27 ноября 1984 г. читатели газеты «Ленинградская правда» узнали о процессе над участниками любительского рок-ансамбля «Трубный зов» Валерием Бариновым и Сергеем Тимохиным, осужденными за покушение на нелегальный переход границы. Казалось бы, на творчестве скомпрометированного ансамбля поставлена точка. Однако «Трубный зов» вскоре был возрожден и не прекратил свою деятельность даже после отъезда В. Баринова за рубеж. О сегодняшнем творческом лице лениниградской рок-группы рассказывают ее музыканты Григорий Поздняков и Дмитрий Якуба.
— Ребята, расскажите, как вы стали членами группы?
Г.П. — Мы узнали о «Трубном зове» в конце 70-х, слушали его первую программу — «Второе пришествие». А познакомились с Валерием Бариновым, основателем группы, после того, как он вышел из заключения. Мы тогда были вольными музыкантами: я играл полгода в «Алисе» на тромбоне, а Дима работал в акустическом варианте — была такая группа Валерия Ковзи. Баринов предложил нам играть у него. Мы показывали программу в Одессе, в Молдавии, работали в Ленинграде у Казанского собора. Нас там всех взяли…
— Надолго?
Г.П. — Да нет, ночь продержали. Валера отделался штрафом, а мы, тогда студенты Ленинградского института киноинженеров — легким испугом. Был критический момент: исключать ли нас из института? Дескать, ребята играют в христианской группе. Но как-то само собой все уладилось.
Когда Валера уехал за рубеж…
Д.Я. — 22 ноября 1987 года…
Г.П. — …уехал писать программу «Воскрешение Лазаря» (она, кстати, сейчас уже у него готова, в металле, записывалась в Штатах), мы начали работать здесь в стиле диско. Валера, кстати, теперь пишет тексты по-английски…
Д.Я. — Поэтому на широкого советского слушателя эти песни не рассчитаны.
Г.П. — Мы считаем, что прежде всего важен текст, его смысл. Программу «Воскрешение Лазаря» поймет только тот, кто владеет английским. А мы решили работать, только на русском, только для наших. Программу мы сделали с балетом, связали язык музыки с языком танца. Она называется «Москоу-душа».
— А вы не могли бы рассказать подробнее, как случилось, что Баринов оказался в заключении?
Г.П. — Он записал в 1983 году программу, которую власти посчитали чистой воды религиозной пропагандой. А, как мы знаем. Конституцией разрешены лишь свобода антирелигиозной пропаганды и свобода отправления религиозных культов. Думаем, поэтому Валеру и преследовали. В официальном разрешении на выезд из Союза ему и Сергею Тимохину (бас-гитарист) было отказано.
— А они хотели выехать?
Д.Я. — Да, хотели. Это, конечно, их личное дело. А когда им отказали, решили перейти границу. Правда, сделано это было как-то очень наивно. Их посадили-то за попытку, за покушение на переход государственной границы, хотя они даже до пограничной зоны не дошли. Взяли их, если не ошибаюсь, километрах в ста от нее — как только они повернули назад, когда почувствовали, что за ними следят. Те, кто следил, видимо, решили: если их сажать, то надо брать сразу. Тимохин на суде полностью от всех своих идей отказался, обещал, что «больше не будет». А Баринов отсидел два года.
Г.П. — Его освободили по амнистии.
Д.Я. — Есть книга на английском, вышла в Англии в 1984 или 1985 году, где рассказана вся история Баринова до «посадки». Автор — Лорна Бордо, «Валерий Баринов, Трубный зов».
— А насколько верны слухи, что кто-то из группы «Трубный зов» умер в тюрьме?
Д.Я. — Нет, нет! Кроме того, в 1983 году «Трубный зов» не имел постоянного состава, который бы выступал и гастролировал. Баринов набирал музыкантов со стороны, только для записи, для фонограммы. Затем он представлял программу один.
Г.П. — Он продержался с этой программой около года. Потом, когда вернулся из тюрьмы, мы начали с ним работать с этой же программой, с готовым материалом. Было и новое. Мы не только гастролировали, мы и здесь, в Ленинграде, делали бесплатные сейшны на квартирах. Проповедь и музыка. Работали мы два года — в 1986 и 1987.
В Одессе мы жили у христиан-баптистов, в молитвенном доме. Там есть очень неплохая группа «Логос».
— Значит, «Трубныйзов» — не единственная христианская рок-группа в стране?
Г.П. — В каждом молитвенном доме есть какое-то музыкальное сопровождение. Мы, правда, не состоим в общине молитвенного дома, как, кстати, не состоял и Баринов. Хотя программу «Москоу-душа« мы написали на базе общины, на принадлежащей ей аппаратуре. Сейчас есть материал для второй программы, для «двойника», но придется искать на запись другую точку. Так получилось после шумихи, которая была по поводу нашего балета, заснятого телевидением. Ведущая ленинградской телепрограммы «600 секунд» допустила ошибку. Вы посмотрите, говорит, как это здорово! Баптисты перестроились, в молитвенном доме есть балет! И это сразу пошло в Москву, во Всесоюзный совет евангельских христиан- баптистов.
Короче, общине сделали выговор, у нас с ней сейчас из-за этого достаточно сложные отношения. Хотя в следующей телепередаче было сказано: извините, мы обидели баптистов, у них нет балета.
Получается, что мы, верующие, находимся между небом и землей: ни в молитвенном доме, ни в какой-нибудь концертной организации. У нас брали интервью люди с радио. «Вы откуда?» — спрашивают. А мы ниоткуда, сами по себе.
Д.Я. — Сами баптисты нам сказали: «Ребята! По отношению к религии вы ушли на сто лет вперед. Если бы вы с такой программой в стиле диско и с балетом вступили в нашу общину — а мы хотели вступить, — то на следующий день вас бы отлучили!».
Г.П. — Пугает форма! Какой-то комплекс формы у нас в молитвенных домах, в церквах. Баринова тоже не очень там принимали — это-де богохульник. Но, с другой стороны, молодые девчата рады бы потанцевать под диско — казалось бы, с Богом! Но нет! Мы лучше будем петь хором — засыпать хорошо. Я почти не понимаю, что там поют. А петь надо так, чтобы человек понимал, осознавал. Какой язык — музыка ли, танца — не это главное.
Д.Я. — Молодежь, конечно, ходит на молитвенные собрания, но — верующая. Состав обновляется слабо. Есть хоры, есть группы, которые поют госпелс, литургическую музыку. Но это прежде всего для верующих. А мы-то работаем и для неверующих.
Г.П. — как 16-летней девчонке рассказать, что есть Христос, есть Бог, есть десять заповедей? Могу, конечно, спеть: «Миром Господу помолимся!», но если я на популярный мотив наложу христианский текст, это и ей будет интересно. Почему мы должны зацикливаться на органах и хорах? Почему не поставить рок- балет? Шоу? В Одессе с огромным успехом был поставлен в молитвенном доме спектакль «Варавва».
— По драме Гильдерота?
Г.П. — Да. Но с каким скандалом это пробивалось!
Говорят, во Фландрии эту пьесу ставят перед каждой Пасхой.
Д.Я. — Но мы-то не во Фландрии. Если даже такую группу, как «Логос», которая работает, скорее, в жанре баллады или в арт-роке, а не в диско, не в харде, обвиняют в богохульстве!
А христианских музыкальных групп много по стране, десятки, если не сотни. Но они
— члены церкви. Если они выступают где-то в другом месте без ведома своего пресвитера — а он вряд ли даст разрешение, — то их отлучают от церкви автоматически.
— Но церковь может только отлучить, а не арестовать…
Г.П. — Для верующего это сильнейший удар. А что касается нас… Мы давали интервью на ТВ. Интервью полетело, пустили только видеоклип. Сейчас другая популярная программа засняла наш клип, а интервью — снова мимо. С экрана хотелось бы много о чем сказать. А так — дела идут прилично, пресса уделяет нам внимание, ТВ уже сняло три клипа.
— Значит, по-вашему, ни община, ни власти не поддерживали попыток Баринова сделать христианский рок?
Г.П. — Думаю, что мы и сейчас вызываем опасения. Я не уверен, что местные власти рады тому, что мы записали программу и выступаем с ней. Но теперь другое время.
— Мне приходилось слышать резкие отзывы о ваших последних выступлениях: христиане, а при них пляшут девицы в колготках!
Г.П. — В колготках! И даже без! Ну и что? Эротика? Допустим. Можно и Христу приписать эротическую позу. Но идея изображения Христа свята. Мы видим, что это Он. Нам нужен язык движений, который передаст нашу тему. Если человек недалекий — может, такой действительно приходит посмотреть на девушек в колготках.
Д.Я. Каково? Не о музыке, не о стихах, сразу — о колготках. По-моему, смешно.
— А без колготок никак не обойтись?
Д.Я. — А в чем балет «Лебединое озеро» танцуют?
Г.П. — Можно, конечно, отказаться от балета, но зачем? Балет — это интересно, еще один язык, и, значит, максимальное воздейстие. Возможно, постановка не вполне удалась или хореография — это другой вопрос. Но мы старались обратиться к духовному началу.
— Идея кордебалета и идея Христа. Совместимо ли это?
Г.П. — Совместимо. Это доказали авторы рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Это, правда, американское доказательство. А почему нельзя сделать подобное в Советском Союзе?
Д.Я. — Когда человек чувствует, что Христос его любит, он радуется; когда он радуется, у него душа поет: когда у него душа поет, он хочет танцевать.
Если делаешь искренне — любые формы возможны.
Г.П. — Мне кажется, главное — у каждого музыкального коллектива должна быть цель: для чего он поет? Объясни: к чему и куда ты нас зовешь? И об этом можно сказать простыми словами:
Ты — человек, чье имя свято.
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата —
Остановись! Остановись!
Просто? Это будет понятно и пятнадцатилетним. Мы обращаемся к самым разным людям. Такие христианские группы, как «Логос», «Рождество» — они за основу сразу берут идею Христа. А мы пытаемся в «Москоу-душа» рассказать немного историю Христа, показать, что без Христа — это катастрофа.
— Мне говорили, Валерий Баринов знает, что группа работает, что концерты вызвали определенный резонанс. Как вы собираетесь продолжать свою деятельность дальше?
Г.П. — Валера — в металле, а мы — в диско.
Д.Я. — Мы выбрали стиль, который воздействует на наибольшее число людей. Будем работать. Мы не собираемся «туда» уезжать. А Валера? Не знаю, он, видимо, будет жить там. Если работать «на два фронта», то и результат удвоится. У нас уже готов материал для нового альбома, он может выйти через месяц. Это сильное, утяжеленное диско.
И надо поработать с балетом, над режиссурой спектакля.
Г.П. — Мы считаем нужным продвигать на ТВ и в звукозапись больше христианских групп. «Пробили» на ТВ и на концерты «Рождество». Сейчас пытаемся помочь «Логосу». Есть неплохая группа «Литургия». Хотим поработать и с ней.
— А она откуда? Пятидесятники, да?
Д.Я. — Нет, они не пятидесятники. Они пишутся на их технической базе.
Г.П. — Записываться у мирских — на это нужны деньги. Мы ими не располагаем. Мы не получаем подачек ни от Запада, ни от Востока, ни от Севера, ни от Юга. Мы «живем» от концертов, а помогал нам только молитвенный дом.
Зато коммерцию на нас уже делают. Сам видел плакаты: «Трубный зов, христианская группа». Кооператоры продают…
— Бывают ли трения с «миром»?
Г.П. — В группе — сухой закон. Поэтому от нас ушла прежняя балетная труппа. В Нефтеюганске у них начались пьяные сколки. Балет — мирской. Нам нужны танцовщицы, уже духовно подготовленные люди. Сейчас ведутся переговоры с Арменией, нам обещают помочь. Ян Григорян с группой «Тяжелая работа» обещал нас познакомить с четырьмя девочками- христианками, которые смогли бы работать. Иначе то, что мы пытаемся донести со сцены, труппа начисто перечеркивает тем, что делается за кулисами. Бывало, говорят: смотри, как этот «Зов» выступает — одна у них за углом что-то делает, другая — курит…
— Как вы собираетесь продолжать концертную деятельность и что с новым альбомом будет?
Д.Я. Программа эта, на мой взгляд, не слишком хороша и написана, хотя и честно, но на скорую руку. Нет единства сюжетной линии. А с новым альбомом? Пока мы хотим сделать небольшие пародийные вещи, дружеские шаржи., на тех, кого знаем, — на Костю Кинчева, Бориса Гребенщикова, Славу Бутусова — но не в обиду. Называться альбом будет «Вступая в рок-клуб». А затем приступим ко второй программе — «Грех и покаяние».
— Восторгов фанов вы не ждете?
Г.П.Нет, конечно. У нас другая задача. ТВ охотно снимает нас. Сделано уже три клипа. А дальше — видно будет.
— Спасибо за интервью, ребята. Желаю вам всех благ и свершений!
Интервьюировал
П. Монстер