Кто России всех милее, всех кудрявей и смуглее?

Автор: Руслан Ельмаков
Автор: Руслан Ельмаков

Альманах SE LA — не литературное издание. Наша основная задача — рассказывать читателям о различных проявлениях того музыкального, политического, социального и религиозного феномена, который воплощается в понятии «реггей». Однако могли ли мы оставить без внимания такое важное событие культурной жизни нашей страны, как 200-летие со дня рождения А. С Пушкина? Конечно, не могли. Участвовать в этом всенародном празднике наш реггей-альманах, как нам кажется, имеет самое полное право. Более того, это наша прямая обязанность, ибо к тем красивым и многочисленным эпитетам, которыми принято сейчас сопровождать имя юбиляра, мы можем смело прибавить еще два и во всеуслышание заявить: Александр Сергеевич Пушкин был не только великим русским поэтом, он был еще негром и растаманом!

«К пушкинскому юбилею тоже речь произнесем…». Так полвека назад писала Марина Цветаева — одна из немногих, кто взял на себя смелость громко и открыто сказать о том, что Пушкин был негром, вернуть поэта «в его родную Африку мести и страсти».

«Пушкин был негр, — читаем мы в ее эссе 1936 года. — У Пушкина были бакенбарды… У Пушкина были волосы вверх и губы наружу… Пушкин был такой же негр, как тот негр в Александровском пассаже, рядом с белым стоячим медведем. Памятник-Пушкина я любила за черноту — обратную белизне наших домашних богов… Памятник-Пушкина был черный, как рояль. И если бы мне потом совсем не сказали, что Пушкин – негр, я бы знала, что Пушкин — негр».

Об африканском происхождении поэта мы могли узнать еще в школе. Но только факт этот, хотя и не скрывался, почему-то никогда не упоминался ни в учебниках, ни на уроках литературы. Словно что-то постыдное, что-то унижающее российскую гордость содержалось в этой правде. Не в таких ли замалчиваниях начинает проявлять себя белый расизм?

Кто-то из наших музыкантов, исполняющих реггей, в газетном интервью назвал А. С. Пушкина «первым российским растаманом». Только ли факт африканского происхождения русского поэта позволяет нам согласиться с этим утверждением? Ведь Пушкин не был музыкантом и не играл культовой ямайской музыки. Он не носил косичек «дрэдлокс» (хотя его легко можно представить с растаманской прической, как это великолепно изобразил в своем рисунке йошкар-олинский ди-джей и художник Руслан Ельмаков). Ученые утверждают, что Пушкин даже не был эфиопом…

Памятник А. С. Пушкину
Памятник А. С. Пушкину

Каждая эпоха и каждый народ рождает своего Растамана, вступающего в непримиримую борьбу с Вавилоном. В начале 19 века именно Пушкин — русско-африканский Поэт-Растаман, противостоящий Вавилонской Империи Николая I наносил самые мощные и сокрушительные удары по ненавистной ему Башне. Разве не о таком воине, Buffalo Soldier, украденном у Африки, пел в 70-х годах нашего века ямайский Растаман Боб Маран, представляющий, подобно Пушкину, удивительный результат органичного соединения двух культур, слияния черной и белой крови? Марли боролся с Вавилоном Британской Империи, экономически и духовно порабощавшей народы своих колоний. А в России это же самое время сошелся в смертельной схватке с Брежневским Вавилоном Поэт-Растаман Владимир Высоцкий. Последний, кстати, тоже был негром. Правда недолго — на съемках фильма «Арап Петра Великого». Чернокожий Высоцкий, сыграл в этом фильме роль прадеда А. С Пушкина. «Какой поэт из бывших и сущих не негр, — вопрошала Марина Цветаева — и какого поэта не
убили?».

У каждого поколения, у каждого народа, свой Пушкин, свой Марли, свой Высоцкий. Пушкин же был и остается для нас, влюбленных в уникальную музыку Ямайки, олицетворением подлинной культуры, уничтожающей любые расовые и национальные предрассудки. Расизм, по мнению Цветаевой, был опрокинут уже самим фактом рождения Пушкина и даже раньше — в день бракосочетания сына арапа Петра Великого, Осипа Абрамовича Ганнибала, с Марьей Алексеевной Пушкиной. Памятник Пушкину в центре Москвы — черный гигант с наклоненной головой и шляпой в руке — не только для Цветаевой, но и для всех нас — «живое доказательство низости и мертвости расистской теории». «Под памятником Пушкина росшие не будут предпочитать белой расы, — пишет поэтесса. — Памятник Пушкина — памятник против расизма за равенство всех рас, за первенство каждой — лишь бы давала гения.. Чудная мысль — чернотой изваяния дать Москве лоскут абиссинского неба. Ибо памятник Пушкина явно стоит «под небом Африки моей».

I-ван Земцов


Обсуждение