«Ва-банкъ» — одна из немногих отечественных групп, имеющих устойчивый успех за рубежом. Пластинка, тур практически по всем странам Европы дали Александру Скляру — лидеру команды, уникальный опыт,позволяющий ему сегодня декларировать вещи, часто прямо противоположные бытовавшим до недавнего времени в нашем рок-сообществе понятиям.
— Однако несмотря на ваш европейский успех, «Ва-банкъ» мало знают на Родине, группу не показывают по телевидению, не передают по радио. У меня сложилось такое впечатление,что многие журналисты вас просто боятся…
— Мне тоже кажется, что они испытывают к нам опасливое отношение, чувствуют, что мы взрывоопасны. «Ва-банкъ» не укладывается в стереотиное представление о том, какой должна быть рок-группа. Мы являемся культурными террористами, что, однако, не говорит об отсутствии культуры, мы играем музыку, которая должна расшатывать всю эту подгнившую систему. А система обычно пропагандирует тех, кого она понимает…
— «Система» — по определению — «это мир, их которого изгнаны «стихия», «элементы», из которого удалена История,
Воля, Творческое спонтанное усилие человека и нации, в котором изжит вкус Преодоления, Чести и Ответственности…”
— …И это ни коем образом не является прерогативой только советской культуры. На Западе, пока ты являешь собой некое разрушение стереотипов,ты тоже никогда не получишь выгодных контрактов, будешь находиться в культурной изоляции, в какой находятся, кстати, многие известные западные музыканты. Сегодняшняя популярность «Fai th по more» говорит только о том, что фирма, раскрутившая их, испытывала тяжелую ситуацию. Взять группу с маленького «лейбла», раскрутить ее — это очередное обманное движение крупной фирмы, стремящейся заработать больше денег. Но на Западе есть мощные группы, которые не идут на контракты с крупными фирмами. И в нашей стране это тоже дело доброй воли: хочешь закладывать свою вечную душу на алтарь шоу-бизнеса, то есть продаваться — продавайся. Мы же сами особых усилий, чтобы быть в «ящике”, никогда не прилагали, потому что я не представляю «Ва-банкъ»,поющий, например, «Бей сытых!» или «Егора-бомбометателя» рядом с Аленой Алиной или «Любэ”, несущих в себе абсолютную люмпенизацию населения. Они пропагандируют самое ненавистное для меня состояние — состояние быдлмзма. Вместо того, чтобы стремиться вверх, возрождать культуру, они ведут нам к люмпенизиции!
— Саша, что повлияло на успех «Ва-банка» за рубежом?
— Видимо, мы несли для европейской публики что-то русское,
что они не могут услышать ни во французских, ни в канадских группах. Это что-то присутствует и в «Звуках Му», и в «Аукцыоне», только нам, может быть, чуть больше повезло. Главное для западной аудитории — качать энергию и услышать что-то необычное. И музыкальные поиски должны идти на уровне национального сознания: даже не мотивы, а генотип должен проявляться. То есть не балалайки, медведи, матрешки, а отличия должны быть на том же уровне, на каком Достоевский отличается от Фолкнера.
— Что же в основном характеризует именно русский рок?
— Слово. Русский рокенролл развивается по законам русского языка. Русский язык приспособлен под длинное размеренное повествование. Не даром все наши беседы за столом такие долгие. И это влияет на музыку. Первое, что приходит в голову — это удлинить строку. У Димы Ревякина длинные песни. Баллады петь легче и балладность в русском рокенролле будет присутствовать в большей степени, чем в английском. А хард-рок сочинять на русском труднее. И в области эмоциональной русский язык богаче английского. Возьмите к примеру, Петра Мамонова, который необыкновенно работает со словом:
«Кактус, потрогай кактус.
Как нас немного, как нас…
Спим на посту» или
«Стою в будке весь мокрый слишком
жарко
стою жарко весь мокрый слишком
в будке я
стою весь в будке слишком мокро
жаркий
весь в будке слишком жарко
мокрый стою
крым мырк рымк
рымк мрык кырм
вышли мне денег…»
Это абсолютно не переводимо на английский язык! Это принципиально русское!
Слово имеет сакральное значение. Язык — магический инструмент и невозможно просто взять песню и петь ее точно так же на английском. Никогда такого не будет!
Но «Ва-банкъ» является ответвлением. Мы поставили себя в эстетические рамки жесткого и быстрого рокенрола и доказали, что энергичный рокенрол на русском возможен.»Ва-банкъ” — группа быстрая!
— Да, действительно, хоть «Ва-банкъ» и играет экспрессивную музыку, но русское начало в ней очень чувствуется. И поэтому вопрос: насколько это русское начало проявляется сознательно?
— Абсолютно сознательно! Всю жизнь я любил и пел русские и цыганские песни. По энергетике они нисколько не уступают западному рок-н-роллу. Какой-нибудь литтл-ричард не более эмоционален, чем Петр Лещенко или Алеша Димитриевич. И когда мы собираемся за столом, в компании, то никогда не обходится без русской песни. Естественно, все это находит отражение в творчестве.
— Ну, а есть ли какие-то принципиальные отличия в западном восприятии музыки?
— Запад более материален, там «хавается” чистая энергетика и из-за этого Запад никогда не сможет до конца оценить русский рок. Да и Бог с ним, с Западом! Почему мы должны отчитываться перед Западом? Запад нам не указ! Мы — великая русская Империя! Нам абсолютно достаточно нашей огромной страны. Я знаком с американцами, которые считают, что все должны упасть на колени перед их «американской мечтой”. Но у нас есть собственный колоссальный духовный потенциал, несмотря на 70 лет геноцида. Прибалты пусть ориентируются на Запад, они давно хотели этого. А мы, русские люди, мы остались здесь, мы не предали, и мы будем петь по-русски и будем развивать наш русский рок!
ИНТЕРВЬЮ ВЗЯЛ АБДУРАХМАН САДДАМОВ