ЧЕРНАЯ. РОК-Н-РОЛЛ. КИНЧЕВ

С 15 по 20 декабря (92) в Екатеринбургском Дворце. Спорта проходил фестиваль рок-групп «Rock Arsenal». Это было огромным событием в нашем окончательно опопсев-шем за последнее время городе. Из групп первой величины не было лишь ДДТ, и то, видимо, потому, что Юра Шевчук совсем недавно приезжал к нам, представляя фильм «Духов день», который он предварял небольшим сольным концертом.

Приехали АЛИСА, ТЕЛЕВИЗОР, АКВАРИУМ. НАУТИЛУС-ПОМ-ПИЛИУС из Санкт-Петербурга; БРИГАДА С, КРЕМАТОРИЙ и MESS AGE из Москвы и иркутская команда ТЕАТР ПИЛИГРИМОВ. Были, конечно, и все основные екатеринбургские группы: ЧАЙФ, АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ. НАСТЯ. АГАТА КРИСТИ. ИНСАРОВ, ДОКТОР ФАУСТ и ЕКАТЕРИНБУРГ.
Передам вкратце впечатления от фестиваля в целом и от каждой группы в отдельности.

Вели фестиваль «Семен и Феликс» — два Владимира — Бегунов и Шахрин (оба — ЧАЙФ). Бегунов, приколы которого неизбежны на любом концерте с его участием, неизменно открывал концерты одной и той же фразой: «Опа-опа-опа! Весь вечер на манеже Маппет-шоу, дрессированные тюлени и другие звери». Музыканты были очень находчивы в своих новых ролях, и фантазия их в паузах между выступлениями групп не иссякала. Пересказыать их хохмы не имеет смысла, ибо их надо воспринимать лишь из уст авторов. Некоторые могли видеть одну из них (повествующую об их «научных изысканиях» в бывшем музее Истории комсомола, итогом которых яилось рскрытие «сенсационного факта» родства Фила Коллинза и Василия Ивановича Чапаева) в январском выпуске «Муз. обоза» (правда, в несравненно худшем варианте, так как представление перед камерой всегда проигрывает перед импровизацией в зале).
Теперь вплотную перейдем к группам.

НАУТИЛУС выступил очень достойно, спев песни из двух последних альбомов («Наугад», «Чужая земля»). Бутусов порадовал фанов и исполнением двух своих старых хитов «Синоптики» и «Эта музыка будет вечной».

ТЕЛЕВИЗОР, как ни странно, тоже принимали «на ура», хотя Борзыкин, по-моему, очень рисковал, согласясь выступить непосредственно перед АЛИСОЙ. ТВ прогнал блок древних своих хитов: «Завтра», «Мой папа — фашист», «Без сахара», «Сыт по горло» в новой обработке.

АКВАРИУМ же хорошо принимали скорее из уважения к прежним работам БГ, нежели искренне полюбив его новую программу, с которой он уже приезжал в Екатеринбург, и которая, особенно после предва-рявшего АКВАРИУМ КРЕМАТОРИЯ, была довольно скучна. (Оппаньки! — Ред.) Из старых песен прозвучали лишь «Она может двигать собой», «Моей звезде», «Искусство быть смирным», «Китай».
Выступление БРИГАДЫ С представляло собой их обычное шоу. Сукачева любят в Екатеринбурге. Из иногородних рокеров лишь он да Макаревич регулярно выступают в нашем городе.

Заявка КРЕМАТОРИЯ в фестивальной программе была довольно неожиданной. Всем известно, что Армен не частый гость на подобного рода акциях (впрочем, сразу хочу оговориться. Шахрин в первый же день подчеркнул, что у этого фестиваля нет никаких девизов и целей. Музыканты собрались просто для того, чтобы вместе поиграть и несколько оживить наше провинциальное болото. Таким образом, это не совсем акция), да и площадка Дворца Спорта не лучшее место для выступления этой камерной команды, о чем сказал и сам Григорян. Тем не менее, их выступление было вполне убедительным. Музыканты также исполнили две песни Майка («Дрянь» и «ПРощай, детка»), еще раз напомнив всем о том, кого мы потеряли.

О группе MESS AGE нельзя сказать ничего особенного, хотя многие сейчас склонны говорить о стремительном взлете этой группы. Слаженная команда, прилично исполнившая несколько боевиков с текстами на англйском языке. Не более.

Иркутский ТЕАТР ПИЛИГРИМОВ. О выступлении этой группы судить довольно сложно. Четверо сменяющих друг друга солистов… Надрывная песня «Петербург» со всем знакомыми строками «Я вернулся в свой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухших желез…» сменяется фольклоризованными напевами девы, одетой в мешковину, за которой выходит рубаха-парень в кепчонке и т. д. Наверное, их карнавальное действо (каковому русским философом Бахтиным уже давно отведено определенное место в искусстве) было бы интересно наблюдать, не будь публика настроена на восприятие несколько иной музыки, начавшейся вслед за представлением иркутян.

Перейдем к екатеринбургским командам.
Несомненный их лидер — группа ЧАЙФ. Чайфы не забывают своих слушателей и довольно часто устраивают в городе концерты, иногда вместе с зарубежными группами (РАЙФ. Австрия; WALKING TALL, Великобритания), а иногда просто созвав своих фанов на уборку города и зарядив после этого концерт прямо на улице (в историческом сквере Екатеринбурга). Их программа всегда представляет собой сборку старых хитов и новых песен, и успех ЧАЙФа остается неизменным.

НАСТЯ и АГАТА КРИСТИ представляли свои новые альбомы «Невеста» и «Позорная звезда» (соответственно). Они также не страдали от равнодушия к собственным творениям.

АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ же преподнес этакий сюрприз. Миша Симаков поведал всем, что после выхода из пластинки «Голоса» с записью небольшой зарисовочки «Великий вождь товарищ Ким Ир Сен», их пригласили написать музыку и песни к русско-корейскому мюзиклу, повествующему о любви американской таксистки и скромного корейского юноши, приехавшего в Нью-Йорк. Интересно обыгрывалось название мюзикла. К сожалению, я не запомнил дословно Мишиных формулировок, так что приведу их здесь примерно. Симаков посетовал на трудность перевода с корейского языка на русский и сказал, что дословный перевод названия мюзикла будет звучать как «Только правильная техника секса сделает вашу любовь настоящей». Группа же. по признанию Миши, назвала постановку короче — «Танцы на кладбище». Затем ребята действительно исполнили четыре песни на английском языке. Потом было сообщено о выходе второй пластинки группы со старыми хитами и некоторыми новыми работами. На концерте были исполнены заглавная песня будущей пластинки «Сержант Бертран», пользующаяся необычайной любовью слушателей; старый хит «Хорошая девочка Таня» и некоторе другие песни, в том числе и старинная музыкальная зарисовочка, которую Симаков на всех концертах предваряет посвящением:

— «Мой муж. когда был в ссылке, очень любил петь хором»,— вспоминает Надежда Константиновна Крупская. Вот этому увлечению товарища Крупского мы и посвящаем следующую песню.
Одним словом, это классная команда, и всем, кто плохо знаком с их творчеством, я очень советую узнать ее поближе.
Остальные екатеринбургские группы не были избалованы вниманием на фестивале.

ИНСАРОВ — проект бас-гитариста ЧАЙФа Антона Нифантьева и его жены Алины — команда, приобретшая за короткое время свою аудиторию, ориентируется в основном на западную музыку (это только по моим наблюдениям). Из фанатов же ЧАЙФа и БРИГАДЫ С, с которыми выступал ИНСАРОВ, он полюбился немногим, так что выступление его на фестивале не назовешь особенно удачным.

То же самое можно сказать о ДОК-ТОРЕ ФАУСТЕ и ЕКАТЕРИНБУРГЕ — интересных инструментальных командах, которые просто не вписывались в этот фестиваль.
И, наконец, самое яркое впе-чатление «Rock Arse-naL’a» — АЛИСА!
День 1-ый. 17-е декабря. Выступление АЛИСЫ предваряют АГАТА КРИСТИ и ТЕЛЕВИЗОР. Кордоны ментов, вдвое большие, чем на предыдущих концертах. Уже к середине выступления АГАТЫ всем становится известно, что Костя не так уж трезв; многим тревожно — не сорвется ли выступление Кинчева (Когда музыканты ТЕЛЕВИЗОРА. отыграв программу, решали за кулисами уехать ли сейчас или дождаться конца концерта, Борзыкин проронил фразу: «Да сегодня все равно ничего ин интересного не будет. Вся АЛИСА пьяна»). Костя же из гримерки не показывался, а вход туда охраняли какие-то дюжие молодцы. Толпа, которую только что подпустили к сцене (ибо на всех концертах выпускали к сцене лишь во время выступления последней группы), неспокойна. Семен и Феликс вынуждены были ретироваться за кулисы, заглушаемые алисоманами, зовущими кумира. Наконец, выходят. На лице у Кости какая-то смущенная, как бы извиняющаяся улыбка. Начал он двумя новыми песнями — «Черная метка» и «Дурак». Кайф, как говорит Рекшан. полный! Потом пошли старые хиты: «Мое поколение», «Ветер водит хоровод». «Шабаш-2», «Чую гибель», «Ко мне», «Красное на черном» и др. Да, Костя действительно был пьян, несколько раз падал на сцене, но при этом не переставал петь. Пару раз слова забывал («Я тут немного позабыл, но это ничего»), но тогда проблема решалась просто: Костя подносил микрофон к стоящим у сцены фанам, и они пели за него.
Костя, как всегда, приворожил всех. На «бис» он исполнил «Черную рок-н-ролл маму» и. конечно же, «Мы вместе».

За сценой, куда несколько неаккредитованных на фестиваль личностей все же пробирается (я, само собой, в их числе; говорят, в московских театральных вузах студентов могут даже отчислить, если у тех не хватает сноровки пройти на популярные спектакли без билета), в гримерку АЛИСЫ никого не пускают. Возможность зайти появляется где-то через полчаса. Костя дает интервью корреспондентке местной молодежной газеты «На смену». (Надо сказать, что вышедшее затем в газете интервью было сильно изменено, и Костины ответы были максимально приближены к тому, что хотела услышать сия журналистка). Вообще, диалог был приблизительно следующим.

Корр.: «Костя, Вы не хотели бы…»
К. К.: «Хотел бы! Пива!»

Корр.: «Вы не хотели бы изменить свою жизнь?»
К. К.: «Я хочу прожить жизнь так, чтобы потом — не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. А сейчас больше бы пива хотел».

Корр.: «Ведь на Вас жалко смотреть».
К. К.: «Пожалейте меня». (Подставляет ей голову, чтобы та погладила).
Неизвестный: «Действительно, жалкий вид».
К. К.: «Да мы бы с тобой сейчас побились еще, тогда посмотрели бы, кто из нас жалкий».
Неизв.: «А что ты сегодня ел?» К. К.: «Ну, съел две таблетки…
(чего-то там). Выпил четыре бутылки сухого, 50 грамм водки и много-много пива. Да, еще рыбку скушал».

У Кости берут автографы, но Некто из его окружения всех быстренько отстраняет, накидывает на Кинчева тулупчик и дает ему кожаные тапки. (Костя так и сидел в своем сценическом одеянии, состоящем из черных джинсов с цепями и знаменитой рваной рубахи). Но Костя не берет ни то, ни другое, и идет босиком к автобсу. Навстречу мент с удивленной физиономией. Костя кидает ему: «Юродивым можно». и идет дальше, гремя цепями. Ему говорят: «Костя, ты — БОГ!» Отвечает: «Ни хуя не Бог! Бог один!» Пройдя метров 10 по снегу, Костя садится в автобус и прощается с фанами: «До воскресенья».

День 2-ой. 20-е декабря. Состав групп тот же. В ожидании Кости сижу в первом ряду (то есть во втором, конечно, первый занимают специально пригнанные сюда «для поддержки порядка» солдаты ВВ). Вот ТЕЛЕВИЗОР заканчивает свое выступление, зал безумствует, еле сдерживаемый поднявшимися вэвэш-никами и ментами. Такое впечатление, что нынче к сцене добровольно не пропустят. Не успевает Шахрин объявить АЛИСУ, как на сцене появляется Костя, пока без музыкантов. Напор зала усиливается. Костя в том же состоянии. Он садится на сцену и начинает петь «Дурака», естественно, без сопровождения. Зал неистовствует и скандирует: «К сцене!». Менты, опасаясь за свою целость, отходят, приказав солдатам встать цепью у сцены. Но тут услышавшие это зрители, которых уже не может сдержать никакая сила, оказываются у сцены быстрее солдат. Те вынуждены протискиваться после. (Один солдатик небольшого роста молит: «Ребята, пустите, а то меня на губу посадят».— «Пролезай, служивый!»). Выходят музыканты. Небольшая замена: вместо Пети на басу какая-то незнакомая мне личность. (Это был Д. Канов,— Ред.— А Петр Сергеич, кстати, намедни пальчик повредил, демонстрируя в гостинице собравшимся технику исполнения ударов кунг-фу; зело пьян был. собака). Начинается. Костя поет. Ажиотаж всеобщий! У сцены давка невообразимая, но на это мало обращают внимания даже солдаты, увлеченные действом на сцене. Все внимание там, где ОН. Вдруг эта огромная сборная конструкция сцены,. установленная на льду, под дружным напором отъезжает назад на полметра, какие-то перемычки с хрустом ломаются. Костя как ни в чем не бывало продолжает петь, но выскочившие рабочие сцены орут и пытаются оттеснить толпу назад, но это уже невозможно. Прошло еще только около 15-ти минут с начала выступления АЛИСЫ. И тут посередине «Красного на черном» выключают все микрофоны. Музыканты какое-то время продолжают играть. Косте это. по всему видно, не внове. На его лице не удивление, а лишь досада. Объясняет стоящим у сцены: «Микрофоны все вырубили», пожимает плечами, кланяется всем в пояс, и уходит. На трибунах горит множество свечей, все требуют включить микрофоны и зовут Костю. Это продолжается минут пять. Тут выходит Шахрин, ему включают микрофон, он сухо объявляет: «Концерт окончен. До свидания». Вот так! Ни больше, ни меньше. После этого в дело вступают вежливые милиционеры с дубинками, и не остается ничего другого, как разойтись. Таков не очень веселый финал. Воистину над Костей тяготеет какой-то РОК. «ЧЕРНАЯ МЕТКА РОК».
АЛЕКС Б АДЕВ.


Обсуждение