Погоди воспевать иль печалить,
Твою музыку мы полюбили.
До тебя мы такого не знали
Или знали давно, но забыли.
Объясни нам, о чем твои песни;
Почему после музыки этой
Мы себе не находим места.
Вот возьми-ка еще три монеты..
В. КУРЫЛЕВ,»Баллада О Менестреле»
Волшебство. Магия чистых звуков. Наверное, такими словами можно охарактеризовать музыку этого альбома — тем более, что других слов не найти, да и дело это неблагодарное: музыка всегда говорит за себя. Но в случае с Вадиком КУРЫЛЕВЫМ его музыка шла до нас весьма долго — если учесть, что свои первые песни он написал еще в начале 80-х. А глядя на производящих жесткую и зачастую маломелодичную рок-продукцию ДДТ под зорким оком Шевчука, трудно догадаться о том, что создающий упругие и четкие басовые аккорды человек имеет столь безграничный, богатый и в то же время очень хрупкий внутренний мир.
Слушая альбом, невольно ловишь себя на мысли, что эта музыка пришла к нам с другой планеты: нет, она естественна и даже более чем земная — просто окаменевшие сердца людей XX века, по-спартански привыкших бороться за свое место под солнцем посредством крови и насилия, похоже разлучились тепло и искренне говорить о неприходящих и в то же время таких обыденных радостях жизни: Любви и Вере, свежем ветре и голубом небе, пускай о тусклом, но все равно теплом Солнце. Под стать содержащимся в песнях образам и музыка: очень светлая и очень теплая. Условно говоря, альбом «НИКТО» — это энциклопедия стилей, объединенных под флагом софт-рока: кантри-энд-вестерн, фольк, баллады с налетом калифорнийского саунда середины 70-х, все формы бард-рока в наилучших его проявлениях гармонично представлены на пластинке. Композиция альбома напоминает лепестки одного маленького, окрапленного росой чудесного и хруп кого цветка, соединяющего в себе одновременно что-то очень близкое и таинственное. Все песни-лепестки этого цветка в чем-то разнятся, но роднит их одно — ставший редким для нашего рока мелодизм.
Чудестная баллада «Верю В Тебя» воскрешает в воспаленном сознании ощущения детства, оставшиеся от прочтения сказок Г.- X. Андерсена или книжек о Мумми Тролле, — такое же чувство прикосновения к прекрасному и в то же время необъяснимому миру таинства и волшебства. На ум приходят средние века, воздушные балы при свечах… Как и в другой столь же прекрасный балладе «Упала Слезинка», в этой композиции используется псалтырь, еще более украшающий общую звуковую палитру песни.
Те из вас, кто помнит THE EAGLES периода творческого рассвета, наверняка отметят следующую дорожку — «Если Чувствуешь Боль”: те же мягкие пассажи соло-гитара, оптимальный для произведений софт рока средний темп. «Белые Птицы» более, чем другие песни тяготеет к стилистке кантри-энд-вестерн, а может быть, и блюграсс.
Открывающий вторую сторону LP номер «Тусклое Солнце», главный хит с первого полноценного одноименного сольного альбома, неизменно звучащий на немногочисленных выступлениях Вадима, в новой редакции, в обрамлении металлофона и с измененным вторым куплетом может служить замечательным гимном вечным странникам. Вкусное гитарное соло в «Держись ПО Ветру», дополненное не менее искусными звуками губной гармошки демонстрирует доселе скрытые для широкого слушателя достоинства создателя альбома. Стоит обратить внимание и на то, что в отличии от большинства сольных альбомов эта пластинка действительно является сольной — достаточно взглянуть на перечень используемых Курылевым в одиночку инструментов.
Давшая имя всему альбому композиция «Никто» — единственная на пластинке, авторство которой не всецело принадлежит Вадику: песня входила в самый первый альбом — опыт студийной работы под названием «Маскарад Без Претензий» и тогда, в 83-ом году, соавтором Курылева был Александр Смирнов. Чистый и сочный звук соло-гитары, хрупкий и нежный голос — таковы составляющие шедевра. Не последнюю роль в успехе альбома сыграл один из ветеранов отечественного рока, Юрий МОРОЗОВ, скорректировавший опытной рукой звукорежиссера саунд пластики и аранжировавший большинство композиций.
Для себя я категорически отказался от мысли выбрать лучше песни альбома — все они равнозначны в своей исключительности. Жаль только, что время лимитировано — пластинка есть пластинка и 5 записанных во время сессий звукозаписи песен не вошли в LP. Но будем ждать следующего авторского альбома и, видимо, тогда услышим «Я Никогда Не Видел Бога», «Жди, Отец» и другие великолепные баллады.
Хочется выразить надежду, что эта пластинка — далеко не последняя встреча с Менестрелем Рока и Рыцарем Печального Образа по имени Вадим Курылев…
Дмитрий СИДОРЕНКОВ