В Любани

… Мне положительно не везло. Электричка, на которой я рассчитывала выехать, показала мне хвост, и с горя я забралась в другую, на полдороги короче. Покидая Питер, я уезжала уже из настоящей весны (конец марта) и сгоряча не заметила, как вернулась обратно в самую зиму, едва отъехав от городской черты. Картины идиллической, патриархальной русской зимы вселили в меня этакое ласковое благодушие, я даже раскаялась, что не захватила с собой блокнота и авторучки — журналист не должен расставаться с орудиями своего ремесла…

В Любани выяснилось, что выберусь я из нее не раньше, чем до сюда дойдёт следующая питерская электричка — то есть я с тем же успехом могла провести эти полтора часа в Питере на вокзале. Примирившись, и целиком доверившись провидению, я отправилась гулять по Любани, раз уж меня сюда всё равно занесло.

При ближайшем рассмотрении Любань оказалась городом. Я бы ни за что не поверила, если бы не вывеска на одном из домов: «Городская администрация города Любани». Вывеска эта повергла меня в некоторое недоумение, но потом я решила, что они врут. Решительно врут, потому что в городе не бывает такой зимы. Представьте себе деревенские избы, наглухо укрытые снегом, на высоком подклете, с «полотенцем» в голове и подковой, прибитой над крыльцом… Я свернула с главной улицы и уткнулась в обитое жёлтой вагонкой сооружение с надписью «ПИВО». С обратной стороны были изображены два красных и здоровенных рака, жизнерадостно поднимающие покрытую пеной кружку. Пиво, естественно, отсутствовало. Уже по дороге назад я увидела мрачный кирпичный дом и вывеску над ним: «ДОМ ТОВЫХ». Я ошалело остановилась и какое-то время пыталась сообразить, кто же такие ТОВЫЕ и чем они настолько прославились. Потом догадалась: «ДОМ БЫТОВЫХ УСЛУГ».

До отхода моей электрички оставалось менее получаса, но как всякий другой на моём месте, я, естественно, не могла позволить себе покинуть город, не посетив хотя бы одного храма. Церковь именовалась от святых Петра и Павла и находилась в реставрации. Однако и там проводили службы, о чём свидетельствовало некое расписание:

БОГОСЛУЖЕНИЯ:
суб. 15-00 — воскресная школа,
17-00 — всенощное бдение.
вос. 10-00 — литургия,
12-00 — крестины и др. требоисполнения, молебны, панихиды.

После 12-ти дня святые отцы, вероятно, отправлялись на покой. Так как мой визит не пришелся на субботу, ни на воскресение, ворота были заперты на замок, и, должно быть, специально для таких, как я, на них висело объявление: «Посторонним…». Вздохнув, я отправилась восвояси.

Да. На самом вокзале в городе Любани стоит потемневший от пыли бюст человека при эполетах и с задумчивым взглядом. Туда (за ограду, к памятнику) давно никто не ходит. Я подошла, по колено проваливаясь в снег, прочла:

МЕЛЬНИКОВ Павел Петрович
1804 – 1880
Автор проекта и строитель
Петербургско-Московской железной дороги.
Основатель отечественной железнодорожной науки.

… Теперь я всякий раз вспоминаю его, когда скорый поезд «Петербург — Москва” проходит мимо Любани. Вряд ли мне доведётся еще раз побывать здесь…

Ваша C.Н.


Обсуждение