Сытый конному не пеший.
Пословица.
…Во всем мире не хватит денег,
чтобы купить все это…
Г.К. Честертон
Xотите грустную сказочку?
Давным-давно, в 90-ом году, когда БГ разгонял А, Егор намыливался в леса, хавка и мыло были по талонам, а Красные Пиджаки еще не стали приметой времени, в — тогда еще — Ленинграде, жила-была группа «Графика”. Жила, была, репетировала на точке МЦ ЛИАПа, записывала что-то, а потом — раз! — и задохнулась в вакууме невостребованности — не первые, не последние…
В октябре Катя Борисова, видя, что милости от природы ждать не приходится, собрала репетиционные записи и смонтировала из них такой вот, по-своему партизанский, альбом “Не было раньше» (Или ЕР, если учесть что длится он всего 25 минут). По сути — это все, что осталось от «Графики». А жаль. Группа была, на самом-то деле, незаурядная, со своим мировидением… Будучи вовремя замечена и поддержана — могла бы, пожалуй, много чего ХОРОШЕГО сотворить. Да не сбылось…
Это вот заупокойная такая присказка получилась — сказочка про песенки будет позаздравнее.
«Яблочко» — завораживающий, гипнотизирующий ритм, — простой, но цепляющий, берущий за душу — то ли лес, то ли Город летней ночью — качается колыбелька, засыпает малыш — баю- бай -катится по нашим жизням колдовское яблочко: «наше время — хоть не бог весть — другого нет — один черт, бери, что есть…»
«Без названия (Песня про рок-клуб)» — невеселая песня, но – каждому времени — и понимаешь, вроде, что по-другому не будет, никогда не будет — но ведь хочется же! People are strange, пипл, коцайте ваши дырявчики!..
«А нам вдоль строя идти — но равно как сквозь строй
А в ладу ль с собой? — Да что ты! Бог с тобой…
Легли б слова как надо, все на том столе,
Ясным живым ладом — на ничьей земле…»
«Ваша честь». Несколько настораживает большое количество чисто фонетических фенечек, выглядит это слегка нарочитым: вроде как некоторые слова — чисто по звучанию подобраны. Хотя — может, так и надо. Чем-то похоже на начало Love’oвcкой «A House Is No Motel» — по ощущению, не по музыке.
«Ваша Честь — давайте на спор
А ваша Лесть — лучше лезьте в паспорт
Ваша Спесь — умным не повадно,
А то, что вам не съесть — нам, дуракам, подавно…»
(А по музыке — пробивается местами что-то… высоцкое, что ли, и стоило ли пытаться мешать воду со ртутью?)
«Бестолковый словарь». Ну вот в упор не понимаю — о чем эта песня. ОПЯТЬ перегруженность идиомами, устойчивыми словосочетаниями, поговорками etc. Нет, я, конечно, понимаю — ассоциативные ряды, аллитерация, игры лингвистические — но зачем же было все яйца в одну корзину?
«Чести по погонам — как мыла по талонам:
Тут как не крути, а на всех не хватит…»
«Преферанс на троих» — тема любовных многоугольников, в общем-то довольно своеобычная для мирового рока, у нас, судя по всему, вымерла вместе с мастодонтами первой волны русскоязычного, так, словно подобные заморочки ушли из нашей жизни вместе с 70-ми. На смену ей последовательно пришли гребенизмы, экзистенциональная летовщина и клубный дебилизм — редко-редко кто за нее брался (и еще реже получалось что-то путное). У «Графики» получилось. Песня очень красивая, хотя бэк-вокальный фальцет слегка напрягает (здесь).
«Солнце с неба… (Длинный блюз про солнце)». Помните, было такое время — 67-й год? И страна такая — Калифорния? И люди такие — хиппи? Помните? Эти хиппи любили еще такие неспешные, длинные, медитативные и очень КРАСИВЫЕ песни — под них еще любиться в кайф — вспомнили? Так вот, это оттуда. Прямо. Натурально. В Старом Свете это могла быть, скажем, «Crying Song», в Новом Свете — «Dust», а у нас, на Том Свете — «Долгий блюз про солнце». (Это не значит, что они звучат одинаково — просто ЧУВСТВУЕТСЯ так же).
«Я, бог весть, с какого краю –
Как есть, краше не сыграю…» — а и не надо краше.
«Раствори двери» — опять весточка оттуда. Ну Road house-то Blues’овый рифф, конечно, может вызвать у кого-то неудовольствие — но, на самом-то деле, какая, к херам, разница — твое, мое… Музыка-то классная, драйв — как Somebody to love — очень круто.
«Раствори двери, раствори кофе.
Раствори меня — да так, чтоб нам стало пофиг:
Что вальс при свечке — рок-н-ролл от печки –
Только заново!»
«Маленькая песня» — лучшая, пожалуй, вещь на альбоме — короткая вот только очень (и опять — смутные ассоциации со всякими Кроссбями, Стиллсами, Нэшами, Янгами и Кантри Джоями).
«Ну а нам — не рядиться
Из чего выбирать:
Вот так, как не на что злиться –
Вот так и нечего терять….» Эх!
Пару слов о саунде. Записана вое довольно просто, но со вкусом — стильно-изящная, можно даже сказать изысканная вязь соло-гитары (Сергей Житинский) и легкой ненавязчивая ритмическая основа акустики (Александр Жерновский) и перкуссии (Алексей Шмалько) создают достаточно плотное звуковое полотно, в общем-то нехарактерное для наших малых составов. А вот вокал Александра мне не очень, какой-то он холодноватый, малоэмоциональный.
И еще. В «ЭН’cке» музыку «Графики» определили как «Башлачев + Dire straits», с чем я, при всем своем уважении к «ЭНску» согласиться ну никак не могу. В способах, приемах построения текстов прослеживается, конечно определенное сходство с СашБашем, но в смысловом плане «Графика» явно тяготела скорее к ассоциативно-чувственному, нежели к повествовательно-модальному.
А что касается музыки — тут, мне думается, имеет смысл обратить свой слух на Великое Калифорнийское безобразие — всякие там Jefferson Airplane’s, 13th Floor Elevators’ы, Love’ы, Quicksilver ’ы и т.д. — по крайней мере мне вся вторая сторона кажется вырванной аккурат из самого сердца той эпохи (не худшей, правда?) — не знаю, слушали ли все это Графики или нет, но, наверное, это и не важно вовсе. Главное — что альбом клевый. И группа клевая. Была. Мир в очередной раз успешно проебал нечто весьма классное — впервые, что ли? Мои поздравления…
Я-ха.