День Первый

По составу участников он был наиболее насыщенным и разнообразным. Три несхожие между собой группы («Настя», «Апрельский марш», «Чайф») очень удачно дополнили одна другую в этот вечер. Похоже, устроители концертов решили с первого дня наметить зрителям перспективу предстоящего развития фестиваля — завязка получилась интересной и многообещающей. Сейчас, когда я мысленно прокручиваю весь ход фестивальных событий, мне кажется, что успешное выступление Насти и ее друзей во многом способствовало созданию неповторимой праздничной атмосферы тех дней, атмосферы радостной и интригующей.

В составе «Насти» прекрасные музыканты, способные тонко и мастерски передать особенности Настиного авторского письма — а она заслуживает того. Новые работы Насти, судя по первому впечатлению, не уступят прежним ее композициям, вошедшим в полюбившийся слушателям альбом «Тацу». Концертная программа группы была цельной и убедительной. Вне всякого сомнения, это — их лучшее выступление.

Вышедший следом «Апрельский марш» представил программу, основанную на своем последнем альбоме «Голоса». Мне очень симпатична эта группа. Тем, что оно постоянно ищет новые пути для творчества. Тем, что их находки зачастую неожиданны и интересны. Тем, что они не цепляются за некогда удачно найденные вещи в попытке сделать себе «коммерческое имя». Необычайный успех, выпавший на долю их композиции «Котлован», казалось бы, подсказывал путь к его закреплению, тем не менее группа без сожаления избрала другой маршрут, почти не заботясь о том, догоняет ли их аудитория. Творчество «Апрельского марша» постоянно открыто для свежих идей и требует определенной подготовленности от слушателя. Музыканты группы не боятся учиться и ошибаться. Это было наглядно продемонстрировано во время концерта. Искушенная публика сразу отметила влияние московских групп «Нюанс» и «Звуки Му», ленинградского «Аукциона» — но кто из отечественных групп может претендовать на абсолютную неповторимость и самостоятельность? Боюсь, никто. Целесообразнее говорить о собственном дополнении к уже существующему рецепту. Без ученичества это невозможно. Так что «Марш», я думаю, прав в своем предпочтении поиска тиражированию. В композициях группы своеобразно уживаются холодная рассудочность с непосредственностью и живостью, монотонность кусков в традициях минимализма с неожиданными поворотами в тонкую лирику.

Мир «Апрельского марша» — это мир парадоксов. Парадоксы — всегда игра. Азарт, желание играть, на ходу осваивая правила игры, — все это было на фестивальном концерте. Что-то ставилось с ног на голову и с боку на бок, добавляя в происходящее изрядную долю сумасшествия и абсурда. Были проколы и удачи, были инструменты и голоса, но не хватало хорошего звука. Были, наконец, «Голоса», и на сцене снова появилась Настя… Не хватало, пожалуй, жесткости и страсти, но зачем требовать от артистов того, что им несвойственно в силу специфики их дарования, тем более, что после них была объявлена группа «Чайф»!..

«Чайф» тоже выступил с новой программой. В его составе появился новый гитарист Павел Устюгов.

К слову, почти все ведущие группы рок-клуба ввели в свой состав гитаристов. Кроме «Чайфа» это сделали «Кабинет», «Наутилус Помпилиус», «Настя», сменил бас на гитару Курзанов из «Флага» — гитара снова в моде? На будущем фестивале, наверное, второй гитарист появится у «Отражения» и «Агаты Кристи», поскольку эти группы тоже выдвигаются на первые позиции…

В «Чайфе» гитарист появился перед самым фестивалем, поэтому время делать выводы еще не пришло. Пока отметим лишь то, что Паша любит играть много. На первом фестивале он вместе с Игорем Злобиным выступал в составе «Таймаута» — ныне оба в «Чайфе». Остается надеяться, что Паша впишется в общий строй, и группа не превратится в «Чайм-аут» или «Тай-ф».

Шахрин вновь предстал с парой-тройкой добротных боевиков. Я бы выделил «Делай мне больно» и «Ты — моя крепость». Все же группа испытывает кризис. Она стоит перед решением общей для всех отечественных групп задачи. Задача заключается в том, чтобы найти наиболее адекватное звуковое решение своим песням. «Чайф», не использующий синтезаторов и предпочитающий «добрый старый квадрат», наиболее остро нуждается не только в едином саунде, но и в других элементах музыкального артистизма.

До сих пор критики охают и ахают по поводу битловского «Прапорщика» и его глобального влияния на идейно-художественный уровень всей рок-музыки. Только почему-то никто не говорит о той негативной роли, которую сыграл «Оркестр клуба одиноких сердец» в истории рок’н’ролла. Расширив его горизонты и обогатив арсенал, «Битлз» на деле продемонстрировали, что при помощи трюков и технологии можно сделать Нечто из ничего! Им самим было из чего лепить, но сколько студийного пустозвонства рождается с той поры! В «квадрате» рокер чувствовал себя, как боксер на ринге: рассчитывая только на собственные силы и изобретательность. Другими словами, если ты как личность чего-то стоишь, если тебе есть что сказать — ты останешься таким и в тесном пространстве «квадрата». В противном случае тебе не устоять на ногах. Масса прекрасных музыкантов рока (большей частью американцы) оставила без внимания эксперименты битлов, тем не менее они и сегодня звучат свежо и актуально. Хотелось бы видеть «Чайф» в их числе.


Обсуждение