JIMI

Ноэль Реддинг, Джимми Хендрикс и Митч Митчелл
Ноэль Реддинг, Джимми Хендрикс и Митч Митчелл

27 ноября 1992 года ему бы исполнилось 50 лет…

Апофеозом грандиозного поп-фестиваля в Монтери (1967 год) стал акт «гитарного аутодафе», совершенный Джимми Хендриксом, который на глазах ошеломленной публики спалил в огне свой фендеровский «стратокастер». На следующий день Хендрикс стал уже суперзвездой. Но формальное признание своих заслуг в качестве непревзойденного шоумена, гитариста и просто музыкального волшебника он получил лишь двадцать пять лет спустя…

15 января 1992 года Джимми Хендрикс был введен (увы, посмертно) в Пантеон славы рок-н-ролла вместе с Бобби «блю» Блэндом, Джонни Кэшем, YARDBIRDS и по иронии судьбы с ISLEY BROTHERS, бывшими в свое время «работодателями» Хендрикса.

До фестиваля в Монтери Джимми был всего лишь простым молодым человеком 24-х лет от роду, который по скудности бюджета спал в оставшемся со времен армейской службы спальном мешке в креслах междугородных автобусов, с которыми он хорошенько познакомился во время странствий в качестве «ритм-энд-блюзового мальчика со стороны».

Трудно поверить, но прижизненно Джимми Хендрикс выпустил только три студийных альбома — свой потрясающий дебют «Are You Experienced?», более лиричное продолжение «Axis: Bold As Love» и эпический двойной альбом «Electric Ladyland» — и все за немногим более чем полтора года. Вся его предыдущая жизнь была лишь была подготовкой для этого.

Джеймс Маршалл Хендрикс родился в Сиэтле 27 ноября 1942 года и первую гитару заимел, когда ему было почти шестнадцать (гитара была акустической, «сэкондхэнд» и стоила всего 5 долларов). Она стала для Джимми островком забвения в детстве, омраченным несчастливым родительским браком с последующим разрывом, учебой от случая к случаю, а потом и смертью матери в 1958 году.

В 1959 году Хэндрикс купил электрогитару и вступил в свою первую группу ROCKING KINGS. Попробовав себя (неудачно) на армейском поприще в качестве десантника-парашютиста, он вскоре был списан по здоровью из-за травмы, полученной во время прыжка.

Его первая заметная студийная работа как сессионного музыканта была сделана вместе с ISLEY BROTHERS в их нашумевшем сингле 64-го года «Testify». Хендрикс пробыл с «ислеями» несколько месяцев (кстати, именно они купили ему его первую гитару Фендера).

Сессионную работу гитариста он продолжал до середины 66-го года, работая поочередно с Литтл Ричардом, Кингом Кертисом и Кертисом Найтом.

Но по-настоящему значительным событием для Хендрикса стала встреча летом 66-го с басистом группы ANIMALS Чезом Чендлером, который «застукал» Джимми с его группой JIMMY JAMES AND THE BLUE FLAMES в одном из кафе Гринвич Виллидж.

Уже 23 сентября Хендрикс, ангажированный Чендлером, вылетел в Англию, горя желанием покорить звездные вершины Старого Света.

Спешный подбор музыкантов в Лондоне «извлек на свет божий» басиста Ноэля Реддинга, который к этому времени отказался от попыток забраться в кресло штатного гитариста ANIMALS, и драммера Джона «Митча» Митчелла, бывшего детского актера, до этого игравшего в разных бандах. Так родилась группа JIMI HENDRIX EXPERIENCE (это необычное название было «подброшено» Чендлером).

На концертах Хендрикс зачастую предпочитал «плыть по течению», извлекая из мелодии риффовые идеи и проводя их длинными «окольными путями» через всю тему, оставляя Митчеллу право выстукивать свою собственную параллельную ритмическую «дорожку», в то время как Реддинг обычно выдерживал основной «курс». Однако в записях, особенно в сжатых, компактных вещах на 3-4 минуты можно услышать всю силу напора EXPERIENCE.

Фурор, который произвел Хендрикс своим появлением на лондонской поп-сцене, был беспрецедентен. Молодой янки, не желавший играть на руку представлениям британцев на счет изощренных исполнителей соула и седовласых блюзменов, выступающих с почти физически ощутимой агрессивностью, быстро стал «душкой» для музыкально-бульварной прессы.
Самые большие звезды британского попа — BEATLES, ROLLING STONES, WHO, Эрик Клэптон — были одними из самых рьяных его почитателей.

За 14 месяцев Хендрикс записал с группой не только ставшие классическими синглы «Hey JOE», «Purple Haze», «Burning of the Midnight Lamp», но и все песни для трех студийных альбомов. Кроме того, было сделано несколько блестящих радио-серий на Би-Би-Си, выпущенных в 1989 году как «Radio One».

По своей сути музыка Хендрикса была абсолютно блюзовой. Подлинная сила гениальности Джимми лежит в его лирично-музыкальной искренности. Для многих из его британских почитателей — Эрика Клэптона, Джефа Бека, Пита Тауншенда — блюз был религией, объектом преклонения и всепоглощающего желания. Для Хендрикса же блюз был средой существования.

Хендрикс всегда имел предубеждение против того, чтобы записывать на пленку все, что звучало в его голове и сердце. «В большинстве случаев я не могу воспроизвести это с помощью гитары, понимаете?»- сказал он со свойственной ему скромностью в начале 70-го в интервью для «Rolling Stone».

Широко известный шедевр в миноре, альбом «Axis: Bold As Love», вполне сравнимый с «Are You Experienced?», был выпущен в США шестью месяцами позднее своего предшественника. Запись была произведена между маем и октябрем 67-го, в самый напряженный период за всю карьеру Хендрикса. Кроме того, между Джимми и Чезом Чендлером начались разборки по поводу продюсерских качеств последнего. В довершение всех неприятностей оригинальная микшировка альбома была утеряна, и Хендриксу, Чендлеру и инженеру Эдди Крэмеру пришлось перемикшировать всю запись за одиннадцать часов, что не могло не сказаться на качестве материала.

Однако, несмотря на все это, «Axis» навевает своими песнями такие настроения, коих часто не достает при посещении музыкального театра. Гнев, страсть и первобытная сексуальность, характерные для первого альбома, сменились вспышками юмора в шутовском стиле Моуза Алисона, сквозящими в свинге композиции «Up From the Skies», и пронзающей ностальгией драйва в композиции «Spanish Castle Madic» (Песня была посвящена «Испанскому собору», музыкальному клубу чернокожих в Сиэтле, одному из любимых мест Хендрикса в юности). «Axis» включает также лучшую балладу музыканта «Little Wing» с блестящим коротким гитарным соло.

С выходом в США в конце 68-го года альбома «Electric Ladytand» Хендрикс полностью обретает свободу и право самостоятельно распоряжаться своим временем и деньгами.

К этому моменту EXPERIENCE как группа оказалась на грани развала. Реддинг и Митчелл после двух лет непрерывной работы в команде были очень недовольны финансовыми манипуляциями сопродюсера Майка Джефри. Они распались в середине 69-го, и Хендрикс сразу же затеял новый студийный проект — двойной альбом «First Rays of the New Rising Sun».

В августе 69-го года Хендрикс с триумфом выступает на фестивале в Вудстоке. Его огненно-гитарная обработка «Звездно-полосатого флага» стала яростным протестом против позорной войны янки во Вьетнаме. Чуть позже в клубе «Филмор Ист» состоялись сногсшибательные шоу его нового, но, к сожалению, непродолжительного проекта BAND OF GYPSYS, любопытного хард-фанк-трио, участниками которого стали басист Билли Кокс и барабанщик Бадди Майлз. Одну из своих последних песен он записал в 70-м. Это была «одержимая» баллада «Angel», сочиненная Хендриксом двумя годами раньше, когда он терзался думами об умершей матери.

В августе 70-го, сразу после официального открытия в Нью-Йорке его студии «Electric Lady» Хендрикс улетел с туром в Европу. И больше уже никогда не возвращался. 18 сентября 1970 года он был доставлен на «Скорой помощи» из лондонского отеля в больницу, где и скончался.

Прошли годы. Друзья и работавшие с Хендриксом продолжают выдвигать различные версии его смерти. За отсутствием возможности установить точно, была ли эта смерть самоубийством или следствием преступления, судебный следователь вынес вердикт считать причиной его гибели «попадание рвоты в дыхательные пути вследствие барбитуратной интоксикации». Хендриксу было двадцать семь.

Он был блистательным музыкантом, но плохим бизнесменом. Однако более всего важно то, что популярность Хендрикса по-прежнему продолжает расти. Каждая хард-роковая и хэви-металлическая группа от ANTRAX до ZZ ТОР обязана своим существованием влиянию, оказанному в той или иной степени существованием EXPERIENCE Джимми Хендрикса.

…Почти сразу же после своего грандиозного шоу в Монтери Хендрикс дал интервью для журнала «Ньюсуик»: «За пять лет я хочу написать несколько пьес и несколько книг. Я мечтаю сидеть на островке — своем островке — и слушать пение птиц. И потом я вернусь, все начну сначала, как пчела, но королевская пчела…»

Он уже никогда не вернется, навсегда для нас оставшись королем. 

Перевел из журнала «Rolling Stone» Михаил БОГОД
Фоторепродукция из журнала «Rolling Stone» Леонида ФОМИНА

Дискография (альбомы, вышедшие а свет при жизни Хендрикса):

1. «Are You Experienced?», 1967
2. «Axis: Bold As Love», 1968
3. «Smash Hits» (сборник), 1968
4. «Electric Ladyland» (2LP) 1968
5. «Band of Gypsy» (Live LP),1970
6. «Monterey» (Live LP), 1970


Обсуждение