АДАПТАЦИЯ (Актюбинск) — «За измену Родине», 1999
В 1997 году в Актюбинском драматическом театре АДАПТАЦИЯ записала альбом “Отбой”. Альбом был призмам неудачным, и лёг бы на полку Ерменовского архива, разделив судьбу ещё нескольких “неудовлетворивших” релизов, если бы Боря Усов не пустил его в народ вопреки воле автора. Это я к чему? Да к тому, что в какой-то степени “Отбой” можно считать черновиком “За измену Родине”, очередного “архивного” альбома Ермена со товарищи. Первым черновиком. Ещё одни был записан в конце 98-го года — и снопа неудачно, не получилось по-нормальному записать такую быструю “музыку”. Поэтому третий вариант писался целых три месяца и в трёх городах: первые две песни — живьём в Оренбурге, минусовка — в Актюбинске, а голос накладывался в Москве на восьмиканальник. В результате мы имеем несколько странноватую запись: очень чистый, какой-то тиховатый инструментал, где гитары, которые должны ревмя реветь, деликатно жужжат под аккуратно сыгранные картонные барабаны — а яростный, надрывный Ерменов голос отстранёино витает над этим плоским (почти монофоническим) звуком. После “Нелегального положения”, записанного вопиюще просто, дома, на банальнейшую кассетную “Ноту” — и с таким ураганным звучанием, что башню сносит напрочь, слушать “За измену” немного обидно. В то же время для девятнадцати из двадцати команд то, что для АДАПТАЦИИ просадка — уровень просто несбыточный. Навсегда. Изначально н навсегда. И дело не в актуальности (хотя для Казахстана “проблема 2030 года”, наверное, на порядок серьёзнее “проблемы 2000 года” для всего компьютерного мира) песен, не в мелодическом даре Ермена, не в больных страшных рваных строчках, которые зачастую сыплются с листа, а в… Я не знаю, в чём. Знаю только, что, когда он начинает петь — начинаются чудеса — простые чудеса сталкера, который приволок ещё что-то из той зоны, где большинству из нас от рождения побывать заказано.
Что ещё сказать об альбоме — очень удачен и уместен орган в “Кайфа больше нот” (там вообще мощнейшая инструметальная концовка). Каждая песня — как открытые глаза. Секс, наркотики, рок-н-ролл — говно. Анархия — мать порядка — говно. Свобода, равенство и братство — говно. Жизнь продолжается. Ничего не меняется. Кругом одни пидарасы.
Эй! Декоративные панки из “Булок и Вилок”! Засуньте себе в жопу свои правильность с политкорректностыо! Идите, послушайте: это — музыка, ради которой стоит жить — и за которую можно умирать — настоящий, живой хардкор.
Я-Ха
БЕЛКАНОВ-БЭНД (Актюбинск) – «НЕЙТРАЛИТЕТ» 2000
На начало 2000 года актюбинским формейшеном планировалась запись сразу нескольких проектов: двух альбомов АДАПТАЦИИ (последнего “архивного” и совершенно нового), ЗАПАДНОГО ФРОНТА и БЕЛКАНОВ-БЭНДА. Первой ласточкой, вылетевшей из лона ADA-records, стал альбом Владимира Белканова — того самого, который уходил, потому что не хотел “вечно играть четыре аккорда”, уезжал в Алма-Ату… А потом вернулся.
Первое, чем поражает альбом — ломаются стереотипы восприятия Актюбинска как города упёртых панков: ребята вполне адекватно способны работать самую разнообразную музыку, от блюза до вальса. Ровный упругий бас, уверенные ударные, щемящие гитарные проигрыши, джазовые проходы в “Тот, кто был прав”, эффектная инструментальная кода в «Топ-топ», пронзительный дуэт гитары и органа в “Если так начинается век” — всё слушается на одном дыхании, и под этот гармонический аккомпанемент Белканов рассказывает свои трагические, как сама жизнь, истории — как закаркало небо на багровый закат/ как заламывала руки над дочерью мать/ как замешивает пепел на слезах детвора/ как сидит седой мальчонка, как висит его сестра…
Можно, можно было бы заняться выискиванием корней и влияний, наковырять фигову гору предтеч — от Олди до Летова… Можно, но не нужно, хотя и неопасно — я уже давно заметил, что чем меньше человек разбирается в чём-либо — тем увереннее и безапеляционнее вешает ярлыки и проводит параллели. Вы будете смеяться, если при вас скажут, что ИПВ — это почта то же самое, что ГО? А что Ермен — последователь Летова? Китайцы для европейцев тоже все на одно лицо. Как и европейцы для китайцев. Реггей Б-Б и реггей КОТа — две большие разницы, хотя на взгляд профана “одинакие”. Боль — одна, а люди — разные. “Захихикала злорадно распутница весна/ надламывая зубы, взорвалась десна”, и лучшая, пожалуй, на альбоме вещь, болезненно-мелодичная «Травка»: “Взорвался дождик липким всплеском/ упал солдат под автоматным треском/ глядят очи в сладкое море/ чернеет солнце — о горе, горе” — высокий чистый голос щемит сердце — ну да, ну профессиональный актёр — ну и что? Господин Чиграков, на кассету из-под которого был записан “Нейтралитет”, вызвал настолько дикое ощущение скуки и убогости — при всех “фирмовостях”, что я чуть не побежал свечку ставить — в благодарность Господу за то, что никогда его не слышал до этого…
Я-Ха
ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ (Питер) — «LIVE!», 1999
Запись концерта и Лектории Ленинградского зоопарка 31 мая 99 года — надлежащим образом вычищенная и ремастированная с благословенной помощью Жени Кирцидели. О самом концерте более подробно можно почитать в “Осколках” №13, скажу только, что пока из Москвы не придёт директива “ДМиК — это круто!”, в Питере, похоже, ничего хорошего группу не ждёт. Да и хрен с ним, с Питером. Данный релиз, в принципе, вполне может считаться бутлегом, поскольку группа хором кричит, что слушать это нельзя, что всё криво, и домра, дескать, не строит, и вообще — зачем и кому это нужно? Однако официального запрета на размножение не накладывается, что, наверное, о чём-то да говорит. На самом деле “LIVE!” вполне даёт адекватное представление о возможностях Светиной команды в плане энергетического напора баншесиосительных песенок и драйвовости их исполнения on stage. Лажи же заметны, насколько я знаю, только самим музыкантам. Народу катит. Продолжительные подстройки домры и в пререкания с не в меру активными зрителями хирургически изъяты, звуковой баланс выправлен и единственным досадным упущением являются паузы между песнями, несколько портящие атмосферу живого концерта. Материал — почти целиком “Хохот Моцарта” плюс шесть песен из новой программы с рабочим названием “Девочкина жизнь”. Расписывать классик-фолк-панк который играет трио — занятие бессмысленное — кто слышал, тот знает, а кто ещё не слышал — тому, значит, не повезло в жизни, поскольку то, что делает Светка — это не Искусство и не Творчество, а самая что ни на есть Жызнь. Жызнь, концентрированная в песни, Жызнь да-а-алеко не самая гладкая-сладкая, не самая счастливая и удачная — как у большинства из нас. Всё как всегда: на фабрике стачка, в шахте завалы, заклеили скотчем рот запевалы, отгремел последний салют, сняли посты, посадили кусты, напекли батонов, наградили героев, переплавили танки, перешили портянки — будто нет войны…
Я-Ха
Чистяков (Конаково) – «ТАМ “И ТОГДА ИЛИ ЧЕРНОВИК», 1999
Странный альбом.
Слушая в первый раз (серьёзно — в первый) не могла отделаться от ощущения перегруженности информацией. Потом — попривыкла, слова-строчки-заклинання отлепились друг от друга, песни, механически собранные на одну кассету, поманили мороком концепции…
Нелёгкая работа — воспринимать (уж не говорю “понимать”) эти Витражи… Если бы речь шла о книге, я бы сказала — читайте между строк. О картине — смотрите сквозь. О песне – войдите в неё. Ибо всё самое главное — там, внутри. За колючей, надёжной — хоти пара репетиций, один день записи, всё нахрапом — загородью из акустической гитары, баса, перкуссии — и голоса, с хрипом — нет, не вырывающегося — выдавливаемого из надсаженных лёгких. Что это такое — сформулировать не могу. Может быть, потом, когда стану мудрой — и старой…
Впрочем, сильно подозреваю, что эти двери открываются только дня того, кто очень хочет войти.
Странные мелодии.
Что-то неуловимо цыганское; цепляющие ухо алогичные ходы-переходы, музыки как таковой пет — и не надо. Здесь — не надо. Откровенно башлачёвскне “Лоскуты”. Некоторые песни оставляют впечатление незаконченности, недоделанности… Недоговорённости.
Странные тексты.
“Спонтанность” в самом прямом понимании этого слова. Цепочки потрясающих образов рвутся, распадаются на отдельные звенья: то в бровь, то в глаз, то вообще мимо… Поднимаешься на ноги — и снова носом в снег. Второе название — “Черновик” — кажется удачной шуткой: здесь всё пишется набело. Но — по-чёрному: даже самые светлые вещи светлы так, как светла грусть, от которой гибнут птицы в небе. “УРА!” — нет, не так кричат поднимающиеся в атаку. Как угодно, только не так…
Как всё это воспримет человек, не знакомый со
Славкой?
Странный альбом.
Не страннее, впрочем, чем его автор.
С.С.
ЖИВОТ (Конаково) – «В бой идут одни старики» (live), 1999
Единственное на сегодня зафиксированное звукозаписывающей техникой (какая уж была!) выступление группы ЖИВОТ. Боб, Бомж и Лёха (расшифровки см. выше) — такого воплощение мечты Тони Ивановой о “полноценном электрическом составе” для Вячеслава Чистякова. Нежно любимый “Осколками” конаковский самородок в сей версии не менее выразителен и коряво-мощен, чем всегда. Подбор песен обусловлен тематикой концерта: известные по “Вронекартону” “Смерть солдата”, “Ничего” (дивно звучит проигрыш, “синими средствами” скопированный с саундтрека фильма “Бумбараш”), “Внесна” и “Закон сохранения энергии”; давшие название всей акции “Старики” и “Гагарин”, в которых Славка, как то ему свойственно, нещадно терзает музыку и тексты советских хитон.
К сожалению, в факсимильной росписи, приложенной к кассете, указана дата, по не час выступления, и того мы лишены возможности высчитать, сколько литров местного самогона перелилось к тому времени в природные ёмкости господ музыкантов… но, судя по исполнению, лёгким аперитивом дело не обошлось.
И всё же, как удивительно и прекрасно, что на городок с пятьюдесятью тысячами жителей приходится но крайней мере три заслуживающих внимания группы, каждая из коих, несмотря на практику кровосмесительных связей, имеет собственное лицо…
Сэнди
Q COMPILATION (Конаково) – «Ничего», 1998
Ну как?!!! Надеюсь, до всех наконец дошло, что центр музыкальной жизни России ныне находится в городе Конаково Тверской области? Если всё ещё нет, о тупые вы наши, — мигайте дальше. Всё равно никуда не денетесь.
Гремучая смесь хохла с корейцем — это Дмитрий “Q” Кучерявец, а гремучая смесь з-забойного тяжеляка с классическим рок-н-роллом (“Дура!!!”), кантри (“Шишки»), рэпа (“Вышел из окна”), reggae a la Silya (“В Беломор”) и панковским медидативом a la Tsoy (“Я не хочу тебя” и “Медленная”) — это альбом “Ничего” группы Q-COMPILATION.
В свою очередь, группа Q-COMPILATION, — эго не только обозначенный Q, но и гитарист Александр “Боб” Бобьяк, Дмитрий “Бомж” Яковлев (бас) и Алексей Портов (Главный Барабанщик Города Конаково).
Также в проекте принимала участие знакомая уже вам святая троица Трус, Балбес и Бы… ой, что это я?!!! — в смысле, Борbсыч, Стёпа и Малой.
И много всякого пока неизвестного в околоосколочиой среде народу — как-то, Крюг, Фэш, Тайсон, Свят и др.
Темы представленных песен, в общем, традиционны для так называемой рок-культуры — “хочу-не хочу”, “дала- не дала” (особо уведомляем — “Ты не дала мне света” не имеет никакого отношения к нашему глубокоуважаемому главвреду Светлане Смирновой) и различные перипетии молодёжного алкогольно-наркотического бытия. Но из-за здорового идиотизма текстов выглядывает некая Божественная Ухмылка.
Они вообще там у себя под Тверью куда умнее, чем могут показаться на первый взгляд.
Ещё — они истинные патриоты родного города — послушайте только венчающий альбом торжественно-лирический гимн “Конаково…”.
Ещё — они на удивление хорошо играют, и все их жанровые Q-компиляцни сочетаются органично и самобытно.
Ещё — я со всей страстью питерского ночного морока завидую их быощему через край жизнелюбию…
Сэнди
БАШНЯ ROWAN (Питер) «Марш уродов», 1999
На последней «Лестнице» эти уроды протоптались удалым маршем по моему сердцу — и с тех пор оно, бедное, горит то зелёным, то сиреневым пламенем, а соседи мои скоро уподобятся злобным бобби-полицейским и силой прервут день и ночь доносящиеся из-за стены завывания баньши и пляски гномов и кобольдов.
О страна Эрин! Скольких певцов земли русской ты вскормила своими преданиями! скольких хайрастых боянов вспоила своими соками! И как только хватает тебе после этого сил ещё и на многовековую борьбу с британской короной…
Однако обитатели БАШНИ заверяют: «Мы — интернационалисты». И есть к тому основания: например, Бертольд Брехт, соавтор «Ханны Каш», — прямой потомок саксов, каковые в дружбе с кельтскими племенами замечены не были; а томящийся дух Тикки А. Шельен (автора всех прочих текстов и музык, вокалистки и ваще атаманши) рвётся из постылых типовых застроек когда на Аваллон, а когда и в Катманду (о чём — в песне «Лето»). Больное обращение с «историческим наследием», характерное для многих собратьев наших героев, у них часто доходит до беспредела студенческих капустников: рядом с канонически-ностальгическим «Чёрным Саманном» и трогательной балладой о Дженнифер и её братьях — автопародийная «Жалоба…» (Тикки взывает к покровителю всея Ирландии Св. Патрику из жёлтого дома) и хулиганский (но, видимо, недаром заглавный) «Марш…»; леди Гвиневра («Полудница») носит джинсы и феньки, а Скальд Ждёт Весну, «покупая бананы для члена семьи».
Несколько наособицу воспринимается «Виноделие» — хрупкая ренессансная виньетка.
Хотя вообще-то ничего такого хрупкого в ребятах не наблюдается — свеженькие и здоровенькие, в меру умны и безумны тоже в меру. И играют славно, и пока — незашлифованно. И страшно обаятельны. И непременно завоюют свой Манхэттен (а питерский Зоопарк штурмом уже взят) — может быть, уже в следующем декабре.
P.S. А в припеве «Freedom of Clioise» (которая на бонусе) слышны непристойные вопли самого Алекса Полякова.
P.P.S. Записал же всё это безобразие Е. Кирцидели.
Сэнди
Олег Медведев (Иркутск) – 7.03.1997.
Город Иркутск — мягко говоря, не ближний свет. Поэтому двух-с-болышш-хвостом-летнее шествие записи до наших пенат предлагаю считать нормальным явлением. Бывает и хуже. Бывает, что информация вообще теряется где-то между Конотопом и Мухосранском. Страна то у нас большая, а дороги со времён Гоголя обросли асфальтом, шпалами и рельсами, но не стали более проходимыми. Почта правда, пока работает, да и отдельные энтузиасты тамиздатовского дела умудряются преодолевать непреодолимые расстояния в поисках любопытных артефактов…
Впрочем, кассета Поля (без всякого участия “Осколков”) в Иркутске появилась. Мистика? Или — “ищущий да обрящет”?
Олег Медведев. “7.03.97”. Посвящение, естественно, женщинам. 90 минут, 28 песен. Акустическая гитара. Мелодии — лёгкие, живые, свободные. Запоминающиеся, что редкость. Мягкий голос. За словами чудится полуулыбка — чуть-чуть, самыми уголками губ. Герои (очень лирические) — сказочные, киношные, мультяшные, книжные…
Конечно, это КСП. Но — не в том варианте, который вызывает у меня отторжение. Персонаж безусловно талантлив и не склонен к воспеванию прелестей туристически-походной жизни. Он спокойно грустит, светло отчаивается, тихо мечтает о тереме у бриллиантовой реки… В живой акварели песен растворены пёстрые оттенки романсов, кантри, блюзов, фолка, вальсов, маршей… Серьёзные темы тоже попадаются — война, религия, смерть, но — без надрыва, без истерики, словно игра в стойких оловянных солдатиков, впрочем, повторюсь, талантливая.
Легенда о сотворении мира рано пли поздно оборачивается сказками о творении миров. “Ветер в волосы, на картуз — эдельвейс…” — и вперёд, в лунно-звёздный десант. Звери и птицы вновь завоюют Трансвааль, Иванушка-дурачок, сбросив крестик с груди, дойдёт до седьмого неба, но не найдёт ни страны лимонных корочек, ни — хотя бы — смысла…
И сказка никогда не кончится.
С.С.
Вохдух (Тольятти) — «Мы…», 1999
Страшные подозрения, зародившиеся у меня по время выступления оного коллектива на “IV Лестнице”, укрепились. Сюжет для фантастической мелодрамы: лет этак пять назад некий дьявол-искуситель забрасывает в мирный город Тольятти сумку с кассетами АЛИСЫ, ДДТ, ТЕЛЕВИЗОРА и прочими учебными пособиями по курсу “Советский рок 70-80 гг”. И начинается невиданный переполох: легендарный Автозавод встаёт на месяц, бабульки маршируют по улице, скандируя “Мы вместе!”, миллиционеры отращивают хайр и обвешиваются феньками… На волне сего тотального ликбеза возникает группа ВОЗДУХ! — в прошлом не иначе, как добропорядочные инженеры с некоторым КСП-шным прошлым. Осваиваются, и вполне успешно, инструменты, слагаются тексты (не противоречащие нормам стихосложения). Названия песен: “Гимн сомнительной молодёжи” (и вправду, сомнительной, ибо автору и вокалисту Юрию Ковшову явно под сорок), “Я — гегемон”, “Mr. Rock-n-roll”… Читатель, неужто по щеке твоей не скатилась скупая слеза?
Всем известно, что едва ли не всё лучшее в роке приходит к нам как раз из провинции. Но в данном случае мы имеем дело с какой-то провинциальностью сознания — дня моего ума запредельной. Что это? Наивность? Не верится. Тонкая стилизация? Слишком уж всерьёз. Дань любви? Но ведь только в очень юном возрасте любят — подражая…
И ругать-то вроде грех: уровень и слаженность игры заслуживают всяческих похвал, а честность эмоционального посыла не вызывает сомнений. В те самые 70-е или 80-е они были бы достойной группой второго эшелона.
Всё предсказуемо: от первого до последнего поворота, от первой до последней рифмы, от первой до последней музыкальной фразы. “Мы ведь тоже из классики, / Только мы — другие тома”. Заявление смелое, но никак не обоснованное. А жаль…
Сэнди
Регулярные части авантюристов (Москва) – demo, 1999
Редактор журнала “Утопия” Влад Тупикин говорит, что это — единственная московская группа, за которую ему не стыдно. Очень, в таком случае, грустно — то ли за Влада, то ли за Белокаменную. И, вообще, сударь, — глупость Вы, право, сказали. Почему борзописец должен испытывать стыд за деяния струнодёров, пусть даже и земляков? Мне вот, к примеру, не стыдно ни за Сёмкина, ни за БГ, ни за ТЕКИЛУДЖАЗЗЗ…
Что же до самой группы — лучше всего, пожалуй, название. Видится такой невозможный Легион Романтических Одиночек, с графьями Казановой и Калиостро во главе, никак не меньше. После знакомства с артефактом картинка меняется: тщательно встрёпанная ведьмочка осторожно беснуется за электроино-живой изгородью (что-то вроде фанка). Голос у неё — каких дюжина на десяток, но в детстве она много слушала КОЛИБРИ и Жанну Агузарову. Ведьмочку жаль — она так скучает в своём провинциальном городке и хочет, чтобы сумасшедший комиссар сводил её в кино; у неё серьёзные проблемы: “В моём уникальном теле / Мало места, в самом деле, / Даже грецкому ореху / Трудно поместиться там”; ещё у неё “в груди лёд” и никто не идёт к пей на день рожденья, отчего “перепачканные пальчики сжимаются в кулак”. “Отважная игра! Отважные желанья!” — ведьмочка воспевает свои “случайные связи”; ну да, мало лн на кого нарвёшься… Псевдоним — Оксана Чушь.
А где же обещанный авантюризм?! Простите, г-н Тупикин, но Земфира (тоже любит Агузарову) на фоне вашей Оксаны — настоящая Мата Хари. И тексты посильнее у Земфиры будут, хотя, конечно, и там чушь, причём патентованная. Но за неё Вы, но крайней мере, не чувствуете себя в ответе.
P.S. “Она пауками не питается, случайно?” — спросил мой знакомый, немного послушав РЧА. В своих ассоциациях пускай разбирается сам, но — привожу для полноты впечатления.
Сэнди