Жившие в конце прошлого века норвежцы — Генрик Ибсен и композитор Эдвард П>иг наверняка перевернулись бы в своих гробах, если бы узнали, какое применение получило в конце 80-х годов XX века название их классического произведения «Пер Понт».
Поклонникам рока в Финляндии «Пер Гюнт» известен как крутая команда, под ак- компанимент которой не приходится вспоминать об истории. Само трио, возглавляющее тяжелый рок страны, тоже не слишком-то оглядывается на прошлое. Творческую силу своей музыки они черпают в вещах более будничных
— дорожной пыли, неразбавленном виски, кокетливой привлекательности противоположного пола и тридцат и летней истории рок-н-ролла.
Ж Ж ж
Широкую известность «Пер Гюнт» впервые завоевал в 1984 году, победив в ежегодном смотре начинающих рок- групп Финляндии «Суоменме- старуус». Этим завершился первый этап творческого пути трех ребят из города Коувола, которые получили возможность подняться из полуподвальных репетиционных, годами служивших им вторым домом, на уровень профессионально гастролирующих музыкантов.
Решающими критериями для жюри, вынесшего свое решение на том конкурсе пятилетней давности, были сыгранность и техническое мастерство. Однако основными причинами окончательного успеха «Пер Гюнта» были полная самоотдача и огромный заряд энергии, характерные для каждого их выступления или записи.
ж ж Ж
Безусловный любимец публики — обладающий поразительным чувством ритма ударник Тейо Эркинхарью (известный под прозвищем Твист Твист или Эркки), который, войдя в экстаз, бушует, как смерч, за своими по заказу изготовленными барабанами. Эркки — это чудо природы, музыкант, равных которому найдется, быть может, один из миллиона. Даже учеба в музыкальном училище не смогла нарушить его ритмический дар.
Нет ничего удивительного в том, что Эркки стал общепризнанным талисманом своей группы, так как благодаря бьющей через край общительности он находится в постоянном контакте с фанами и за пределами подмостков.
Второй ритмист группы Тейо Кеттула СГсотс) строг и непререкаем за своим басом, при этом в жизни непосредственен и приветлив. Большую часть его свободного времени поглощает уход за старым мотоциклом Харли Дэвидсон.
Несущей опорой группы является все же гитарист Тймо Никки (Накки). Успех «Пер Гюнта» — это и осуществление честолюбивых мечтаний его основателя, автора музыки и текстов. Накки, мальчишкой испытавший влияние ритм-энд-блюза, рок-музыки южных штатов Северной Америки и таких гитаристов-виртуозов, как Джонни Уинтер, в общении скрывается за кривой усмешкой, предоставляя музыке говорить за себя. Отчаянный тип, терзающий гитару и рычащий в микрофон с концертных подмостков — это тот Тимо Никки, которого он сам с большим удовольствием представляет публике.
* * *
Прочную популярность «Пер Гюнт» завоевал благодаря непрерывным гастролям. Их автобус исколесил по дорогам Финляндии наверняка больше километров, чем многие другие группы, вместе взятые. И хотя по прошествии четырех лет трио готово признать нелегкий груз постоянных переездов, музыканты не забывают и о существовании варианта похуже. Работа изо дня в день, из недели в неделю, из года в год на каком-нибудь колбасном заводе, где, кстати, и познакомились в свое время Эркки и Накки, свалила бы и более невосприимчивого человека. «По сравнению с этим гастрольная жизнь — праздник», — смеются ребята.
* * *
Особенно подкупает в «Пер Гюнте» отсутствие комплексов и честное отношение к себе, своей работе и к публике. I Don’t Wanna Be А Rock’n’roll Star («Я не хочу быть звездой рок-н-ролла») — старая, но все еще популярная песенка из их репертуара, которая во многом объясняет отношения между группой, и ее поклонниками. «Пер Гюнт» существует на одном уровне с фанами, по их законам и для них.
Эта же песня открывает первый альбом группы под названием «Пер Гюнт», записанный в 1985 году. Альбом задал направление, которому музыканты следуют и до сих пор. Последующие долгоиграющие пластинки Backseat, Good Girls Don’t… и самая свежая Fire Wire стремились превзойти предшествующие прежде всего по уровню технического исполнения. Сами музыканты считают, что записываемый материал должен быть таким, чтобы его можно было бы исполнять и в концертах. Профессионал звукозаписи Т.Т. Оксала, записавший все перечисленные альбомы группы, утверждает, что работать с «Пер Гюнтом» в студии интересно и трудно.
* * *
«Пер Гюнт» бьется на гастрольном фронте и за пределами Финляндии. В Швеции и Норвегии музыканты бывают каждый год. Им самим больше всего запомнилось выступление на фестивале Roskilde в Дании и в маленьком, но легендарном клубе Marquee в Лондоне.
С восточным соседом мы тоже имели возможность познакомиться в Москве, Ленинграде, а также Таллинне и Тарту. Видеозапись самой последней песни группы Wake Me Up сделана в Таллинне, в спортивном зале Линнаналли.
Кроме того, эстонский клуб «Левюмуусикуте» выпустил кассету самого популярного альбома «Пер Гюнта» Backseat, так что можно надеяться на плодотворное сотрудничество и в будущем. Группа тем временем отправляется в свои очередные, самые дальние гастроли. Те, кому повезет, смогут стать свидетелями их выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Пхеньяне.
Паули Косонен