Несколько лет назад, ведя обширную переписку с несколькими десятками интересных людей творческих профессий, живущими в разных концах страны, я вдруг почувствовал дикое сожаление, что столько ярких индивидуальностей нельзя собрать вместе, чтобы поговорить на всех интересующих нас темы. Так возникла идея заочного дискуссионного клуба «Очаг», выходящего ежемесячно на страницах газеты «Петрозаводский университет» и имеющего определенный — порой даже весьма скандальный резонанс. «Очаг» делается совместными усилиями всех его его постоянных участников: ведущий (то есть я) придумывает темы дискуссий и оповещает о них всех желающих высказаться, а затем соединяет в единое целое все пришедшие к заранее оговоренному сроку реплики. Диапазон тем широк – от рецептов первоапрельских розыгрышей и роли наркотиков в творчестве до воспоминаний об октябрьских событиях 1993 года, спектр мнений тоже не ограничен. Здесь озвучиваются и точки зрения, с которыми ведущий не согласен, и просто курьезные высказывания, демонстрирующие абсолютное незнание человеком данной темы — слово ведь не воробей. Единственное, пожалуй, чего я никогда не пропустил бы на страницы «Очага» — это взаимные оскорбления участников дискуссий, но за все время таких прецедентов не встречалось.
Сегодня я попросил нескольких постоянных авторов дискуссионного клуба «Очаг» специально для SE LA высказать свое отношение к музыке реггей и всей сопутствующей ей культуре.
Владимир Кухаришин, рок-музыкант (г.Новозыбков, Брянская область):
С музыкой реггей я знаком настолько мало и поверхностно, что вряд ли смогу сказать что-то умное. Из импортных музыкантов я слышал только Марли. Из отечественных — КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, Арефьеву (многие утверждают, правда, что Арефьева — это вовсе не реггей, и клеймят ее самыми непотребными словами) — и, пожалуй, больше никого (так, по одной песне). И единственный вывод, который я сделал на основании прослушивания: только россияне могли сделать из веселейшего музыкального стиля (хоть реггей и считается музыкой протеста, у Марли он звучит очень весело) такой депресняк — в лучшем смысле этого слова, — вершиной которого для меня является комитетовское «Не Время Любить».
Сергей Трищенко, поэт (г. Белгород):
К сожалению и к стыду своему, о музыке в стиле реггей ничего сказать не могу, равно как и обо всех прочих течениях и теченьицах. Конечно, я не могу сказать, как кто-то из знаменитых математиков «Музыки нет, а есть большой шум и маленький шум», но отличить хард-рок от хэви-металла я вряд ли смогу. Мне нравятся отдельные песни, а в каком стиле работают их исполнители для меня значения не имеет. Конечно, хотелось бы свободнее ориентироваться в мире музыки, но меня больше интересуют тексты. Раньше я вообще слушал только «чистую» музыку, без слов — «Спейс», к примеру, Баха, Чайковского, Вивальди, Моцарта и т. д. Но тоже не все.
Светлана Середа, поэтесса (г. Ростов-на-Дону):
Реггей — сила приведений.
Колыбель у океана.
Продолжение романа.
Ускользающая сказка
Панорама. Действо. Маска
Полутень упругих линий.
Творчество горячих ливней,
Силуэт в Долине Снега,
Нарастающее эго…
Реггей для меня — непременно теплое течение в океане музыки, это южные широты на карте музыкального мира. Это янтарные рельсы, по которым движется-искрится солнечная гармония звуков. И это — движение огня и яркая изобретательная человеческая природа, несомненная удача, которая притянет к себе не одно поколение…
В реггей всегда есть что-то, что может быть продолжением уже прозвучавшей мелодии. Есть некие тайные ноты, которые ожидают воплощения, и даже не самый совершенный слух определит — через пространство чувств, — что вдох и выдох в реггей — еще не все. Всегда есть энергия. Вечной Волны — парадоксальная и трогательная одновременно. Где-то здесь и начинается простота, и великолепие, и загадочность реггей.
И еще я знаю, что с Бобом Марли в конце жизни произошла почти невероятная вещь он, искавший (в том числе и через музыку) подтверждения превосходства своей расы, вдруг обратился в один из православных приходов, где крестился, принес исповедь — свет истины обрела его душа навеки. Это удивительно, и редко, редко бывает. Может быть он и шел всю жизнь именно сюда на этот дивный свет, который никто и ничто в мире не в силах ни умалить, ни погасить.
Сергей Кузьмин, редактор журнала «Другая Музыка» (г. Мелногорск):
Это целая культура, довольно самобытная, хотя и появившаяся из известных корней. Иногда вибрации реггей ложатся и на мои вибрации, а иногда – нет. Из реггей в оригинале я слышал только Боба Марли. Псевдореггей — сколько угодно. Да, возможно «The Police», реггейные вещи Торенса Трент Д’Арби, кое-что из КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА, ВЫХОД — все безоговорочно принимаю. Активное неприятие вызывают поделки группы КРУГ, А. Барыкина, О. Арефьевой. Хотя первый альбом КАРНАВАЛА слушаю с удовольствием. Но это — скорее ностальгия.
От ведущего:
Опрос показал, что реггей — это музыка далеко не для всех, хотя даже в самых своих экстремальных проявлениях она не может вызвать у массового слушателя такого же раздражения, переходящего в агрессию, как панк, трэш или авангард. Реггей — культура слишком экзотическая, слишком привязанная к своим национальным корням, чтобы быть на виду у потребителя усредненно-интернациональной попсы, пусть иногда и берущей на вооружение ямайские ритмы. Большинство же из нас не то, что о негритянской, но и о своей, русской народной музыке имеет весьма смутное представление.
Лично мне интересна музыка в любом стиле, если она сделана с выдумкой, с умом и хоть с какой-то претензией на стильность и профессионализм, исполнители реггей здесь — не исключение.
А еще мне интересны ваши мнения по самым разным вопросам. Поэтому для всех желающих принять участие в дискуссиях «Очага» сообщаю свой контактный адрес: 185001, г Петрозаводск, уд Шотмана, 36а. кв 38 Олег Гальченко.