Реквием

В ушедшем году обитателями Пантеона славы рок-н-ролла стали концерт-промоутер Билл Грэйэм и гитарный дизайнер Лео Фендер. Увы, оба посмертно. Ниже мы публикуем материал об этих двух бесспорных звездах рок-индустрии.

BILL GRAHAM

Билл Грэйэм был бизнесменом, а не музыкантом, но все же он — такая же звезда, как и любой крутой рок-н-ролльщик, выступавший на концертах, которые устраивал Грэйэм на протяжении всей его 25-летней карьеры. И до самой смерти а вертолетной катастрофе е прошлом году он оставался эталоном своего дела.

Будучи рожденным в Берлине (1931), Грэйэм в возрасте десяти пет эмигрировал с родителями в Америку, спасаясь от нацистов. На этом трудном пути Нью-Йорк он лишился одной из своих сестер.

В «Штатах» Грэйэм работал официантом, водителем такси, актером театра, пока наконец не осознал своего настоящего призвания. Он спродюсировал свой первый концерт будучи бизнес-менеджером MIME TROUPE из Сан-Франциско. Вскоре Грэйэм начал представлять рок-шоу регулярно.

С самого начала его дальновидность, внимание к деталям и профессионализм поставили его отдельно от других местных музыкальных организаторов. Свежие силы его деловой личности поистине преобразили заштатное музыкальное сообщество Сан-Франциско. В течение двух лет у Грэйэм были круглогодичные программы в двух местных залах: легендарном «Филморе» и «Винтерленде».

В 1968 году Грэйэм открыл в Нью-Йорке «Филмор Ист», ставший впоследствии таким же популярным местом. Тусовки Грэйэма отличались тем, что в списках фигурировали
смешанные рок-, блюз- и джаз- выступления музыкантов. Например,  GRATEFUL DEAD, Майлз Дэвис или WHO и Бадди Гай.

В 1971-м Грэйэм неожиданно закрыл оба «Филмора», борясь против алчности музыкантов и их менеджеров. Но его поле деятельности все равно росло. В течение следующих двадцати лет он открыл новые клубы, организовывал национальные турне — для ROLLING STONES, Боба Дилана и других знаменитых музыкантов, был менеджером Сантаны и NEVILLE BROTHERS. Грэйэм несметное число раз оказывал помощь местным благотворительным организациям, возглавлял различные туры и провес концерт «Лайв Эйд» в Филадельфии.
Билл Грэйэм был добр к музыке, и она была добра к нему. Пока существует рок-шоу, его наследие будет нам необходимо.

LEO FENDER

Разве можно вообразить себе Бадди Холли или Джимми Хендрикса без таких картинных и в то же время надежных гитар, как «Ctratocaster» Фендера? Оба гитарных «первопроходца», впрочем, как и целая масса других безвестных бойцов рока, были одарены электронным гением позднего Лео Фендера.

В отличие от гитарного новатора Лес Пола, Фендер никогда не был музыкантом, но его жизнь всегда принадлежала этому инструменту.

Фендер родился в 1909 году, делал и ремонтировал гитары, еще подростком, в середине 40-х он помог улучшить электрическую «Стил»-гитару, основной кантри-инструмент. В 1948 он и его давний партнер Джордж Фуллертон усовершенствовали первые цельные неакустические гитары до такого уровня, что они стали выпускаться массово. «Broadcaster», вскорости переименованный в «Telecaster», также быстро стал популярным среди кантри-музыкантов.

Фендер первым создан алектробас «Precision» в 1951 году. А тремя годами позднее предложил модель «Stratocaster», ставшую «фавориткой», для таких рок-виртуозов, как Джефф Бек и Эрик Клэптон.

Устойчиво поднимающаяся цена на высококачественные инструменты Фендера — дань их звучанию, долговечности и великолепному дизайну.

В 1965 Году Фендер продал свою компанию CBS, но продолжал проектировать и производить гитары для компаний, которые он создал сам или в которых был компаньоном.

Фендер скончался в 1991 году после долгой болезни в возрасте восьмидесяти двух лет. Успехи Фендера напоминают нам, что рок-н-ролл в равной степени зависит как от творческих личностей, так и от техно-волшебников.

Журнал «Rolling stone»
Перевод с английского Михаила БОГОДА


Обсуждение