
JIMMY PAGE “Outrider” (Geffen) ВОЗРОЖДЕНИЕ?
(не путать с “Возрождение” Л. И. Брежнев, Политиздат, М.)
Что-то в последнее время динозавры рока не слишком радуют своих поклонников… Золотым яичкам, коими неслись пресловутые ящеры в блеске своего величия, ныне пришли на смену радужные мыльные пузыри, такие красивые внешне, но… увы, наполненные всего лишь воздухом (конкурентную продукцию мэтров я не называю, опасаясь бурной ответной реакции их верных болельщиков, от которой в эпоху гласности не спасет и псевдоним).
Тем более приятным исключением явился альбом Джимми ПэЙджа “Outrider”. Рокеры со стажем, из того поколения, что уже знало о существовании других групп кроме БИТЛЗ, но ещё не ведало о маячившем на горизонте ДИСКО (см. песню “Я – меломан” группы АЛИСА р 1985) и т.п., как я полагаю, с превеликим удовольствием вспомнят годы молодые, ознакомившись с сим творением.
Пэйдж в конце 80-х выдал добротнейший ритм-энд-блюз и притом не “а ля” и не “псевдо”, а чистейшей пробы в его логическом генезисе на сегодняшний день (с учётом 20-летнего совершенствования техники как звукозаписи, так и исполнения), практически без уступок в сторону коммерцизации и украшательства. При этом следует отметить, что “деда ритм-энд-блюз” в интерпретации Джимми оказался достаточно современен. Его с одинаковым успехом примут и юные металлисты, и нынешние т.н. “традиционщики”, причем отнюдь не за счет авторитета экс-ЗЕППЕЛИНА, а именно вследствие “силы искусства” (гармоничного сочетания элементов сегодняшнего хард- и где-то даже хэви-рока с традиционным r&b). Похоже, что дух ЛЕД ЗЕППЕЛИН (да и не только их, но и прочих “покойников”, бывших людьми в конце 60-х) возродился, сохраненный именно Джимми Пэйджем (на фоне его последней работы заметно тускнеют помпезные лакировки Планта).
Стилистику альбома, на мой взгляд, подчеркивает состав команды, участвовавшей в записи: ветеран блюзовой сцены Крис Фарлоу, “универсальный” вокалист Джон Майлз, бас-гитарист Тони Франклин…, а Плант и младший Бонэм, по видимому, ещё призваны и для того, чтобы лишний раз связать этот проект с тенью СВИНЦОВОГО ТИТАНА, намекнув на возможную реанимацию. Так или иначе, но группа укомплектована весьма удачно – импонирует ещё и то, что нет здесь дежурного набора “всех звёзд”,так полюбившегося теперь иным монстрам.
В композиционном отношении “Outrider” – это как бы две стороны одной медали: лицевая (А) – “ритм”, переворачиваем (“энд”) на обратную (В) – “блюз”, что дополнительно оттеняется различными вокалистами. О том, как, кто там играет и поет, расписывать смысла нет (восточная пословица гласит: сколько не повторяй “рахат” (сахар (плох. узбек.))- слаще не будет), т.е. нужно это слышать – хотя следует отметить, что Джасон пошел в папу-Бонэма (мир праху его).
Вообще альбом Пэйджа очень динамичен, эмоционален и, что самое главное, сделан от души, есть в нем “искра божья”, то, что отличает истинное произведение искусства от технически совершенной, но холодной подделки мастерового. Достаточно сказать, что одна из лучших вещей альбома, “prison blue”, была сделана и записана буквально в считанные часы, практически с ходу.
Да, что ни говори, а у стариков ещё осталось кое-что и в субпродуктах помимо рефлекторно отточенной механики игры на различных инструментах, что лишний раз подтвердил Джимми Пэйдж своим “Аутрайдером”… вот только это все равно реликт в современном мире и, отдав ему должное в виде восторгов по поводу того, что, мол, “жив курилка!”, лучше зададимся вопросом “что впереди?” (В. Белов “Все впереди”) – раз уж народ заоглядывался в прошлое и нафталиновый душок ему в “кайф”, то не говорит ли это об очередном кризисе рока? (Что там будет – увидим, но хочется кризиса, т.к. все они сменяются подъемами. Цветущая экономика другой стороны тому пример.)
(7 из 10)
Н. Е. Смирнов
TALKING HEADS – “Naked” (EMI)
“Менять воду жизни…”
Очередная заявка Дэвида Берна и его коллег оказалась на удивление интересной и свежей на восприятие, что довольно трудно было ожидать от группы, пережившей свой звёздный час. Но видать рано списывать её со счетов. Симпатичная шимпанзе с цветком в лапе, взирающая с альбомного конверта, – уже своего рода предупреждение о неординарности содержимого. И действительно, с первого же номера (“blind” – “Слепой”) начинается окутывание ритмами: карибскими, латиноамериканскими, африканскими и ещё бог знает какими, скупыми и лаконичными, рассыпчатыми и мелкими, призванными скрепить собой конструкции всех песен. Добавленные в нескольких номерах духовые (аранжировка саксофониста Ленни Пикетта) прекрасно сочетаются с этими полиритмами. Вообще подбор приглашенных музыкантов оставляет чувство недоумения – непозволительная роскошь, например, пригласить и использовать того же Джонни Марра (бывшего гитариста группы СМИТС) в столь малых количествах. Но ТОКИНГ ХЭДС, видимо, виднее.
Музыкальная стилистика выдержана и соответствует набору применяемых инстументов – рэггей, салса а ля Кид Креол, остатки “нью уэйв”, причем Стив Лиллиуайт, со-продюсер этого альбома, тщательно контролирует это соответствие. Тематически альбом довольно разнопланов (что всегда было свойственно текстам Берна), но основной мотив вырисовывается отчетливо: взаимоотношения цивилизации и природы, людей и животных. Идея о “природном начале” человека проносится через несколько номеров и закрепляется в “Facts of Life”:
Когда-нибудь мы будем жить на Венере
И станем гулять по Марсу
Но мы по-прежнему будем обезьянами
Там, глубоко внутри…
Разбирать подобные эскурсы в психологию человека, совершенные со знанием дела, столь же интересно и занимательно, как решать сложную шахматную задачу, если же её задают ТОКИНГ ХЭДС, то это интересней вдвойне.
(7 из 10)
П. Мишин
ROCK IN SOVIET

ТЕЛЕВИЗОР – Сыт по горло
КИНО – Мама Анархия
ЦЕНТР – Пережитки
ТЕЛЕВИЗОР – Отечество Иллюзий
КИНО – Электричка
ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ – Ультра-шизоидный прорыв
ДК – Молодёжный клуб
ДК – Вермут мутно-розовый
ДК – Посмотри на себя и как ты живешь
ДК – Честно
КАЛИНОВ МОСТ – Ранним утром
Вот ещё одно доказательство возрастания интереса на Западе к нашей стране, к её культуре, частью которой несомненно является рок-музыка. Пластинка, выпущенная во Франции фирмой “Антенна” и носящая непритязательное название “Рок ин Совьет” – это всего-навсего сборник нескольких наших рок-групп. Я не думаю, что эта пластинка произведет там фурор (в силу как причин технических, так и творческих), но – будем надеяться – поколеблет убеждение тамошних спецов о том, что наш рок ограничивается АВТОГРАФОМ и Стасом Наминым. Удивляет, однако, подход к выбору материала: такое впечатление, что при этом учитывались симпатии кого-то одного. Иначе чем объяснить, что почти вся вторая сторона отдана ДК, что прекрасный номер КАЛИНОВА МОСТА оказался урезан, а Ленинград представлен лишь ТЕЛЕВИЗОРОМ и КИНО, причем двумя вещами каждый. Правда, наш местный патриотизм был вполне удовлетворен включением “Ультра-шизоидного порыва”, но, как говорится, не за себя, за державу обидно… Ну а оценивать приходится по нашим меркам, закрывая глаза на техническую сторону.
(5 из 10)
П. Мишин
