Необходимо смотреть на каждое явление с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло и чем стало теперь»,- эти слова принадлежат перу великого вождя социализма В. И.Ленина. Попробуем воспользоваться его советом и посмотреть на явление советского индепендента.
Что же такое вообще индепендент.
К нам этот термин пришел из Англии. Я помню как «ломал голову и пытался догадаться, что значит слово Indie. Друзья предполагали связь этого термина с бывшей богатой английской колонией. Приходилось соглашаться, хотя логической связи не прослеживалось.(Вот где сказалась плохая учеба в школе и незнание английского языка) Позже я решил, что Indie — это музыкальный стиль. Но и здесь воз никли трудности. На этот раз не мог разобраться как можно под од ной «крышей» объединять столь разные коллективы. Например,в ав г ус те 1985-го в параде Indie стояли и Хулюх, и Nick Cave и New Order,и Sisters of Mercy,и Propaganda. Каково же было удивление, когда оказалось, что просто существуют независимые фирмы, которые записывают независимые коллективы, а совместные продукты их труда покупают и слушают независимые покупатели. Ценитель же ихний отличается от нашего только тем, что может, действуя по принципу «вкус — привелегия каждого», слушать и преобретать самое любимое.
По сути своей Indie является неотъемлемой частью сложного механизма западной поп-культуры (какой именно, не знает никто, за исключением разве что директора 4A.D) . Давно уже? не приходится удивляться появлению Cure, Р.I.L., Siouxsiе, Depeche Mode одновременно в национальном параде Англии и в Indie. Многие выходцы делают удачную карьеру в жестком мире шоу-бизнеса. Robert Smith уже не первый год почетный гость на страницах Bravo, Popcorn и подобных печатных изданий. Siouxsiе Sioux в каждом новом альбоме знакомит с новым коммерческим хитом. New Order, А1еп sex Fiend бывшие когда-то одними из лидеров Indie сейчас находятся где-то между диско и электропопом. Независимыми считаются и два «ребенка» лучшего друга фирмы Mute Vine. Clark(a)s теперешние Ereasure и бывшие Depeche Mode. Да, что говорить, когда тяга к популяризации (в данном случае, к счастью, только имени) проявляется даже у одного из «гуру» сегодняшней альтернативной музыки — Nick Cave. Не выдержал давления со стороны non-индустрии и Peter Murphy Осуждать их не стоит. Мы, здесь, в СССР, как никто знаем насколько тяжело заработать на жизнь в условиях империализма.
Тяга молодежи к самоутверждению — отраженный Тургеневым конфликт между отцами и детьми — нашла выражение в различных социальных процессах.
Восставая против политики обезличивания, против навязанной цивилизацией эрзацкультуры, молодежь отвечала протестом, выраженным в противостоянии общественным идеалам. Так появилась контркультура с ее секс-революцией, романтикой, религией, модернизмом, литературой, живописью, музыкой.
В нашей стране контркультура появилась в 70-е годы и сразу стала приобретать чудовищные формы. На фоне привитой десятилетиями все общей безграмотности рок-музыка стала выразителем идей страждущей советской молодежи. Альтернативой официальной культуре долгое время являлись все формы современной музыки от диско до Шнитке.
С выбросом же на всесоюзную арену многие музыканты встали перед вопросом: что же делать дальше?…. Повторять. Вот единственный ответ. И пошли в код различные вариации на тему Modern Talking в поп-музыке и Cure и Rolling Stones в роке. Перед глазами появился средний образ советского музыканта замешанный на саморазрушении, узкой философии и восприятии действительности под углом дефицита В дополнение к этому частое отсутствие вкуса и образ супермена с худыми руками. Вот этот одномерный маргинал, свершающий ритуал с гитарой и барабаном стал Банивуром нынешней молодежи. Можно говорить и говорить о значении советского рока, но те попытки социального протеста в традиционно западном подходе как-то не соответствуют первородному состоянию. Поэтому я считаю, что протест в такой форме на территории страны Советов не имеет почвы под ногами. Все «протестанты» на Западе уже сменили направленность. Они поняли, что все это блеф и занялись поиском красоты и гармонии в собственной музыке.
Но шло время, и эта самая молодежь подрастала и большинство начинало понимать, что секс-революция — это еще не все. К счастью, человек имеет склонность к развитию, причем эта склонность иногда про является. Позади десятилетия, прошедшие на волне революций и войн, и я с радостью констатирую возвращение к эстетике. По моему глубокому убеждению социальные основы не имеют права на существование в искусстве.
Вот я, кажетея, и подошел вплотную к теме…
Прошу не относится к моим суждениям как к истине в последней инстанции, ибо, как сказал Ницше:»Истина лежит глубоко, далеко и высоко»
Анализируя советскую музыку, а точнее ее направления, именуемые не иначе как поп и рок, отмечу, что, в принципе, я не вижу и не слышу самого пред мета анализа, т.е.музыки (за некоторым исключением).
Я воспринимаю музыку только с позиций внутренних. Я доверяю эмоциям и настроению, меня интересует проникновение через звук к тайнам жизни, к высшей этетике, красоте.
Социальность поп-музыки, думаю, доказывать не придется. В ее основе лежит массовость. Обратимся к словарю по социологии: «Массовой именуют социальную структуру, в которой человек нивелируете я, становясь элементом безликим социальной машины, подогнанным под ее потребности, ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса».
Советская поп-музыка делится на несколько подвидов:
а)беспальцевый: — основные признаки;; танцевальный ритм и текст определенного эмоционального настроя. Определяющее значение имеют внешние данные исполнителя
б)двупальцевый; — рассчитан на более знающую категорию потребителя, поэтому в дополнение к перечисленным уже признакам добавим некую разнообразность: например, соло-гитару и более «глубокий» текст (в первом случае — «ты-моя девчонка», во-втором — «моя любовь…»);
в)польской ориентации; — позволяет себе некоторое усложнение музыкального потенциала, что приводит к различного рода вокальным шалостям;
г)заслуженный; — претендующий на полную самостоятельность, аккумулирующий все предыдущие с вульгарным налетом поп-академизма.
К этому добавить патриотические потуги взрослых мужчин на космическо-водолазные темы, и получится примерная картина нашей поп- музыки. Сила направления в тонком сотрудничестве с институтом общественного мнения и в огромной помощи людям, недумающим — недумать дальше. Очень живучий вид.
Рок рассмотрим поглубже. Он делится на несколько разделов:
а)традиционный, б)агитационный, в)советский, г)русский, д)контркультурный
Многим более импонирует первая группа. Вы, наверное, догадались, что речь идет об АКВАРИУМЕ,КИНО,МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. Основа — смысловая нагрузка чаще романтического содержания. Музыка проходит фоном, но достаточно богатым и оставляет слушателю хоть и маленький, но шанс на развитие. Это попытка найти ту самую гармонию, это попытка философско-эстетического обоснования романтических проявлений души. Нельзя отвергать их, во многом определяющую роль в зачинании нашего рок-движения.
К агитационному року относятся коллективы, подобные ДДТ и БРИГАДА С. Ребятам бы подумать, подумать, да сказать себе: «А ведь мы себя обманываем, ведь мы не такие и ничего этого нам не надо». Да не скажут, комплекс славы уже сделал свое дело, а не помешало бы вспомнить судьбу Вик тора Кара и Дин Рида(я имею в виду их музыкальную деятельность).
Русский и советский рок — это самая обездоленная в идейном отношении. Одни роются в национальных и политических проблемах, другие везде заявляют о своей советскости и надеются выпорхнуть на мировой рынок теми же путями, что и матрешки, командирские часы и икра. Только я подозреваю, что, если мат решки так запрыгают и заиграют…Здесь и хард и металл и вообще нерок.
Рок контркультурный можно разделить на несколько подвидов. Это и андеграунд,и панк,и ров,и т.д., и т.п. и еще много всего.
Конечно, можно понять желание музыкантов показать свое естества в шокирующей форме и бросить в народ гнусно-наглый вызов, но все-таки, кое-что остается непонятным. Например, какую цель это все преследует? Если они хотят очернить соц.строй и свернуть нашу молодежь с ленинского пути, то уже поздно. Молодежь и так знает, что все плохо, без помощи всяко го панка. Протестам это не назовешь. В наше время скорее стоит кричать о благополучии и великолепии, чтобы прослыть протестантом. Может, все кроется в каких-то эстетических причинах? Тоже непохоже. Зачем тогда это все? А ни за чем! Лично я склонен думать, что весь наш контркультурный рок ни что иное, как мыльная пена. Такая же колбаса, Сталин, милосердие, стереотипы, Бердяев, гороскопы, Библия Фрейд… Проблемы музыкантов не в отсутствии хорошей аппаратуры, а в том, что они(часто на подсознательном уровне)понимают эстетическую ущербность своих произведений, но пытаются созданием своей личной философии обмануть и себя и слушателя. Интересно, что вовсю идет процесс образования все новых и новых музыкальных коллективов. Они растут так же быстро как труды по технике секса.
Еще Кант противопоставлял свободное творчество ремеслу. Так вот, ремесленников-то хоть отбавляй, а творцов очень мало. На правление контркультурного рока держится, в основном, на тщеславии и самолюбии отдельных исполнителей.
Эти пороки в полной мере присущи и создателям красоты подземелья. Ущербна щурясь из своих канав и рвов на безликие шедевры вышеперечисленных коллег, они без устали наигрывают загадочные мелодии, воспевая пещерную сырость. Что-то произойдет с ними?
Вот такая гадкая акварель молодежной музыки, и только где—то вдали просветы, озаренные лучами таланта и радости…
А, вообще, идите вы все нахуй со своей музыкой!
Пахов Ы.Й.