«Мочил Гаврилли рокабилли…»
Ник. Ляпис-Трубецкой.
Поговорим о рокабилли. Недавно на одной околомузыкальной тусовке мне довелось услышать порадовавшую мeня новость: МИСТЕР ТВИСТЕР наконец-то разродился премьерной пластинкой. Пользуясь таким удобным поводом для интервью, я заглянул на Патриаршие пруды к ударнику «твистеров» Валере Лысенко — и мне повезло: в его десятиметровой коммунальной комнатенке среди увешанных афишами и портретами звезд рок-н-ролла стен, среди валяющихся повсюду тюбиков с бриолином, старого барабана, используемого вместо журнального столика, среди куч пластинок, кассет и барабанных палочек в ворохах гастрольных фотографий, я застал собратьев Валеры по рокабилли аля МИСТЕР ТВИСТЕР контрабасиста Олега Усманова и гитариста Вадима Дорохова. Получив чашку крепкого чая, я с ходу завалил «твистеров» вопросами:
—Ребята, сейчас ходит много говоров о рок-н-ролле, но мало кто вы жает по-настоящему в музыку, которун вы играете…
Олег Усманов:
-Как пишет рок-энциклопедия журнала «Роллинг Стоун», «Рокабилли — это самый истый рок-н-ролл». Этим термином назвали то, с чем прославились ровно тридцать лет назад Билл Хейли и Элвис,—и до сих пор традиции рокабилли не угасли: Шейкин Стивенс, Мэчбокс, Лос Лобос, Стрэй Кэтс и куча других, целая тусовка, играют рокабилли давно и успешно. Как и в металле, джазе или классике, тут есть свои короли стиля, свои герои, легенды и законы. Например, на западе сейчас очень модны такие стили, психобилли, хэвибилли, блюзбилли, джам-и-джайв, попабилли и тому подобное. .. Но дело не в разновидностях, а в том, что рокабилли для нашего рока- пока белое пятно, о нем совершенно нет никакой информации, и мы хоть как-то стараемся заполнить образовавшуюся дыру, показать настоящий стопроцентный рок-н-ролл в его девственном виде. Отсюда и наши инструменты, и внешний вид, и все то, что мы вытворяем на сцене.
Валера Лысенко:
-Иногда произносят штамп: добрый рок-н-ролл… Никакой он не старый и не добрый. Этот стереотип тоже от недостатка информации о рокабилли. Рок-н-рол был, есть и будет, он уже перешагнул границы времени, стал классикой. Но есть еще и традиция: кожа, «казаки», «Харвэй», конфедерация, классические англоязычные вещи, которые мы исполняем в наших программах Без этого не будет духа рокабилли так же, как СТРЗИ КЭТС не были бы самими собой без накрученных коков и текстов о городских трущобах Здесь все настоящее, не то, что у попсы в жакетиках и жилетиках из искусственной кожи с туалетными цепочками…
Вадим Дорохов:
—Рокабилли очень современная музыка. Мы восьмидесятые годы видим через призму пятидесятых. Настоящую музыку вообще, я считаю, нельзя разграничивать—это здесь, а это там где-то Никто же не удивляется Спивакову, что его «Виртуозы» играют и XVI век, и XIX—й и ХХ-й. Ведь есть же, наверное, и вечная музыка?. «Рок круглые сутки», пожалуй, не хуже «Лунной сонаты», а?
-МИСТЕРУ ТВИСТЕРУ уже три года с лишним. Я помню, как вы начинали свою концертную карьеру: вы звали себя НОСТАЛЬГИЧЕСКИМ КВАРТЕТОМ, ваша первая, стиляжная, программа «Давай станцуем твист!» пользовалась не меньшим успехом, чем программы выступавших вместе с вами БРИГАДЫ С и БРАВО. Как вы себя чувствуете после двух лет профессиональной работы на сцене?
Олег:
—Недавно к нам вернулся из армии наш саксофонист Паша Веренчиков. Армия, сразу видно, не прошла для него даром: он и на Дальнем Востоке—где служил—умудрялся играть рок-н-ролл. В общем, Паша—наш человек! А что касается музыки—мы ее уплотнили, сделали интенсивнее: подтянули игру, вокал—короче, прибавили профессионально, как мне кажется.
Валера:
— Ну мы бы, конечно, не прибавили… Мы объездили с концертами всю Европу: опыт на сцене — штука незаменимая, особенно если с хорошим аппаратом, классным звуком и светом. Набирались в поездках информации, встречаясь с «нашими» на гастролях и фестивалях Понемногу стали по-другому относиться к тому, что делаем Раньше было все-таки больше от тусовки, игры,—теперь больше работы.
Вадим:
—Говорят, что мы—самая концертирующая московская группа. Наши друзья в Москве ругают нас за долгие отсутствия. Но Москва—это еще не вся страна: вдали от столицы люди не имеют не только колбасу, но и рок-н-ролл. Молодежь там просто задыхается от недостатка информации по року. Там нет^ ни «Музыкальной дорожки» Комсомольца», ни тем более западных рок-изданий—короче, ничего.
Получается, вся надежда на таких как мы. Мы там нужны, это чувствуется по тому, как нас принимают…
—А как вы относитесь к тому, что проводят параллели между вами и БРИГАДОЙ С, БРАВО. СЕКРЕТОМ?
Под общие шуточки, заглушаемые Джерри Ли Луисом, выясняется общее мнение МИСТЕРА ТВИСТЕРА на этот счет
—С Гариком Сукачевым у нас ничего общего, кроме частых концертов в прошлом. Только дилетанты могут считать то, что он и мы делаем и делали «ретро». У него отличная группа, и мы искренне—за.
СЕКРЕТ-это бит-музыка, точно далекая от рок-н-ролльной традиции. Кажется, здесь просто спекуляция на «Битлзах», хотя и есть очень хорошие песни.
БРАВО могли бы стать хорошей командой в стиле «нью джаз», но пока это—типичный стереотип рок-н-ролла в СССР. Вообще-то это хорошие ребята, мы сними дружим…
-Ребята, вы в последнее время работали с кооперативами, а теперь под крылом у одного из самых солидных наших менеджеров-Ованеса Мелик- Пашаева. Вас не пугает коммерциализация?
Валера:
—Сейчас, кажется, государство сообразило, что повсюду нужна коммерческая основа. База, надстройка и все такое… За всю историю рока наша печать сто раз обвиняла шоу-бизнес в коммерции, хотя часть советской музыки всегда тоже была коммерческой. Но на это обычно не обращали внимания. По сути, концертная ставка—зачаток коммерции. Хорошая музыка не может быть убыточной: будь она хоть рок, хоть классика, хоть фольклор-все зависит от менеджера. Если есть убытки, значит, или коммерсант взялся за то, что он не понимает, или он не коммерсант, или просто музыка убога. Вообще-то, нам еще ох, как далеко до настоящей коммерции. Исключение составляет, пожалуй, только ЛАСКОВЫЙ МАЙ…
—Кстати говоря, хороший менеджер должен разбираться не только в коммерции, но и в искусстве. В абсолюте менеджер должен создавать классную группу вместе с музыкантами наравне.
Вадим:
-Любое искусство заходит в тупик, если оно не продается, то есть, попросту, не доходит до публики. Здоровая доля коммерции никому не вредит, она помогает жить и заниматься по-настоящему творчеством.
—Это хорошо, что речь зашла о творчестве: я как раз пришел к Валере, чтобы узнать о вашей пластинке…
Вадим:
—Мы впервые нормально поработали в хорошей студии, в нормальных условиях Постарались сделать свой дебютный альбом как можно более революционным, и записью почти довольны. Спасибо за это звукооператору И.Чайковскому.
Олег:
—В пластинке 16 вещей нон-стопом. Вот только «Мелодия» говорит, что у нас 41 минута вместо 37. Даже не знаем, что резать—ведь там все наше лучшее: «Давай!», «Блюз пухлых рук», «Московские ночи», «Арбатский шаффл»… Практически диск уже готов и весной поступит в продажу—будем надеяться, что нашим фанам наша пластинка будет в кайф.
Валера:
—Вообще то, пластинка уже давно была готова, еще год назад Все застопорилось на худсовете «Мелодии»: то одно им не нравится,то другое… К примеру, кого-то там не устроила конфедерация у мена на плече: из-за этого долго не могли напечатать конверт к пластинке—да и то пришлось пойти на уловку:
пустить как раз по этому месту текст… Кому интересно—пусть повнимательней посмотрят, как у нас цензура работает.
—Ну, и последний, традиционный вопрос: ваши планы?
Вадим:
—Лично мне хочется достать старый штатовский «Грэч» (это такая полуакустическая электрогитара конца пятидесятых годов)…
Валера:
—Мы чувствуем, что настала пора «отыграться» не только на советской публике, но и за нашими рубежами—тем более, что насчет этого есть несколько интересных предложений. Первая обкатка у финнов прошла удачно. Будем продолжать в том же духе.
Олег:
—Надо писать новые вещи. Будем стараться, чтобы русский вариант рока- билли был не хуже традиционного. Хотелось бы, чтобы и наши зрители получали не меньше удовольствия от рок-н-ролла, чем мы сами.
Константин Елгешин