на наших «Зелёных Шумах», после которых я ничему не удивляюсь, все было не так бессмысленно. Петь на скалах, кажется, никто не хотел. А ведь были те, кого можно было послушать (ха, исполнителей было больше, чем простых слушателей) — и Юля Теуникова, и Слава Чистяков, и Дождь, и Непомнящий… Не удивляло и то, что никто и не общался толком (а ради чего оно тогда делалось?). Всё позабили далеко-далеко. И успокоились. А когда забитые чувства вдруг начинают волновать, рваться наружу, надо просто загасить их алкоголем. И всё опять тихо и гладко.

Впрочем, один человек пел — как раз организатор Миша Сватенко, вечный двигатель и информационный источник питерского андеграунда.

Причем, его концерт начался еще в электричке. Офигевшие пассажиры долго пытались понять, что происходит. На момент фиксации фотоаппаратом Мишиного «электричника», посторонних людей в вагоне не осталось. Разрушительная сила искусства. «А-а-а, в переполненной электричке». «Только лишь с приходом жесткой диктатуры в России прекратится геноцид без применения огнестрельного оружия». Спасибо Михаилу за потраченные силы на организацию несостоявшегося праздника (он же, наверняка хотел, чтоб получился праздник!). Правда, для меня это скорее вышло поминками по «лесным фестивалям». (На поминках не поют?)

А ведь была та же «ОСКОЛЬСКАЯ ЛИРА»… Было чувство восторга и того, что всё происходит правильно — но крайней мере, в эти три дня, которые проводишь под Старым Осколом. Пусть в мире всё кувырком, и пусть весь год был мрачным, а вот эти три дня, летом, они будут другими. Впрочем, она и сейчас есть, «ЛИРА» — то, но в этом году я туда не поехала. Что изменилось? Может быть, в ЛИРЕ-то ничего и не менялось. Но достойных людей играет всё меньше, а слушать подражателей уже не Летову, Кинчеву, а Непомнящему и Печерскому — скучно, ей-Богу. Говорить об особой атмосфере ЛИРЫ — да, есть смысл. Я помню, как было классно в 2000-м году… И тогда не мешали пьяные детки, орущие песни КиШ, потому что АУРУ это не испортит… Но уже в 2001 они же были везде, раздражали, злили (хотя я и старалась не обращать внимания)… и не было никакой сказки. Просто фестиваль. «Приехали-послушали-уехали». Всё спокойно, все довольны.

Летом меня упрекнули в том, что «хорошо ЛИРУ». Да, нет, ЛИРА должна быть в той форме, в какой существует. Есть люди, которым она нужна… Но это сейчас не нужно мне.

С другой стороны, тот же наипоганейший фестиваль КСПшников под Переславлем- Залесским (насколько чудовищны КСП-фестивали может знать только тот, кто там был — все рассказы о них оказываются цветочками), наверняка, тоже кому-то нужен. И, к сожалению, гораздо большему количеству людей, чем та же «ЛИРА»… И максидромы всевозможные — тоже нужны…

Так было, и, наверное, так будет. Может это и ненормально, но не могу я уже представить, что на концерт… ЕНОТОВ, АДАПТАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА и всех прочих пришло тысячу человек. Это, наверное, было бы чем-то страшным…

Выводы? Никаких! Только факты, только наблюдение не со стороны.

Откровенно говоря, я сама не знаю, КАК всё должно быть. Форма лесных фестивалей устарела и опошлилась (не только форма, но и содержание, естественно).

Концерты сами но себе должны быть Праздником, восторгом, взрывом эмоций, этаким священнодействием — на природе всё это приходится делить с впечатлениями от неё самой (я уж не говорю о том, что иногда приходится думать о каких-то бытовых вещах ). Природа сама по себе — священнодействие…

Действительно хочется закончить всё это чем-то более оптимистичным или, хотя бы, просто «твёрдым», ан нет. Вопрос повис в воздухе, и ответа не последовало…

Мы все и всегда что-то ищем..

Если это ЧТО-ТО не найдено в одном месте, может оно есть в другом?

Волга. Май-август 2002


Обсуждение