Третьего августа в драмтеатре г. Актюбинска (Зап. Казахстан) прошёл фестиваль некоммерческой музыки СУХОВЕЙ-2002. Фестиваль подготовили и провели лидер группы АДАПТАЦИЯ Ермен Анти и радиоведущий, журналист Игорь Ларра. Фестиваль поддержали ДИАПАЗОН — самая читаемая газета Актюбинска, — а также (символически) РИФМА, популярная городская радиостанция, которую лишили лицензии на вещание незадолго до фестиваля.
Из знаменитых гостей ожидались и выразили желание посетить Актюбинск ТЕЛЕВИЗОР и ТЁПЛАЯ ТРАССА, но Михаил Борзыкин оказался занят аж до середины осени, а лидер-вокалист ТРАССЫ, Леонид Веремьянин (Шао) не смог бы пересечь границу Казахстана из-за отсутствия банальной вкладки в паспорте. Больше потерь в составе участников не было.
Фестиваль прошёл на редкость успешно и организованно. При полном зале панков и прочих рокеров не случилось ни одной драки, немногочисленные пьяные вели себя на удивление пристойно — люди пришли не «оттягиваться», а слушать. СУХОВЕЙ с одним коротким перерывом длился с 17 до 23-х часов, на улице было за 40* (на следующий день температура достигла 47*), а в помещении — ещё теплей, не спасали никакие кондиционеры. С выступающих пот лил градом уже на первой песне — но зал был полон все шесть часов фестиваля. Все успели побывать на сцене, никто не пытался спеть больше отведённого ему времени, — это притом, что зрители постоянно не хотели отпускать музыкантов, просили петь ещё. Такого фестиваля — по организации и по атмосфере — я ещё не видел, более того, о таком я и не слышал. Приходит на ум только недосягаемая фестивальная вершина нашего времени-пространства — череповецкая «РОК-АКУСТИКА» 1990 года. Современные масштабные фестивали, — как правило, чистой воды коммерция («МАКСИДРОМ», «НАШЕСТВИЕ») или полукоммерция («ПРЕМИЯ FUZZ» с застойно-звёздным и сомнительно-модняцким составом участников преследует более достойные цели, и фактом своего существования поддерживает у части публики интерес к единственному специальному периодическому изданию с полиграфической базой, которое, помимо неизбежной тягомотины, регулярно пишет о живых музыкальных движениях). Ближайшую аналогию СУХОВЕЮ можно отыскать в Тюмени, где усилиями неутомимого Ника Рок-н-Ролла уже несколько лет проходит ежегодный фестиваль женского вокала «СИРИН». За пять лет там выступали тогда ещё малоизвестные НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, Юлия Теуникова и Юлия Тузова. «СИРИН» — хоть и специальный «женский» фестиваль, но стабильно сильным составом участников, качеством подготовки и проведения и некоммерческой направленностью близок фестивалю актюбинскому.
СУХОВЕЙ пока не обрёл устойчивых традиций. Первый фестиваль под таким названием прошёл летом прошлого года и напоминал акустический «рок-мост»: выступали трое москвичей и трое актюбинцев. Несмотря на локальный характер, первый СУХОВЕЙ получил определённый резонанс, а запись выступления одного из актюбинцев Николая Вдовиченко была издана в Москве на аудиокассетах (лейбл «Выргород», 2002). В день первого фестиваля 30.06.2001 после долгой засухи пошёл дождь, поэтому музыканты, шутя, прозвали его «Суховей под дождём».
В этом году на СУХОВЕЙ из-за границы приехало 17 человек — из разных регионов России и даже из Франции. Выступали 12 участников, в том числе семь гостей и пять актюбинских команд. Конечно, состав участников СУХОВЕЯ-2002 непросто сравнивать с великими фестивалями 80-х, тем более с череповецкой «АКУСТИКОЙ», да и с «ИНДЮКАМИ»; но для второй половины 90-х — первых годов нового века он стал незаурядным музыкальным событием.
Открывали фестиваль молодые актюбинские группы КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ и КЛИР. Этим командам немногим больше года, музыкантам — по 18-20 лет. И если невозможно требовать от них самостоятельного музыкального мышления (нет, что вы, сама музыка — отнюдь не по шаблону), то в той же мере невозможно не заметить весьма зрелые и грамотные тексты и работу над аранжировками. В общем, дай Бог обеим командам работать и развиваться, начало положено хорошее.
Бас-гитарист АДАПТАЦИИ Николай Вдовиченко — лидер собственного проекта ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ (ранее — ВЫХОДА НЕТ). Он единственный из актюбинцев, кто по музыкальной и стихотворной форме тяготеет к бард-року. В электричестве же получается, если можно так выразиться, «бард-панк». Хотя сам Николай был недоволен выступлением, группа сыграла мощно. Если на прошлом СУХОВЕЕ редко концертирующего в родном городе Колю слушали как нечто «слишком хорошо забытое», то сейчас публика приняла ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ как старого доброго знакомого. А выступление, как мне показалось, уж ничем не уступало самому известному по записи электрическому концерту группы — 8.05.1999 в московском клубе «Факел». Песни, написанные Колей после «Факела», немногочисленны, но добавляют веса и выступлению, и коллективу.
![Денис Третьяков](http://ex-pressa.ru/wp-content/uploads/2019/03/ods_08_007_2.jpg)
Денис Третьяков живёт в Ростове-на-Дону. Весьма известен в родном городе и области, часто приезжает с концертами в Москву, в апреле этого года вместе с АДАПТАЦИЕЙ выступил в Берлине и Париже. В Актюбинске, куда приехал впервые, произвёл фурор. Несмотря на такой горячий приём, сознательно сократил своё выступление на 4 песни, — «чтобы все успели сыграть».
![ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ](http://ex-pressa.ru/wp-content/uploads/2019/03/ods_08_007_3.jpg)
Затем перед зрителями предстали москвичи ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ и ОЖОГ, лидеров этих групп нет ни ярко выраженной харизмы (как у актюбинцев Ермена Анти и Владимира Белканова и ростовчанина Третьякова), ни особо сильного голоса, но грамотные нетривиальные аранжировки и очень неглупые, серьёзные тексты делают своё дело — обе группы имеют свое лицо. Надо заметить, что лидер ОЖОГА Константин Мишин страдает врождённой брезгливостью ко всему, что в фаворе. Язык же у него — и часто во вред самому Константину — острее опасной бритвы. Вообще угодить Косте практически невозможно. Поэтому услышать от Мишина: «Зовите ещё, с радостью приеду» стоит многого. Долгое время группы Мишина и Сантима выступали единым коллективом, в результате чего ОЖОГ находился в тени БАНДЫ ЧЕТЫРЁХ. Надо думать, сейчас ОЖОГ имеет возможность повсеместно зарекомендовать себя самостоятельной творческой единицей. И выступление на СУХОВЕЕ, где непредвзятый, не убаюканный мифами, но внимательный слушатель был достаточно благосклонен и к ЗАТЕРЯННЫМ…, и к ОЖОГУ — первое тому подтверждение.
АДАПТАЦИИ, организаторам фестиваля и самой известной актюбинской команде, единственной из всех участников не повезло со звуком. Что-то там в аппарате расплавилось-захрипело, но сыграть не помешало.
![АДАПТАЦИЯ](http://ex-pressa.ru/wp-content/uploads/2019/03/ods_08_007_4.jpg)
Рассказывать об этом коллективе подробно, наверное, нет необходимости. Группа возникла а 1992 году, неоднократно выступала на севере и на юге Казахстана, в разных регионах России (Оренбург, Новосибирск, Барнаул, Москва, Питер, Рязань, Воронеж, Смоленск, Обнинск, Нижний Новгород…), также в Бишкеке, Париже и Берлине. Официально выпущено уже 6 альбомов АДАПТАЦИИ и Ермена Анти (по три — на московских лейблах «Отделение Выход» и «Выргород»), на подходе следующие издания. На фестивале группа энергично и великолепно отыграла 6 песен. Ермен, заботившийся о фестивальном времени, сославшись на дикую жару, сократил свою программу ровно наполовину. Благодаря жертвенным поступкам Дениса Третьякова и АДАПТАЦИИ фестиваль закончился точно в положенное время, все успели выступить, и недовольных среди музыкантов не было.
Выступивший в акустике Джек (группа МЕДВЕДЬ-ШАТУН), — без сомнения, интересный самостоятельный автор, с выработанной манерой письма и подачи, обладающий сильным запоминающимся вокалом. Так же, как и К. Мишин, в столице окутан облаком мифа, мышиным шуршанием негатива. У Джека много социальных песен — отнюдь не пошлых агиток, а метафоричных, образных, безусловно художественно ценных произведений. Радует жанровое разнообразие его песен: есть и лирика, и фарс, и философская фантасмагория, и «героика», есть и очень смешные пародии. В сочетании с продуманными и талантливо исполненными аранжировками МЕДВЕДЬ-ШАТУН являет собой колоритнейшую группу. А Джек — одна из сильно недооценённых в первопрестольной творческих личностей, и это опять же заметней в невзбаламученном околомузыкальными сплетнями Актюбинске.
![Джек и МАО КОТА](http://ex-pressa.ru/wp-content/uploads/2019/03/ods_08_007_5.jpg)
МАО КОТА оказалась самой многочисленной группой из представленных на СУХОВЕЕ. На сцене находились пять человек, ещё один не смог приехать из Москвы. Команда сформировалась не так давно из музыкантов, в разное время игравших в знаменитом и легендарном проекте Бориса Усова СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ. Единственный раз на фестивале звучали и клавиши, и женский бэк-вокал. Если участники МАО КОТА продолжат интенсивно и вдумчиво работать над развитием собственного проекта, на московской сцене может появиться не экзотическая однодневка, и не полумифическая, а реально действующая оригинальная группа.
Клещъ (Павел Клищенко) — неплохо известный в Москве автор и музыкальный деятель. Более десяти лет занимаясь собственным творчеством, остаётся исключительно акустическим исполнителем. Начатая в 2000 году запись электрического альбома с Джеффом и Алексеем Марковым, к сожалению, не завершена до сих пор. Клещъ играл в составе ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЫ (проект Дмитрия Аверьянова), недавно выступал в составе В.П.Р.-овских ГЕОРГИНОВ. Самые сильные песни написаны Клещом за последние полтора года. В отличие от прошлогоднего концерта, на СУХОВЕЙ в этот раз выступил очень мощно, заслуженно завоевав симпатии всего зала.
![Владимир Белканов](http://ex-pressa.ru/wp-content/uploads/2019/03/ods_08_007_6.jpg)
БЕЛКАНОВ-БЭНД. Наряду с Денисом Третьяковым, самое сильное выступление. Самое сильное впечатление фестиваля. Владимир Белканов играет с 1992 г., регулярно — с 1996 года. Сейчас, наряду с Ерменом Анти, Белканов — наиболее известный музыкант города. Владимира Белканова и его команду не «прописать» в клеточку одного жанра. Вы услышите безумный и фантастически красивый сплав реггей, панка, фольклора, психоделики. Напиши одну из поздних белкановских песен Олди, — все наперебой заговорили бы о его (Олди) «воскрешении» и невиданном прорыве… Сквозь сгущающуюся беспросветность быта и космоса летят искры. «…Но кто-то/ Выбросил в небо/ Семена звёзд. / Есть надежда, / Что они дадут/ Всхо-о-о-ды…» Во время выступления Белканов иногда похож на плачущего ребёнка. А голос… На всей нашей официальной/ неофициальной, попсовой/ беспопсовой сцене найдутся легко узнаваемые, неслабые голоса. В женском вокале — есть справедливо обласканная Земфира, есть Рада, есть Юлия Тузова. Среди мужского вокального большинства встретишь и лужёные глотки, и необычные манеры исполнения… Но второго белкановского голоса — настолько сильного, глубокого и богатого — и близко нет. К сожалению, жёсткие электрические аранжировки БЭНДА 1996-2000 гг. не всегда оставляли лидеру группы возможность в полной мере проявить свои вокальные данные; наименее удачным в плане записи голоса является пока единственный студийный альбом группы — «Нейтралитет» (февраль 2000 г., издан на аудиокассетах лейблом «Выргород» в 2001 г.). Сейчас положение меняется: аранжировки стали более продуманными, отточенными и разнообразными, не затеняющими Володины вокальные возможности. Беда пришла, откуда не ждали: 16 августа над Владимиром Белкановым состоится суд по уголовному обвинению. Музыкант, по собственной доверчивости, неопытности и глупости угодивший в скверную историю, может на долгие годы оказаться за решёткой.
Остаётся надеяться лишь на милосердие суда, на моральную поддержку друзей-музыкантов и на Господа Бога.
![Алес](http://ex-pressa.ru/wp-content/uploads/2019/03/ods_08_007_7.jpg)
Алес. Так же, как и Клещъ, выступал «Суховее», В этот раз сыграл три заранее намеченные песни. И снова был приятно удивлён тёплым и благожелательным приёмом слушателей.
Оптимист (Александр Редут), лидер группы ПОСТОРОННИЕ из далёкого алтайского Заринска, по общему мнению, достойно завершил достойный фестиваль. ПОСТОРОННИЕ играли просто, но внушительно и слаженно, — даром, что репетиций не было, а играли с Сашей актюбинские музыканты. Да и песни у Оптимиста, вопреки имеющему локальное хождение мнению, отнюдь не безынтересные.
О поддержке гостей актюбинскими музыкантами следует сказать особо. Профессионализм основного состава АДАПТАЦИИ не раз был предметом разговоров и в Москве, и в Питере, и даже в привыкшем к высокому уровню исполнительского мастерства Берлине. Гитарист группы Саня «Шиза» Шикарев, проживающий в последние годы в российском Оренбурге и вплоть до фестиваля подрабатывавший там летчиком гражданской авиации, помимо выступления со своей командой, был как родной в составе ПОСТОРОННИХ, также поддержал своим участием КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ. Лично Владимир Белканов подстучал мне, Алесу, на бонгах. А прославленный ударник АДАПТАЦИИ и БЕЛКАНОВА-БЭНДА Сергей Щанкин был на фестивале нарасхват. Но, как человек скромный, он сыграл только в четырёх группах — в составе ЗАПАДНОГО ФРОНТА и ОЖОГА, и, разумеется, в АДАПТАЦИИ и БЕЛКАНОВ-БЭНДЕ.
Подводя итоги фестиваля, можно смело заявить, что СУХОВЕЙ-2002 стал одним из наиболее значительных событий года, наряду с «Сирином», самым крупным фестивалем некоммерческой музыки. Выступали музыканты первой величины — АДАПТАЦИЯ, БЕЛКАНОВ-БЭНД, Денис Третьяков, и другие, уступающие им в известности, но тоже достойные. На «Суховее» не было ни одной проходной фигуры, — такое на независимых фестивалях случается сейчас крайне редко.
К слову — о самостоятельности. Фестиваль реально являлся финансово независимым мероприятием. Никаких реклам, никаких корыстолюбивых спонсоров. А в качестве меценатов выступили газета ДИАПАЗОН и уже закрытое радио РИФМА. Они помогли заранее оплатить аренду зала и аппарата, обеспечили музыкантов питанием, оказали фестивалю информационную поддержку. Ещё была договорённость о гостинице для гостей фестиваля, но в последний момент несостоявшийся благотворитель изменил свои условия, и организаторам пришлось отказаться от его услуг. Впрочем, на положении гостей такой поворот дел не отразился — музыканты были оперативно и с учётом их интересов и пристрастий расселены по квартирам организаторов фестиваля и их друзей. Надо заметить, что недовольных не обнаружилось.
Ещё об организации. По заранее обговорённым с каждым участником СУХОВЕЯ условиям гости фестиваля либо получали частичную компенсацию проезда, либо добирались полностью за свой счёт, но в Актюбинске все получали полное обеспечение проживания (так, музыкантов кормили в городском кафе, больше похожем на ресторан). И я опять повторюсь и подчеркну: на дворе 2002 год, уважающие себя коллективы давно перестали оплачивать дорогу из своего кармана. На СУХОВЕЕ не было замечено ни одной не уважающей себя группы; но ВСЕ остались довольны условиями проведения фестиваля.
В заключение — невыдуманная история.
Москвичи шагают к вокзалу. Передвигаются они зигзагообразно, — ну как было не выпить после «сухого» СУХОВЕЯ, в послефестивальный, прощальный день! А надо сказать, что в Казахстане с пьяными на улицах сейчас не церемонятся: полиция – протокол — трезвяк гарантированы. И вот идут Мишин, Экзич и Дима Шубин, провожает их Ермен… — а навстречу патруль. «Стоять! Документы!» Единственный из компании трезвый Ермен начинает объяснять: музыканты из Москвы, вчера… — «С фестиваля? Рокеры?» — «Да…» — «Я там вчера был. Молодцы. Счастливой вам дороги!»
Алес
9 августа 2002 года, поезд Актюбинск-Москва