Bret Hart

новое имя в Американском хоумтэйпинге

…началось всё до удивления обыденно. Листаючи страницы независимого американского журнала «Sound Choice» №14, я наткнулся на одну интересную рецензию — альбом группы со странным названием ZZAJ-ART. Рецензия эта была не совсем любезной и, заинтересовавшись, я решил написать коротенькое письмо по приведённому в её конце адресу.
July 22. 1991 Arkhangelsk

Dear Sir.
A couple of days ago I came across a very interesting review of recent albums in a winter issue of Sound Choice #14, where I read some words about your cassete album «Volume One» of ZZAJ-ART. Being a co-editor of the musical ‘zin “TIF» here in Arkhandelsk, I would like to write a series of articles about independent musicians. Unfortunately, there is no way to purchase your album in a regular music store, and I don’t like to believe the stuff in musical magazines without, at least, as little as listening to the music myself. Could you, please, send me the cassette with this album. I have a lot of friends among musicans and, if you tell me what kind of music you are interested in, I could send you some of their recordings.
Regards,
Andrei Turusinov

Вот такое получилось письмецо, сделанное не без дружеской помощи Переводчика Лёши. Кто же мог тогда предположить, какой будет ответ!!!
И вот я получил извещение на посылку, причём написанное так, что невозможно было догадаться, откуда эта посылка пришла: из Риги или из Калининграда…
Оказалось, из Штатов… Когда я открыл картонную коробку с надписью «Пожалуйста, не нужно на ней танцевать”, оттуда вывалился целый ворох разноцветных бумажек и кассет. Развернув первые попавшиеся листки, я был просто ошеломлён, не то чтобы именно самими текстами или рисунками, но именно тем, насколько всё это было мне близко. Как бы вам это обьяснить? Короче, когда я вижу картинку с нарисованными мамой, папой и пацаном, с подписями: мама, папа, панк, то мне про такого человека уже ничего дополнительно объяснять не надо — я уже всё понял сразу и так. Среди прочих листков оказался в буквальном смысле этого слова обрывок бумаги с нацарапанной на нём автобиографией самого Брета. Вот она на другой странице:

АВТОБИОГРАФИЯ БРЕТА ГАРТА написанная им самим

14 авг. 1959 Пропел самую эмоциональную песню в своей жизни при появлении на этот свет.

1959-1961 Регулярно какал в штаны.

1964-1967 «Студент” государственной школы. Заработал стипендию университета в Сиракузах по искусству в 1970 году. Занимался музыкой по классу фортепиано с

1967 года, продолжив занятия с 1970 года по классу trombone — sousaphone, внезапно прекратив всё в 1973 году. В 1975-м попросил друга научить меня играть на гитаре. Он, David Chace, и сейчас мой прекрасный друг, один из самых лучших бардов, которых я знаю. Он показал мне этот путь…

1977-1982 Исполнял собственную фолк-музыку в различных фолк-клубах и кафе штата Нью-Йорк, зарабатывая некоторое дополнение к оплате за учёбу в университете штата Нью-Йорк, город Потсдам. Завершил учёбу 5 мая 1982 года, получив звание бакалавра по английскому языку и искусству.

1981-1982 Ведущий гитарист группы Trouble Boys. Играли в стиле Beatles/Kinks/Stones/Them/Motown по различным студенческим барам. Зарабатывали немного денег. Выгнан из группы за «слишком большие вольности с песнями».
Конец 1982 Организовал группу Johhny And The Lawnchairs. Играли punk/reggae/funk. Группа распалась, но это был весьма важный шаг для приобретения моего музыкального опыта. Потом еще немного играл в группе Curious Dogs.
1982-1983 Организовал avant-jazz-funk трио The Blunt. Работали в Сиракузах, штат Нью-Йорк. В дополнение к костяку группы: гитара, бас, ударные, мы привлекали одиннадцать приглашенных музыкантов: труба, вибрафон, ксилофон, саксофон, гитары, ещё барабанщиков, вокалистов. Группа распалась, когда я завербовался на службу в Военно-Морские Силы США, для того, чтобы оплатить долги за учёбу в университете. Наш барабанщик устроился в сиракузский симфонический оркестр.

Начало 1983 Купил свою первую четырехканальную деку, организовал Throatless Brown Pelicans.

1983-1984 Работал с группой Ondas Do Маг в Монтерее, Калифорния. Играли традиционную португальскую музыку. Затем барабанщик Топу Tavares, клавишник и я организовали другую группу X’s For Eyes. Играли агрессивную разновидность попсы.

1985 Один год жизни в Корее. Совершенно без ума от восточного образа жизни и национальных музыкальных инструментов. Начал коллекционировать традиционные корейские струнные инструменты, флейты, духовые, гонги и ударные. Начал использовать все эти инструменты при многодорожечной записи.
1986-1988 Обосновался в штате Мэриленд, США. Начал писать заметки для музыкальных журналов Option и Sound Choice. Записал сотни часов собственной музыки. Приобрёл ещё несколько гитар и различных примочек. Организовал группу Rat Floss and Carbonated Tweeze вместе с Мэттом Брауном (Matt Brown).

1988-1990 Вернулся в Корею. Сконцентрировал своё внимание на изучении корейской музыки. Познакомился с Диком Меткафом (Dick Metcalf- dr. Jazz) и мы записали два альбома ZZAJ-ART. Закончил работу над более чем двумя сотнями живописных полотен маслом. Построил несколько самодельных электронных струнных инструментов.

2 августа 1990 День увольнения из ВМС США, совершенно случайно он совпал с днём начала агрессии Саддама Хусейна в Кувейт. Уф-ф! Мне повезло, ведь меня могли туда послать!

1990-1991 Поселился в западном Массачусетсе. Вернулся в колледж для получения подтверждения диплома. Организовал группу Maximum Love Vibes вместе с Марком МакДжи (Mark McGee — aka: Arte Biglips) и мы сделали несколько аудио и видео записей. В июне 1991 года придумал фолк-музыканта «Blind Pineaple» Philips. Записал три кассеты с «его» песнями: ‘The Movement Of DesireTThe Story 01 Ass»/»Say The Noise».

По одной только автобиографии достаточно сложно сказать что-либо о человеке, ибо написать-то можно всё, что душе угодно. Гораздо больше говорит искусство Брета Гарта. Он прислал семь девяностоминутных кассет со своими записями! Плюс несколько своих рисунков, да ещё две кассеты были оригинально упакованы в сшитые обрезки картинного холста (видимо фрагменты бретовых картин). Всё вышеперчисленное содержимое картонной коробки характеризовало отправившего ее человека как личность мягко говоря, достаточно не стандартную. А ведь это уже интересно!
Музыка Брета Гарта чрезвычайно полистилична. За свою жизнь переигравши в куче всяческих групп, перепробовав на своём горбу массу музыкальных стилей, Брет стал сочинять нечто, совершенно не поддающееся никакой классификации. Сам он об этом говорит не менее интересно. Вот, например, его комментарии из письма:

RECENT SAMPLER — включает в себя песни (с пением), которые были написаны в акустике, с добавлением электрической гитары. Дополнительные инструменты и эффекты были наложены позднее

ZZAJ-ART — — включает в себя некоторые лучшие пьесы, получившиеся в
результате импровизаций и студийных сейшенов с клавишником и поэтом Диком Меткафом, которого я встретил в Южной Корее когда работал там переводчиком корейского, будучи при этом на службе в ВМС США.
494 POSSIBLE TRIANGLES/CIRCLES — включает в себя упражнения в знаковой музыке минималистической школы, которые я записал в 1983 году, живя в Монтерее, Калифорния, где я учился в языковой школе ВМС по корейскому языку. Эта запись так же включает в себя опусы для девятиструнной гитары, которую я построил в том году. Это восхитительный инструмент…
M
OUNT RUSHMORE — трёхчасовой опус, который я записал несколько
месяцев назад, навеянный впечатлениями моей службы в ВМС. Главная тема его состоит в том, что я стал называть себя, как expatriot musician. И я очень горжусь этим циклом.

В массе присланных рецензий из различных американских независимых журналов музыкальное творчество Брета Гарта сравнивают с работами Фреда Фрита, Генри Кайзера и Роберта Фриппа. Впрочем, есть ещё масса других сравнений с такими музыкантами, которых я просто не знаю. Но, по моему, трех вышеперечисленных имён достаточно, чтобы представить себе музыкальные направления творчества Брета Г арта. Хотя, я, пожалуй бы не согласился с такими категоричными оценками американских критиков: ибо творчество Брета достаточно самобытно и индивидуально для того, чтобы сравнивать его напрямую, да и его музыка гораздо «грязнее» и «жестче», в хорошем смысле этих слов, нежели музыка Фреда Фрита, не столь «минималистична», как у Фриппа и не столь «джазова», как у Кайзера.
Почему же Брет столь малоизвестен? — спросите вы и будете совершенно правы, ибо, как говорит сам Брет — вопросы популярности волнуют его гораздо меньше, чем собственно само творчество. Может быть поэтому он не делает никакого бизнеса на своих записях, посылая их только своим друзьям, или после специального заказа, рисуя каждый раз индивидуальную обложку и снабжая кассету всей необходимой и подробной
ксерокопированной информацией.
На одном из замусоленных листков, присланных мне, Брет подробно объясняет принцип создания своих композиций по четырехканальной технологии:
«Structured improvisation» — это музыка, создаваемая спонтанно с использованием четырехдорожечной технологии, одним человеком. «Структура» развивается из сути четырехдорожечной записи: музыка импровизируется и записывается на ленту, затем следующая запись делается во время прослушивания первой. Следующая запись — во время одновременного воспроизведения предыдущих. То есть все записи делаются и импровизируются во время прослушивания предшествующих. Впрочем, музыка не получается при этом целиком импровизационной, т.к. ранее записанные композиции в любом случае остаются в памяти и оказывают влияние на музыкальное мышление. Таким образом, скрытая суть этого манифеста состоит в том, что записываясь таким образом вы всегда знаете о всех грядущих изменениях “импровизации”, т.е. она уже импровизацией в полном смысле этого слова, не является. Следовательно, возможность для более сильной идейной консистенции состоит именно в этом и может быть либо использованной, либо проигнорированной. Итак…
Вот такой вот манифест. Нового вроде бы ничего нет, но определённое движение мысли несомненно есть. Судя по древности листка, эти рассуждения Брет производил, живя в Корее, в 1985 году.
Среди бумаг оказалось ещё интервью Брета Гарта, опубликованное в журнале Gajoob, которое скомпилированно Диком Меткафом. Всё интервью здесь приводить не имеет смысла, т.к. половину имеемой в нём информации я уже вам сообщил, но кое- что интересное там, несомненно, осталось. Например: почему Брет внезапно прекратил занятия музыкой в 1973 году?
Когда я достиг уверенности в музицировании на тромбоне, я мог отлично справляться с каждым необходимым звуком, то у меня возникли проблемы с учителем. Этот парень постоянно говорил мне: делай ТАК. Или ты делаешь это НЕПРАВИЛЬНО. Или ещё: здесь нужно использовать ТУ технику, о которой я говорил тебе вчера. Но я-то чувствовал, что я играю именно то, что хочу я, ИМЕННО ТО. Но это не соответствовало традиционным представлениям о игре на классических музыкальных инструментах. Это и явилось оной из причин того, что мне пришлось бросить заниматься музыкой официально.
Кроме этого Брет сообщил массу всяких интересных штучек относительно влияния на его творчество корейской народной музыки, корейских музыкальных инструментов и прочих всяких народиых штучек. Я, правда, почти ничего не понял из этих рассуждений и, поэтому не стал их здесь приводить, может быть как нибудь потом займусь…
Что вам ещё рассказать про Брета Гарта? Пожалуй хватит. Будем надеяться, что в скором времени от него придёт очередная посылка с новой информацией — вот тогда и поговорим…

© 1992 ПАМПА
автор: А.Турусинов
дата написания: ноябрь-декабрь 1991 г.


Обсуждение