… и не надо строить иллюзий насчет популярной музыки в нашей стране
На вопросы корреспондента «ПП» отвечает президент Свердловского рок-клуба Николай ГРАХОВ.
— Этот год был насыщен событиями. С чем связан он для тебя, что олицетворяет?
— Кризис рок-сцены, кризис в масштабах всей страны. 1987-й — начало 88-го проходили под знаком концертной лихорадки. Тогда появилось множество молодежных центров, кооперативов, которые хотели сделать деньги на интересе огромной аудитории к рок-музыке. Группам платили большие гонорары; заполнялись большие залы, дворцы спорта; кооперативы получали сверх прибыли. Почти каждый день в рок-клуб приходили люди — от солидных, вальяжных товарищей до весьма сомнительных личностей уголовного типа в тельняшках, которые говорили: мы хотим создать фирму, хотим организовывать концерты, дайте нам группы.
К концу 1988 года все это течение выдохлось. После III фестиваля бывшие преуспевающие группы и бизнесмены сокрушались по поводу сплошных обломов и прогаров. Лихорадка кончилась.
— Ты думаешь, это кризис жанра?
— Скорее — кризис одноразового мышления, в котором главное — сразу хапнуть побольше. Такой подход к творчеству не срабатывает.
Раньше группы варились а собственном соку, а тут на них, как на лакомый кусок, накинулись пресса, телевидение. Интерес публики к року был элементарно раздут. После первых же концертов многие поняли: это не их музыка, началось расслоение, дифференциация зрителей. Говоря словами из песни, «Я не могу получить удовлетворение»…
— Говоря по-русски. «Сэтисфекшн»…
— …«Это не мой человек, он курит сигареты другой марки».
Вот сейчас многие сокрушаются по поводу низкой культуры зрителей — все любят «Ласковый май». Я сначала тоже немного сокрушался, но потом понял — это же замечательно! «Ласковый май» появился, и все стало на свои места. Стало ясно, кто твой зритель, на кого ориентироваться группе — работать-то надо на конкретного зрителя, на конкретную аудиторию. И не надо строить иллюзий на счет популярности рок-музыки в нашей стране.
— На что же настраиваться тем, кто хочет делать рок-н-ролл?
— Не серьезную работу. Организаторов концертов и студий звукозаписи до сих пор отличал полный непрофессионализм в деле. Естественно, контакт между слушателем и артистом нарушился. Сейчас наступило время серьезной работы для людей, которые заняты рок-инфраструктурой.
— Что ты подразумеваешь под этим?
— Создание разветвленной организационной сети, главная задача которой — формировать и поддерживать устойчивый интерес к рок-музыке, ориентировать слушателей именно на те группы, которые бы они хотели услышать.
— Артем Троицкий в программе «А» сказал примерно следующее: то, что сейчас происходит в политике, гораздо интереснее, чем рок-н-ролл. Это доминирующая точка зрения — политика, ну, я бы прибавил сюда деньги. Тебе не кажется, что настрой на серьезную творческую работу при таком «моральном климате» достаточно проблематичен? Может быть, стоит заняться политикой или зарабатывать деньги?
— Мне так не кажется. Когда многие группы работали в условиях несвободы, их песни естественным образом говорили об этом, требовали каких-то перемен. Но когда им предоставили возможность выступать, говорить открыто, они по инерции продолжали торговать все той же несвободой. Зритель почувствовал это, ему стало скучно.
Сейчас интересен не столько политический рок’н’ролл — политикой занялись другие, более компетентные люди — сколько рок-н-ролл, который обладает каким-то творческим потенциалом. Выжили и выживут только те группы, которые настроены не серьезную работу, на совершенствование своего мастерства. И сейчас, постепенно эти группы возвращают своих зрителей.
Насчет денег. В свое время мы пытались организовать хоть какие-то выступления. Потом появились эти конторы, начали устраивать стадионные концерты, разбирать группы. Именно тогда и окрепло убеждение, что рок-клуб — иная организации, в него объединяются по творческому принципу. Рок-клуб является неким координационным центром на некоммерческой основе. Наше дело — организация фестивалей, проведение каких-то акций, информационное обеспечение музыкантов, какие-то интересные в творческом отношении тусовки и т. д.
— Ты говоришь, что выживет «сильнейший», кто уже заявил о себе, как о творческой личности. Молодежь — наша особая забота; как быть с молодыми музыкантами — им ведь еще никто на вручил верительных грамот?
— Мне везде задают подобные вопросы. Что на свердловской рок-сцене появится завтра? Есть ли будущее у свердловского рока? Ответить на них нелегко, потому что резервов, интересных в творческом отношении, нет, и причин тому немало. Группы, которые выступали на последних творческих мастерских, разочаровывали. Они не обладают достаточным интеллектуальным потенциалом. Одного желания выйти на сцену, собрать в зале зрителей и что-то им сказать мало — для этого надо иметь, что сказать. В разговорах лидеры многих групп не могли связать двух слов. Такое ощущение, что они и книжки-то ни одной в жизни не прочитали. Эти группы выглядели какими-то придурками… Правда, была пара интересных таких придурковатых групп…, интересных тем, что отражали сознание…, ну, как бы сказать, не придурков, а какого-то слоя молодежи, который интересно наблюдать с социологической точки зрения, и только. Лидеры популярных свердловских групп — это люди более-менее образованные. Просто потенциал, который был накоплен в процессе учебы в вузах, училищах, неожиданно перешел в необычную, прежде всего музыкальную форму…
— Ты хочешь сказать, что свердловский рок-н-ролл имеет книжные корни?..
— Вторая проблема. Приходят ребята, обладающие творческим потенциалом, видимо, что они умеют музыкально мыслить, но это мышление очень старомодное. Молодые крайне мало информированы о новейших процессах в рок-музыке. Спрашиваешь: «что играете?», и потом оказывается, что ребята не следят за группами, которые являются лидерами в этом направлении. Знания зачастую ограничиваются двумя-тремя названиями 15-летней давности. Крайне низкая музыкальная эрудиция…
— Нет информации — что делать?
— Надо трансформировать рок-клуб в ассоциацию специализированных организаций, которые бы имели четкие задачи и планомерно занимались их осуществлением. Для начала мы хотели бы создать информационный центр по проблемам рок-музыки. Центр объединит экспертов, журналистов, словом, тех людей, которые свободно ориентируются в процессах, происходящих в мировой рок-музыке, могут как-то управлять этими процессами здесь, на месте, предвидеть какие-то изменения, прогнозировать их, вычислять наиболее интересные молодые группы.
Задача центра — выпускать «ПерекатиПоле», различные информационные сборники, буклеты, путеводители; иметь фонотеку, библиотеку, видеотеку; выходить на средства массовой информации — сотрудничать с газетами, радио, ТВ; проводить лекции и т. д. То есть — повышать эрудицию как зрителей, так и музыкантов.
Надо создать и фонд помощи молодым музыкантам. Я уверен, что у каждой группы есть свой зритель, просто у одних — тысячи, у других — десятки, сотни. Почти у каждой молодой группы есть интересный материал, который надо улучшить, развить. Часто музыкантам не дано увидеть свое лицо со стороны — в этом надо им помочь. В наш фонд мы хотим привлечь продюсеров, которые бы помогали группам расти, участвовали в записи альбомов, подчищали концертные программы и т. д. Группам надо учиться быстро расти; мы постоянно сталкиваемся с одним и тем же: через полгода после выступления на творческих мастерских группа торчит на том же уровне.
— То есть, задача научить музыкантов смотреть на свое творчество в более широком контексте…
— Работа с молодыми должна носить абсолютно некоммерческий характер, должна быть благотворительной по своей сути.
Правление фонда (эксперты, журналисты, музыканты, продюсеры, менеджеры, представители концертных организаций) будет определять программы помощи молодым музыкантам, условия, на которых группа может попасть в ту или иную программу. Программы помощи — это базы для репетиций, издание альбомов, участие в туровых гастролях и т. д.
— Где взять средства для финансирования фонда?
— Я разговаривал со многими известными музыкантами — они согласны дать благотворительные концерты. Государственные или кооперативные организации, учитывая благотворительный характер фонда, могли бы выделить дотации.
— С помощью центра и фонда вы сможете более целенаправленно «заказывать музыку». Какие проекты могут рассчитывать на вашу поддержку?
— Поддержка будет оказана коллекционерам, журналистам, там, кто занимается сбором информации и может быть полезен нам как рецензент альбомов, концертов, фестивалей. Мы будем поддерживать такие акции, как «Рок чистой воды», приглашать разные коллективы, в том числа зарубежные. Не важно, что они играют — индустриальный рок, панк-рок, хеви-металл, хард-рок — условие одно: группы должны быть интересны с художественной точки зрения.
— В Свердловске выступали рок-группы из Финляндии, Дании, а из наших ребят, по-моему, только «Чайф» выезжал в дружественную ЧССР. В чем проблема?
— Ты забыл — «Наутилус Помпилиус» играл в Финляндии… Я разговаривал со многими западными менеджерами, которые или работали с советскими группами, или думают о совместной работе. Так вот, они делят советские группы на три категории. Первая, примерно 80—90 процентов от общего числа — это суррогат западной музыки, не представляющий интереса ни для кого, потому что в мире миллион таких групп. Вторая — группы со своим слэнгом, понятным какой-то локальной категории слушателей. И третья категория — группы, разрабатывающие новые творческие идеи. Именно они представляют интерес для Запада. Хороший пример — «Поп-механика» Сергея Курехина. «ПМ» занимается авангардом, эклектикой, смешивает совершенно несмешиваемые стили, переплавляет их а нечто странное, что, однако, выглядит свежо и оригинально. Конечно, такие группы не являются коммерческими, но они представляют определенный интерес для аудитории, которая посещает фестивали, клубы.
Есть группы, которые попадают на Запад благодаря личным контактам. Личные контакты вообще играют большую роль в нашем деле… В ответ приезжают музыканты с другой стороны. В этом году в клубе выступали финны и датчане. Сейчас мы пытаемся добиться, чтобы и свердловские группы могли выступать за рубежом. Вначале такая задача не ставилась — надо было проверить, сможем ли мы, как принимающее организация, работать на соответствующем уровне.
Западные группы привыкли к определенному уровню комфорта. Они приезжают в Союз и постоянно сталкиваются с организационной неразберихой, с плохим техническим обслуживанием, плохим сервисом — все это, конечно, не способствует, все это обламывает. Пример — история с исландской группой «Шугакьюбз». Совсем недавно она стала настоящим открытием в мире рок- музыки. Ребята приехали в СССР, совершенно не рассчитывая на какие-то гонорары, а просто чтобы выступить перед советской аудиторией. Хорошо отыграли в Вильнюсе, приехали в Ленинград, а там — «Извините, не продали билетов». Концерты не состоялись: «Шугакьюбз» целый дань катались в автобусе по городу, а потом улетели в Хельсинки.
Ужасно плохо были организованы концерты группы «Соник Юс», ставшей, по мнению журнала «Роллинг Стоун», лучшей среди прошлогоднего американского андерграунда.
Группы, приезжавшие в Свердловск, остались довольными — и выступлениями, и организацией, и зрителем. У нашего рок-клуба складывается неплохая репутация среди менеджеров Западной Европы, и многие коллективы готовы приехать в Свердловск.
Нашим музыкантам сделать это несравнимо труднее, потому что в области международных контактов, впрочем, как и везде, существует мощная централизация. Выезд за рубеж зависит от чиновников в Москве, где оформляются основные документы. Вся информация тщательно отслеживается, каналируется; при первой возможности москвичи стараются протолкнуть своих людей. Например, пока «Наутилус» не стал собственностью Росконцерта, шансы на его поездку в Финляндию были весьма проблематичными.
Так что, я думаю, Москва себя еще покажет.
— И последний вопрос: ты веришь, что будет V фестиваль Свердловского рок-клуба?
— Думаю, что будет… в другой форме, возможно, но будет. На прошлом фестивале выступали только свердловские группы, на нынешнем — тоже. Может быть, на следующий фестиваль пригласим группы из других городов Урала.
В этом году мы проводили фестиваль уральского рока. К сожалению, он показал низкий уровень большинства коллективов. Единственно, кого можно отметить — «НХА» из Челябинска. Если кто-то интересный появится к следующему фестивалю — милости просим.
Беседовал А. ОДИНЦОВ.