
Группа ЮГЕНДШТИЛЬ, несмотря на свою относительную молодость, – один из неофициальных, но бесспорных лидеров современного питерского “подпольного” рок-авангарда.
Не вызывая массовой истерии поклонников и не собирая стадионы, ребята честно и несколько наивно делают свое музыкальное “дело” – в их эмоциональной непосредственности есть и свежесть, и ладный профессионализм без излишних претензий.
История группы начинается с бурной и прерывистой карьеры Германа Подстаницкого, который в детстве овладел скрипкой, флейтой и фортепьяно, но безвозвратно отдался рок-искусу.
Примерно с 16 лет создавал различные музыкальные проекты с меняющимся составом (один из них, воздавая должное настойчивости лидера, именовался ГЕРИН ПУДЕЛЬ). Его привлекал экстремизм импортного модернового звука, но отпугивала “заштампованность” отечественной рок-сцены. Вернувшись в 1988 году после воинской службы в Германии, Герман вновь погружается в сочинительские эксперименты, отдает дань арт-роковой зауми и свободным импровизациям. В 1989 году его товарищем на творческом пути становится Андрей Градович – гитарист с хард-роковым прошлым, игравший в гатчинских командах ШАНС и ВАРИАНТ. После ряда пертурбаций за барабанами появляется молодой Виталий Сокульский. Группа тогда именуется ФРЕДЕРИК РЮЙШ – в честь голландского ученого XVIII в., подарившего свою коллекцию курьезов в петровскую Кунсткамеру. Ранние опыты музыкантов, пожалуй, оправдывают столь экзотическое название.
В 1990 году, пройдя очищающий душ панк-рока и счастливо избежав “хэви металлического” болота, группа начинает нащупывать свой собственный путь. К этому времени они находят постоянное репетиционное помещение, что ведет к немедленному качественному скачку. Герман играет на бас-гитаре, поет, сочиняет тексты, а также использует сюрреалистические стихотворные опусы своего друга Сергея Шувалова. В гитарной манере Андрея пропадает хардовая выспренняя многословность и появляется вполне современный жгучий лаконизм. Наконец много и усердно репетирующий Виталик становится одним из лучших питерских “волновых” барабанщиков. Группа сочиняет новую программу, впоследствии легшую в основу их демо-альбома “БАВАРИЯ” (1990). В числе новых песен выделяется авангардистская “Эфиопия”. Одно время это слово фигурирует в качестве возможного названия коллектива, но отвергается за слишком явные растафарианские ассоциации, не соответствующие ни музыке, ни имиджу группы. С помощью независимого рок-критика Алексея Курбановского выбирается окончательное название – ЮГЕНДШТИЛЬ, подчеркивающее и молодую амбициозность артистов, и их исконно питерские корни.
В ноябре 1990 г. команда вступает в Ленинградский (тогда еще) рок-клуб, записывает на пленку первую программу. Концерты пока редки: практически дебютом перед общегородской аудиторией становится выступление на фестивале “Рок – неза…” во Дворце молодежи в июле 1991 года. Группу заметили: она попадает на радио (“Радио Балтика”, “Эс-Эн-Си”, “Рокси-Аудио”, особый успех имеет романтическая песня “Женщины любят море”), питерский телеэкран, одобрительно отмечается в ряде газетных публикаций.
В конце 1991 – начале 1992 гг. складывается новая программа, составившая основу магнитоальбома “АННА УНД МАРТА БАДЕН” (1992). ЮГЕНДШТИЛЬ выступает в Москве в престижной компании на фестивале “Индюшата”, играет летом в Пензе, а осенью – в Ярославле, хотя говорить о “гастрольных турне” не приходится. В числе новых хитов – “Собака”, “Мы – фигуристы на розовом льду”, “Не могу удержать себя”, “Лишь бы ты не плакала”. Звучание становится более уверенным и хлестким, где-то даже агрессивным. Последние выступления в родном городе – в клубах “Там-там”, “Рокси”, “Инди” и рок-кафе “Норд” проходят “на ура”, хотя группа по-прежнему сохраняет гордый “независимый” статус и сравнительно малую популярность.
Жесткая, немного дикарская музыка ЮГЕНДШТИЛЯ – современный вариант “подпольного” экспериментаторства. Резкое гитарное стаккато, высокий птичий крик вокала, напористая, маршевая ритмика ударных – впечатляют эффектной плотностью звука (здесь необходимо воздать должное постоянному звукооператору группы Александру Канаеву), покоряют причудливой узорчатостью фактуры, под стать их “стильному” названию. Несомненно, они принадлежат к “индипенденту”, ставящему творческую свободу выше массового коммерческого успеха. Тем более интересен отраженный в их музыке “звуковой портрет” нынешнего нервного, опасного времени.
А-КУ
Фото Леонида ФОМИНА
