Новые альбомы

JIMMY PAGE «Outrider» (Geffen) ВОЗРОЖДЕНИЕ?

(не путать с «Возрождение» Л. И. Брежнев, Политиздат, М.)

Что-то в последнее время динозавры рока не слишком радуют своих поклонников… Золотым яичкам, коими неслись пресловутые ящеры в блеске своего величия, ныне пришли на смену радужные мыльные пузыри, такие красивые внешне, но… увы, наполненные всего лишь воздухом (конкурентную продукцию мэтров я не называю, опасаясь бурной ответной реакции их верных болельщиков, от которой в эпоху гласности не спасет и псевдоним).

Тем более приятным исключением явился альбом Джимми ПэЙджа «Outrider». Рокеры со стажем, из того поколения, что уже знало о существовании других групп кроме БИТЛЗ, но ещё не ведало о маячившем на горизонте ДИСКО (см. песню «Я — меломан» группы АЛИСА р 1985) и т.п., как я полагаю, с превеликим удовольствием вспомнят годы молодые, ознакомившись с сим творением.

Пэйдж в конце 80-х выдал добротнейший ритм-энд-блюз и притом не «а ля» и не «псевдо», а чистейшей пробы в его логическом генезисе на сегодняшний день (с учётом 20-летнего совершенствования техники как звукозаписи, так и исполнения), практически без уступок в сторону коммерцизации и украшательства. При этом следует отметить, что «деда ритм-энд-блюз» в интерпретации Джимми оказался достаточно современен. Его с одинаковым успехом примут и юные металлисты, и нынешние т.н. «традиционщики», причем отнюдь не за счет авторитета экс-ЗЕППЕЛИНА, а именно вследствие «силы искусства» (гармоничного сочетания элементов сегодняшнего хард- и где-то даже хэви-рока с традиционным r&b). Похоже, что дух ЛЕД ЗЕППЕЛИН (да и не только их, но и прочих «покойников», бывших людьми в конце 60-х) возродился, сохраненный именно Джимми Пэйджем (на фоне его последней работы заметно тускнеют помпезные лакировки Планта).

Стилистику альбома, на мой взгляд, подчеркивает состав команды, участвовавшей в записи: ветеран блюзовой сцены Крис Фарлоу, «универсальный» вокалист Джон Майлз, бас-гитарист Тони Франклин…, а Плант и младший Бонэм, по видимому, ещё призваны и для того, чтобы лишний раз связать этот проект с тенью СВИНЦОВОГО ТИТАНА, намекнув на возможную реанимацию. Так или иначе, но группа укомплектована весьма удачно — импонирует ещё и то, что нет здесь дежурного набора «всех звёзд»,так полюбившегося теперь иным монстрам.

В композиционном отношении «Outrider» — это как бы две стороны одной медали: лицевая (А) — «ритм», переворачиваем («энд») на обратную (В) — «блюз», что дополнительно оттеняется различными вокалистами. О том, как, кто там играет и поет, расписывать смысла нет (восточная пословица гласит: сколько не повторяй «рахат» (сахар (плох. узбек.))- слаще не будет), т.е. нужно это слышать — хотя следует отметить, что Джасон пошел в папу-Бонэма (мир праху его).

Вообще альбом Пэйджа очень динамичен, эмоционален и, что самое главное, сделан от души, есть в нем «искра божья», то, что отличает истинное произведение искусства от технически совершенной, но холодной подделки мастерового. Достаточно сказать, что одна из лучших вещей альбома, «prison blue», была сделана и записана буквально в считанные часы, практически с ходу.

Да, что ни говори, а у стариков ещё осталось кое-что и в субпродуктах помимо рефлекторно отточенной механики игры на различных инструментах, что лишний раз подтвердил Джимми Пэйдж своим «Аутрайдером»… вот только это все равно реликт в современном мире и, отдав ему должное в виде восторгов по поводу того, что, мол, «жив курилка!», лучше зададимся вопросом «что впереди?» (В. Белов «Все впереди») — раз уж народ заоглядывался в прошлое и нафталиновый душок ему в «кайф», то не говорит ли это об очередном кризисе рока? (Что там будет — увидим, но хочется кризиса, т.к. все они сменяются подъемами. Цветущая экономика другой стороны тому пример.)

(7 из 10)

Н. Е. Смирнов

 

TALKING HEADS — «Naked» (EMI)

«Менять воду жизни…»

Очередная заявка Дэвида Берна и его коллег оказалась на удивление интересной и свежей на восприятие, что довольно трудно было ожидать от группы, пережившей свой звёздный час. Но видать рано списывать её со счетов. Симпатичная шимпанзе с цветком в лапе, взирающая с альбомного конверта, — уже своего рода предупреждение о неординарности содержимого. И действительно, с первого же номера («blind» — «Слепой») начинается окутывание ритмами: карибскими, латиноамериканскими, африканскими и ещё бог знает какими, скупыми и лаконичными, рассыпчатыми и мелкими, призванными скрепить собой конструкции всех песен. Добавленные в нескольких номерах духовые (аранжировка саксофониста Ленни Пикетта) прекрасно сочетаются с этими полиритмами. Вообще подбор приглашенных музыкантов оставляет чувство недоумения — непозволительная роскошь, например, пригласить и использовать того же Джонни Марра (бывшего гитариста группы СМИТС) в столь малых количествах. Но ТОКИНГ ХЭДС, видимо, виднее.

Музыкальная стилистика выдержана и соответствует набору применяемых инстументов — рэггей, салса а ля Кид Креол, остатки «нью уэйв», причем Стив Лиллиуайт, со-продюсер этого альбома, тщательно контролирует это соответствие. Тематически альбом довольно разнопланов (что всегда было свойственно текстам Берна), но основной мотив вырисовывается отчетливо: взаимоотношения цивилизации и природы, людей и животных. Идея о «природном начале» человека проносится через несколько номеров и закрепляется в «Facts of Life»:

Когда-нибудь мы будем жить на Венере
И станем гулять по Марсу
Но мы по-прежнему будем обезьянами
Там, глубоко внутри…

Разбирать подобные эскурсы в психологию человека, совершенные со знанием дела, столь же интересно и занимательно, как решать сложную шахматную задачу, если же её задают ТОКИНГ ХЭДС, то это интересней вдвойне.

(7 из 10)

П. Мишин

 

ROCK IN SOVIET

Обложка диска "Rock in Soviet"
Обложка диска «Rock in Soviet»

ТЕЛЕВИЗОР — Сыт по горло
КИНО — Мама Анархия
ЦЕНТР — Пережитки
ТЕЛЕВИЗОР — Отечество Иллюзий
КИНО — Электричка
ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ — Ультра-шизоидный прорыв
ДК — Молодёжный клуб
ДК — Вермут мутно-розовый
ДК — Посмотри на себя и как ты живешь
ДК — Честно
КАЛИНОВ МОСТ — Ранним утром

Вот ещё одно доказательство возрастания интереса на Западе к нашей стране, к её культуре, частью которой несомненно является рок-музыка. Пластинка, выпущенная во Франции фирмой «Антенна» и носящая непритязательное название «Рок ин Совьет» — это всего-навсего сборник нескольких наших рок-групп. Я не думаю, что эта пластинка произведет там фурор (в силу как причин технических, так и творческих), но — будем надеяться — поколеблет убеждение тамошних спецов о том, что наш рок ограничивается АВТОГРАФОМ и Стасом Наминым. Удивляет, однако, подход к выбору материала: такое впечатление, что при этом учитывались симпатии кого-то одного. Иначе чем объяснить, что почти вся вторая сторона отдана ДК, что прекрасный номер КАЛИНОВА МОСТА оказался урезан, а Ленинград представлен лишь ТЕЛЕВИЗОРОМ и КИНО, причем двумя вещами каждый. Правда, наш местный патриотизм был вполне удовлетворен включением «Ультра-шизоидного порыва», но, как говорится, не за себя, за державу обидно… Ну а оценивать приходится по нашим меркам, закрывая глаза на техническую сторону.

(5 из 10)

П. Мишин


Обсуждение