Никогда не приходилось мне читать издания «правой сцены», но поскольку мне приходилось читать правые издания вообще и панковские журналы тоже, то у меня возникло желание кое в чем не согласиться с Михаилом. Сразу же отмечу, что мы с ним примерно одинаково относимся к скинхедам, национализму и фашизму. Забавно, однако, что Михаил не называет в своей заметке статью в «Черной Звезде», но. впрочем, и там практически не затрагивалась тема русских скинхедов. Я думаю, что никто не может претендовать на детальный анализ этого явления, для этого оно должно прожить жизнь, зафиксироваться в документах и умереть — лучше анализировать на трезвую голову, а мы сейчас вряд ли сможем говорить о скинхедах без лишних эмоций. К тому же очень сложно анализировать движение, в котором очень высокая «текучесть кадров» сочетается с полуподпольным способом существования. В Иркутске, например, мало- мальски организованные тусовки скинов были сильно прорежены и деморализованы вмешательством в их деятельность ФСБ после нашумевших погромов на еврейских кладбищах в 1998 году. Внедряться в группировки скинов — простите, героев у нас нет. Что ж, давайте пока хоть порассуждаем на тему…
Первое, что бросается в глаза при прочтении заметок Магида — полная неконкретность. Какие именно «панковские» издания он прочитал, чтобы делать такие выводы? Чистых панковских изданий вообще очень мало, а таких, в которых упоминалась бы Анархия с Че Геварой в придачу, и вовсе нет. Если только Магид не считает
панковскими анархистские газеты и журналы, издающиеся не на том наукообразном языке, на котором выходит журнал «I (аперекор». В этом случае камни Магида летят в огород «Утопии», «Черной Звезды». «Автонома», «DON’T PANIC!», может быть чей-то еще, не будем гадать. Отметим лишь, что принцип «грузилки» присущ сегодня любому изданию (признаемся, «Сибирский Тракт» не исключение, мы тоже хотим кое-что внушить читателю), любой теле- и радиопередаче. Из дальнейшего абсолютно непонятно, почему Магид так ополчился против сленга в панковских изданиях? Достаточно представить, что это СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ издания,
рассчитанные на определенным образом подготовленного читателя. Спросите ЛЮБОГО редактора самиздата и он вам скажет, что дать журнал или газету случайному человеку практически невозможно, это то же самое, что заставить стоматолога читать «Справочник теплотехника». Отчего-то Магид не гневается на авторов «Правил стрельбы и управления огнем» за то, что книга написана не вполне «человеческим» (и, кстати, абсолютно бесчеловечным по сути) языком, а вот панки ему не угодили. Да бог с ними, Михаил, не нравится — не читайте. Вот не читаю же я Барроуза!
То же и мат, которого в действительности не так уж и много (разве что в «Точке Зрения»), Как справедливо отметил в свое время один филолог «Мат — единственная часть русского языка, которую националисты готовы не только без боя уступить, но с боем навязать татарам». Вот вам и причина, по которой скины не употребляют его в своих изданиях. Могу предложить еще одну: наци очень заботятся о том, как они выглядят в глазах обывателя, массового читателя, на которого они рассчитывают в плане пополнения своих рядов. Панки, совершенно очевидно, не претендуют на организацию массового призыва рекрутов под свои знамена, им достаточно того, что они могут высказать свое мнение о происходящем в мире и в них самих. А на эти темы в России трудно говорить без мата. Мат употребляется везде: в газетах, в кино, в литературе. Просто так, не задумываясь глубоко и надолго можно вспомнить Пелевина. Аксенова, обоих Ерофеевых — Венедикта и Виктора… Отчего ж только панки попали в немилость?
Далее — об эстетике. Приведенные Магидом названия звучат не просто напыщенно, они звучат вполне глупо.
Фанатов германского эпоса и славянского язычества не так уж много, чтобы уж все подряд читатели испытывали приступ романтического восторга при виде всей этой чуши. Сравнив же панковские издания с книгами уже упоминавшихся Ерофеевых (которых читают массово!), вы поймете, кто на самом деле проповедует фекально
генитальную эстетику. Впрочем, здесь я не оправдываю панков, грязи действительно хватает, но есть разные панки. Рекомендую познакомиться с группами DEVIATION,HATE ТО STATE. «Адаптация», J.M.K.E., которые хоть и используют в своем творчестве ненормативную лексику, но таким образом, что это абсолютно не мешает большинству граждан воспринимать их идеи.
И последнее по очереди, но не по значению. Пожалуй нет ни одного «панковского» издания, в котором так или иначе не упоминались бы социальные вопросы. Другое дело, что уровень анализа оставляет желать не то что лучшего, а вообще хоть какого-нибудь уровня, но тут могут сказать, что это вообще не панковское дело — что-либо анализировать. В конце концов панк изначально — музыкальное течение, а не политическое движение и требовать от него заниматься несвойственными ему функциями как минимум странно. Да, некоторые панки (и я считаю их лучшими представителями этого течения) участвуют в политизированных организациях, но это личное дело каждого панка, а попытаться привлечь внимание панков к социальным вопросам (а не оттолкнуть, как это получается у Магида) — дело чести каждого анархиста. Поверьте, поиски панков для которых задачи панковского движения шире, чем просто задачи молодежной музыкальной субкультуры совсем не бесплодное занятие. Единственное чего, как мне кажется, не надо делать, так это внушать панкам и самим себе мысль о том, что они изначально были
правильными, а потом их (как и скинов) кто- то испортил. С русскими скинами все абсолютно ясно: каждый, кто сталкивался с ними в реальной жизни знает (по крайней мере в Иркутске это так), что это никакие не выходцы из рабочего класса (и наоборот — среди рабочих есть националистические настроения, но организованных националистов нет), что обращение «Скин, помни свои корни!» не более, чем красивый слоган. Кстати, выдвигаю контр лозунг: «У плесени корней нет!». Все это подтверждает простую истину: оттого, что кто-то в молодежной среде трогает социальные вопросы в жизни ни хрена реально не меняется, но может быть — мне очень хотелось бы в это верить — меняется в головах. И что остается делать желающим увеличить ряды левого движения и вывести молодежь из гетто — это продолжать работать на своем месте, в своем городе, в своем круге общения, твердо помня: анархисты испокон веков являлись не более чем бродильным элементом (если хотите — катализатором умственного брожения) для всех, отвергнутых государством, но они никогда не должны превращаться в гуру и вождей, указывающих Путь, самый единственный и верный.
И еше раз обращаюсь я к М.Магиду: не надо смешивать два в принципе разных явления — анархистское движение и панковскую субкультуру. Нынешний российский панк в лице представителей т.н. «поп-панка» достаточно широкое — как в смысле сцены, так и в смысле числа поклонников — движение, вполне успешно конкурирующее даже с популярной музыкой и всякими новомодными отстоями «клубной культуры». Рекомендую почитать последние номера FUZZa. Для нас с вами в этом нет никакой радости, но с этим по крайней мере можно — и нужно — бороться, пропагандируя лучшие образцы того, что нравится нам и что мы считаем положительным и правильным. А преувеличивая численность и влияние правых мы ничего не добьемся. Давайте говорить конкретно — где и когда правые вели кропотливую работу среди рабочей молодежи? Если вам известны подобные факты — назовите. Я же, являясь молодым рабочим, могу сказать, что ни разу скинхеды не обратили на меня своего специфического пропагандистского внимания — а равно и на моих коллег по работе, учебе и службе в армии.
Так что говорить о том. кто кого переиграет, несколько преждевременно.
Василий ГРОМОВ (Иркутск)