Москва
Прибыв в этот раз в столицу, я все пытался понять: что же это такое изменилось за последний год? Оказалось, все просто: на улицах Москвы практически отсутствуют афиши, в отличие от нашего любимого Питера, где обычно все свободное пространство покрыто несколькими слоями разного рода полиграфической продукции с рекламой концертов и клубов. Москва не такая… Как мне сообщили друзья, мэр Лужков издал некий указ, запрещающий расклейку афиш где попало. А специальные места, понятное дело, тут же подобрали под себя модные тусовки и залы.
Доселе не доводилось мне за столь короткий срок посещать подобное количество московских клубов, посему, наверное, и особой разницы я не замечал. А вот тут вот вдруг прозрел…
Москва… Москва… Вот уж действительно, Вавилон! Третий Рим…
Сначала я попал в клуб «Форпост» (Хамовнический вал, д.28) на день рождения Юрки Ощепкова (АВГУСТЕЙШАЯ). Выступала там еще пара совершенно невыразительных команд, чьи названия я даже не запомнил. Такого понятия, как «звук», в зале попросту не было, зато наличествовали музыканты с аппаратом «Marshall» и пейджерами.
На самом деле, «Форпост» — самый рок-н-ролльный клуб из тех, которые я посетил в Москве. И сделан довольно- таки стильно, и не заплеванный, и не попсовый. Тем удивительнее мне было наблюдать местную тусовку: полное безразличие к окружающей среде, какие-то кучки людей, напоминающих снулых рыб в стоячей воде, всю дорогу просидевших в клубном баре, где временами собиралось больше народу, чем в зале. В Питере можно в любом рок- клубе отловить практически любого человека и запросто с ним поболтать. В Москве же в лучшем случае на тебя посмотрят как на идиота, в худшем — пошлют подальше. Единения как такового нет, хотя акустический фестиваль «Единение» проводился именно в «Форпосте».
Входная плата не самая низкая по питерским меркам: 50 рублей (40 по флаеру). Флаеры распространяют сами музыканты. Потом на входе эти флаеры собираются и музыканты могут рассчитывать на заработок только в том случае, если непосредственно на них придет больше 12 человек.
Вообще-то в Москве я оказался не с праздным интересом: надо было разнести по клубам демо-запись отличной питерской команды ВОКИ-ТОКИ, а если удастся, то и договориться о концертах. Так чго по всем «злачным» местам я бродил, так сказать, по делу.
«Оракул божественной бутылки» (Среднеовчинниковский пер., д.1, стр. 13). Я несколько раз прошел мимо него, но так и не заметил. Что, кстати, неудивительно: представьте себе абсолютно пустынный переулок рядом с какой-то стройкой, полуразвалившийся барак, наполовину засыпанный снегом, полное отсутствие вывески либо других указателей — вот это как раз и будет «Оракул» (а летом? что, тоже искать амбар под снегом? — прим ред.). Внутрь я так и не попал, привыкший к более традиционному виду подобных заведений.
Еще одно странное место — клуб «Третий путь» (Пятницкая ул., д.4). Странный клуб, странная публика, странный директор — Борис Раскольников. Говорят, легендарная личность. Что ж, это — его проблемы.
Вывески у клуба нет (традиция, что ли?), афиш — тоже. Простой подъезд обычного жилого дома. Если ты ни разу в нем не был, то найти этот клуб просто нереально, даже зная адрес.
Оплата музыкантам — 50% от общего сбора. Кафе- бар, естественно, в наличии.
Из крайности — в крайность: «Вермель», «Бедные люди» и «Китайский летчик Джао Да». Это — весьма престижные места отдыха бомонда от богемы…
«Вермель» (Раушская наб., д. 4). Ну, скажите, ради Бога: может лн нормальный рок-музыкальный клуб иметь в своем туалете модную сантехнику «Gustavsberg»? Гардероб, вышколенные секьюрити, запредельные цены на самые простые напитки и закуски… Представьте себе наших «Candyman» или «Пирамиду», а в качестве основного репертуара — Башакова, Комарова и т.п. Бред какой-то!..
Это — Москва…
«Бедные люди» (Бол. Ордынка, д. 11/6). Надо сказать, отнюдь не бедные! Мне один день в столице обошелся в 400 рублей, причем излишеств я себе не позволял!
«Китайский летчик Джао Да» (Лубянский проезд, д.25) — еще один клуб из мажорской оперы. Богема, блядь!.. Извшпгге, дамы. Мне просто нёудержимо хотелось начать блевать с самого порога: полный обыск на входе, сытые толстые лица Троицкого, Шумова, Гурьева, семьи Палерных (клуб, кстати, принадлежит им)… А знаете, кто там в этот день должен был выступать? ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ! Бомонду захотелось поразвлечься… Блядь!., (еще раз, извишгге). «Господа! Мы чужие на этом празднике жизни!»
Вы все, конечно, понимаете, что и публика, и атмосфера в этих трех клубах — соответствующие. Случайным людям там делать нечего. Это, кстати, касается и музыкантов: дирекция сама выбирает, кого им приглашать. Платят по-разному, но немало.
А вот в клубе «Факел» мне было действительно хорошо. Так же, как и «Форпост» этот клуб расположен на первом этаже обычной новостройки. Внутри нельзя курить и пить спиртное, кафе-бара тоже нет. Но именно там я встретился с массой знакомых людей, с которыми не виделся лет двести: Алексей Коблов, Анатолий Обыденкин, Втад Тупикин, Мерлин, Славка и Степка из Конаково… И, конечно же, весьма деловая Оля-Витни. Атмосфера абсолютно питерская, да и публика по большому счету не отличалась от посетителей, например, зала Ленинградского Зоопарка. Иногородним вход бесплатный. Репертуар в основном акустический. Про условия выступления не спросил — не до того было.
Побывал я также в клубе «Третье Ухо» (Тверской бульвар, д. 17) — послушал Умку и Блюзмена. Это даже и не клуб, а просто учебная аудитория, которая больше подходит для акустических концертов. Звук, тем не менее, весьма неплох. Атмосфера тоже хороша, но это было на Умке. Что там творится в обычные дай — не знаю.
«Свалка» (ул. Профсоюзная, д. 27/1). На входе абсолютно все подвергаются унизтельной процедуре обыска и изъятия всего, что только вздумается охране. Так у нас, питерских гостей столицы, изъяли фотоаппарат без пленки и пиво. Залезли даже в саксофон. Паранойя, что ли, напала? Без пива было очень скверно, а кружечка этого божественного напитка в «Свалке» стоит 50 рубликов. Итог: пофотографировать не дали (фотосъемка стоит 100 р.), денег не заплатили, пиво не поставили, а свое пронести не позволили. Звук был паршивенький, звукооператор на попытки как-то подействовать на процесс настройки только снисходительно улыбался. Вопрос: стоит ли там выступать?
Тем не менее, клуб сделан очень прилично: столики в два этажа (?!?! — прим. ред.), большое пространство перед сценой, хороший свет. Но публика весьма слабо реагирует на происходящее на сцене — это касалось не только нас как неизвестной команды из далекого провинциального городка, но и всей остальной обоймы. Когда на сцену выползли какие-то злобные хардкоровцы, я вообще перестал понимать, где нахожусь: такую команду в Питере в заведение подобного уровня попросту бы не пустили — формат не тот.
«R-Club» (4-й Рощинский проезд, д. 19/21). Пристанище толстых и забуревших металлюг. Так кажется на первый взгляд. Бильярдный зал, бар с богатым выбором разнообразного горючего, дорогущий аппарат па сцене. Вместе с этим — очень доброжелательная администрация (мы фотографировали и звонили совершенно бесплатно) и совершенно безбашенные команды, там выступающие. В основном, благодаря вкусам директора, металлисты и панки. Клуб выпускает свой ежемесячный журнал под одноименным названием. По количеству и качеству’ полезной информации, кстати, сей журнал заткнет за пояс пресловутый FUZZ, а сделан, между прочим, не хуже.
Единственное место, где мы играли с более-менее хорошим звуком. Этот клуб мы искали минут сорок, поскольку никто из прохожих не знал, где он находится. Не помогло даже знание адреса: нас отправляли в такие места, куда мы не послали бы даже врагов.
«Ю-Ty» находится в кинотеатре «Балтика» (хоть что-то родное!), что у метро «Сходненская». В фойе — игровые автоматы, бильярд и бар, все очень респектабельно и культурно. Зал еще больше, чем в «P-Клубе». В Северной криминальной столице в таких местах устраивают казино и дискотеки, а в Москве, видите ли, рокъ-клубъ. Но публика — это что то! Половина — тусовка, пришедшая вместе с группами, половина — бычье и жлобы. У нас, например, хотели заказать «что — ни будь из «Сектора Газа». В фойе болталось раза в три больше народу, нежели в зале. Да и музыка была на любителя: сплошь хардкоровцы- полуметаллюги. Мы со своими ритм-н-блюзами и реггей были белыми воронами, чем, собственно, и приглянулись всем. Звука как такового не было: во-первых, место звукооператора расположено прямо над сценой и что он там мог услышать — я не знаю. Во-вторых, большинство групп попросту не понимало, что такое настройка, и, скорее всего, ему попросту давным-давно надоело возиться с дилетантами.
Лично у меня последние три клуба не вызвали никакого желания посетить их еще раз. Во-первых, конечно же, из-за музыки, которая там звучит. Может это и модно, но как-то не располагает к отдыху и приятному времяпрепровождению, а разобрать, что же конкретно там играют и поют, почти невозможно из-за непрофессионализма звукопёров. Во-вторых, из-за безумных цен на выпивку и закуски. 3-4 часа в обществе дамы обойдутся рублей в 800. Не многовато ли?
Конечно же, данным списком московские клубы не ограничиваются, но для того, чтобы посетить и описать их нужно быть либо миллионером, либо «своим парнем».
Питер
«Fish Fabrique» (Литовский, 53). Очень известный питерский клуб. Очень. Беда лишь в том, что на данный момент, кроме как известностью, похвастаться ему нечем: плохой аппарат, непрофессиональный звукооператор. Есть, правда, одна «изюминка»: рядом со сценой поставлен настольный футбол, и крики играющих постоянно заглушают игру музыкантов, даже когда выступают довольно тяжелые команды. Отношение администрации к этому безобразию простое: «Fish Fabrique» — это клуб по интересам, поэтому, если люди приходят играть в футбол, то они имеют на это право. Во время концерта за спиной у музыкантов развернут видеоэкран, на котором показывают различные импортные фильмы. Например, на выступлении ЖИВОИ РЫБЫ демонстрировали «Марс атакует». Вкупе с футболом до концерна в результате никому не было дела. Цены в баре по питерским меркам атомные: пиво по 25 рублей, еда и того дороже.
«Молоко» (Перекупной пер., 12). Тоже весьма известный клуб с хорошей историей и традициями — наверное, самый лучший и перспективный в Питере. Очень профессиональное отношение администрации: например, я принес демо-запись в воскресенье, и уже в среду был готов ответ. Как мне сказали, ВСЕ демки прослушиваются до среды. Есть солидный контингент собственной публики, кстати, весьма приличной. Частенько можно встретить иностранцев. Работа со звуком временами вызывает нарекания, если быть честным, но звукооператор быстро исправляется. Имеется собственная интернет-страница: http:/ /moloko.piter.net.
В «Молоке» обычно представлена самая разнообразная музыка, так что всегда можно послушать что-то по вкусу. Клуб работает с четверга по воскресенье с 19:00. Вход — 25-50 рублей.
«Зоопарк» (Александровский парк, 1). Это не клуб в обычном понимании, а небольшой концертный зал мест на 90-100. Отличительная черта — очень качественный аппарат и серьезный подход со стороны администрации к организации концертов. Раньше был бардовской точкой, и с тех пор сохранится некий приоритет акустической музыки перед всем остальным. Минусы: во-первых, программа расписана на несколько месяцев вперед. Во-вторых, общие У’словия подразумевают оплату аренды зала со стороны музыкантов, и сумма эта, надо сказать, немаленькая. Зато есть возможность за отдельную плату произвести качественную аудио- и видеозапись концерта. Адрес в Интернете: http://chz.da.ru
«Африка» (наб. Мойки, 106) . Очень странное место: расположено далеко от метро и прочих видов транспорта — в институте физкультуры им. Лесгафта. Регулярных концертов не проводится. Помещение представляет собой кафе с неким подобием сцены. На что похож аппарат — сказать не могу, так как не удавалось попасть туда во время концерта.
«Шалтай-Болтай». Еще более странное место ввиду большого количества молодых людей хиппанско- толкиноидного типа. Находится также далеко от метро — на Гагаринской улице, д.З (в районе Литейного проспекта). Атмосфера полного пофигизма. Аппарат фирмы «С миру по нитке». Регулярной музыкальной деятельности нет, но постоянно проводятся какие-то перформансы, зачастую — весьма неординарные. Крышу сносит капитально.
«Money-Honey»/«City». Самые «московские» клубы и наиболее посещаемые: вечерами найти свободные места просто невозможно. Аппарат — на хорошем уровне. «МН» специализируется исключительно на англоязычном рокабилли, а вот «Сиги» представляет более разнообразную программу. Оба клуба расположены в одном здании в Апраксином дворе: «МН» на первом этаже, а «Сити» — на втором. И там и там музыкантам стопудово платят за выступления, но пробиться туда не так просто — существу тот некие критерии отбора, зачастую непонятные непосвященным. А в целом — очень хорошие места для приятного времяпрепровождения. (Апраксин двор, корп. 13)
«Клим Ворошилов». Находится в исторической части Санкт-Петербурга — рядом с небезызвестными «Крестами». Далеко от метро, аппарат отвратительный, руки у звуковика растут явно не из того места. Да и сам район весьма ужасен: помимо «Крестов» — заводы, фабрики и т.п. Музыка — на любителя: в основном тяжелые направления. Публика соответствующая.
«Jimmy Hendrix» (Литейный, 33). Год назад я был в совершеннейшем восторге от этого клубя, так меня поразила атмосфера и музыка, царящие внутри. Серьезные стили (блюз, джаз и т.п.), солидные люди вокруг. Днем — демонстрация концертов звезд мировой рок- музыки на большом телевизоре. Клуб очень стильно оформлен.
Сейчас произошли некоторые изменения: после 19:00 свободных мест нет, вход — 50 рублей, цены еду и выпивку — без: комментариев. Музыка исключительно англоязычная. Адрес: Литейный пр., д.31.
«Планета Интернет» (ул. Чапаева, д.З). Открылся сравнительно недавно, но постепенно набирает популярность. Концерты проходят по пятницам.
Аппарат хороший и нареканий пока ни у кого не вызывал. В стоимость входного билета (50 руб.) входит кружка пива. Есть видеопроектор, зал с компьютерами, гардероб и туалет с фирменной сантехникой :).
Цены на еду днем весьма приемлемые, вечером повышаются. Публика достойная: гопников, жлобов и нищих нет. Музыкантам платят регулярно.