Пэт Мэтени в Москве

..?! Не может быть,- сказал бы любитель лет пять назад. Но теперь не принято удивляться таким вещам. Даже тому, что у входа в «Динамо» человек 15 бубнило: «Возьмите хоть за трояк…» — предлагали 6-рублёвые билеты, нахапанные в расчете перепродать подороже. Пролетели, жулики! Хотя — если бы знал, что там внутри будет происходить — не пожалел бы и четверного за билет. Я не поклонник Мэтени: то, что делает ECM во главе с Манфредом Эйхером — процесс рафинирования джаза и фьюжна — убивает искусство. ЕСМ-овские пластинки последних лет идеально записаны, безупречны по композиции, материал вроде бы самый-самый… Но жизни всё меньше; правда Мэтени + Колман SONIC X очень хорошо, но это исключение, а не правило.

Ого! Внутри киловатт 20 «Динаккорда». Это не дохлый «спарринговский» киловатт, это ЗВУК! Возятся техники. Огромная стойка с процессорами и пультами на сцене, в зале — звукоинженер. Домашнего вида молодая мисс настраивает одну за другой гитары. Их больше дюжины — GIBSON, OVATION, IBANEZ… Это настораживает: неужели будут ломать инструменты в ходе концерта аки пресветлой памяти Джими? Полсцены занимают разносортные перкашн: вибрафоны, бонги, конги, колокольчики. Если музыкантов, как на пластинках, четверо, то кому на всем этом играть?

Впрочем, это их забота. А вот и госконцертовец в костюме и галстуке: мол, один из виднейших джазменов мира наряду с Дависом, Корна и Шортером. Мол, достижения техники, синтезаторы. Мол, Лайя Мейс играет на синклавире, а мы тут лет разве что через десять врубимся, что это за штука. И вообще — это будет уникальный трёхчасовой музспектакль. Ушел.

В темноте засветились табло и ЛЕД`ы приборов и аппаратов ,журчащий электрический звук нарастал, и из-за кулис появился Мэтени в полосатом свитере с гитарой, на которой он и производил журчание. Соло сошло на нет, и в паузе по углам зала раздалась барабанная дробь. По проходам бодро пошли музыканты с барабанами и тарелками на шеях: клавишник, басист, барабанщик и двое ребят бразильской внешности — как оказалось, гора перкуссии была в их распоряжении. Расселись по местам — и начали. Мэтени поставил акустик-гитару на специальную подставку и заиграл аккордовое соло в испанском духе, после соло подхватил висящий на «Лес Пол» и завернул что-то в манере Эрика Гейла. Всё красиво, чётко, плавно. Ни одного заметного зрителю сбоя. В первые полчаса «вводили в курс дела», потихоньку усложняя материал. И вот — уровень, когда восприятие идёт с напряжением. Ничего «крутого» — просто звуковая масса становится трудноохватываемой. Люблю такие поединки исполнителя с потребителем: вот уже заскрипели кресла, потянулись к выходу «случайные».

Л. Мэйс — один из самых «крепких» клавишников вообще. Пластинки дают это понять, но живое исполнение окончательно укрепляет моё мнение о нем. Он именно «клавишник», а не «пианист» или «органист»: идеально подобраны тембровка, атака, баланс самых разных и сложных синтезаторов. Возможно, Кориа «переиграл» бы его на электропиано, Джаррет — на рояле, но в комплексе с умным звучанием Мэтени его старый сподвижник Мэйс силен как никто.

Самое удивившее меня явление — при всей громкости и давлении звука отчётливо слышны возгласы фанов, вздохи скучающих соседей — видимо, это признак качества аппаратуры.

Молодец! После тяжелейшей импровизации, поддержанной клавишами, затянул «This is not America» (в связи с отсутствием Дэвида Боуи — в инструментальном варианте). Оставшиеся в зале готовы прослезиться от умиления. Покачиваю ногой…

А перкуссисты, оказалось, здорово играют на трубах. Даже жалко, что всего в одной вещи. Но дело уже к концу. Человек 300 фанов у сцены требуют бисов и автографов. Пат прорывает кому-то авторучкой открытку, хватает гитару и коротким виртуозным всплеском ставит точку. Пора выбираться наружу.

После дождя свежо, после концерта грустно: нечасто мы у себя дома соприкасаемся с Фирмой. Ей-богу, уместно этим словом обозвать произошедшее. Ленинградцы рассказывают, что у них Мэтени увезли в кабак на сейшн, он там блестяще играл традицию. Налетевшие «леваки» заскучали: контакт не вышел? Пригласите Фреда Фрита, он им задаст! Впрочем, это уже Госконцерту. И еще — прекратите слухи о приезде Майлса Дэвиса! Он теперь любит деньги и почет, а у нас пока государство не в состоянии этим его обеспечить. Даже Мэтени приехал на полуфилантропических началах, за что спасибо ему и его команде: встряхнули нас, грешных.

А. Коломыйцев


Обсуждение