На «Дальних Улицах Жизни» все так же, как и в далекие годы становления; становления на ноги, на голову, рок/н/ролла, послушным ребенком и т.д.
Я не зря отвел столько места на страницах этого издания, ибо флэт Алекса из «Мех.Up» последние годы остается в окупированном/читай «купированном/ Минске одним из последних островков богемного духа с привкусом атмосферы восьмидесятых; скаты жестяных крыш, арки и переулки старого квартала, крутая лестница вверх, и, ты попадаешь под защиту толстых стен старого дома, защиту от мещанского хныканья и заумных нравоучений, от теорем «правильного современного выживания и передачи старшим поколением «ценного» опыта «на..ывания» ближнего своего. Здесь жизнь идет чуток иначе.
Не буду расписывать все, что происходило здесь за последний год, а поведаю вам об одной интересной акции, даже не акции, а т.с. о сериале, с коротким, но говорящим само за себя названием – «Портреты». Это прошедшая за год серия творческих вечеров на которых были представлены не группы , а лидеры, вдохновители и идеологи разных коллективов, это возможность рассмотреть «вблизи» тех, кто стоит далеко на сцене и из зала не досягаем, возможность «потрогать» вопросом то, то тебя зацепило, заинтересовало или удивило, короче говоря — возможность ПРОСТО пообщаться с человеком, живущим немного не так, как ты. И спасибо Алексу за то, что он предоставил нам эту возможность.
Портрет №1
Андрей Воробьев. Он же Маэстро. Играл в составе групп «Сны господина К»/дуэт/, «Окна, Стены, Пол и Крыша». Сейчас играет в составе «Аут оф рич» /»Тридевятое царство»/ — клавишные.
В концертном цикле «портреты» дал сольный концерт на клавишных и на гитаре. Сам определил свое выступление, как «вечер смурной импровизации». Этим первым выступлением и открыл цикл. Народу, оценивая по заполняемости квартиры, где все происходило, было «средне», Зтой, относительно немногочисленной в сравнении с прошлыми (прецендентами, публике, и была представлена подборка из различных периодов творчества Маэстро. В предварительном слове Маэстро пояснил: «Я не виноват… Я такой был когда-то. Сейчас, я несколько другой…» далее последовало исполнение старых вещей на гитаре и цикл «Философия сосен» на клавишах.
Публика особенно не расслаблялась. Музыка Маэстро не предполагает крутого оттягивания. Особенно «задавила» своей непроизвольной, расслабленной сосредоточенностью сама «Ф.С.». Большей частью бессловесная «Ф.С.» вполне оправдывала свое название. Музыка Маэстро обладает особым эффектом. Я бы назвал это растворением стен, или невидимым расширением пространства. Здесь воспроизводится эффект Философского восприятия — проникновение, сосредоточение, одновременно с охватом, с сохранением, целостности. Музыка прирастворяет коробку комнаты, находящиеся в ней предметы, людей, позволяя ощутить присутствие невидимого иного пейзана. Возникает медитативное устранение от посюстороннего. Состояние, когда вопросы и ответы не возникают. Возможно, поэтому вопросов Маэстро ни кто не задавал…
На последней Фазе «Ф.С.» это отстранение достигло крайнего накала. За временем не следили.
И только когда все закончилось, вдруг оказалось, что уже 2й, 3й…
Что тут можно сказать… браво, Маэстро!
СЕРИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВЕЧЕРОВ ПРОШЕДОХ НА «ДаУЖ»
под стратегическим названием «ПОРТРЕТЫ» запечатлена для творческих потомков
следующими библиографами:
Портреты №1,2,3,4,6,8,10 — Би Винг
5- Глеб с ТВ,
9.7 — АлексД!ех.Вв./ .
Фото 2,3,6,8,9,10 — Л.Галушко/»В Тихом Омуте…/,
1,4,5,7 — автор не установлен.
Портрет №2
Сергей Пукет. Состоял в «Короля пчел», с которыми и принял участие в «Первом концерте для панков» в Минске/1991г./ С 1994г. является солистом группы «0ППА»/»0ППА» в им. падеже/.
Как солист, в ее составе, вполне имеет моральное право быть причисленным к списку: Мамонов, Веселкин, Гаркуша, Личный состав гр. НОМ и т.д. /нужное вписать/. При этом, если кого и повторяет в этой плеяде, то только — себя.
Параллельно создает сольные вещи иного плана, которые и представил на концерте.
Записаны магнитоальбомы: «Радиопесни», «Арбатские песни», «Дачный альбом», «Чайки-попрошайки» /совместно с Майком/гр.»Игры Патриотов /Могилев/ и Алексом /гр.»Механические Апельсины» /Минск//.
Квартирный концерт в цикле «Портреты», обнаружил, так сказать, другую сторону Сергея Пукета, сокрытую ранее в рамках творчества гр.»0ППА». Сложные стихотворные конструкции из связок ассоциаций, выполненные в «высоком стиле», чистая игра на гитаре, состояние пения — как состояние присутствия в песне.
Незадолго до концерта, выступление Сергея показывали по БТ в «Аколладе». Возможно, отчасти поэтому, народу на квартирник набилось впритык. Так, что Сергеи пел сразу впервые и во вторые ряды — в лицо. Сосредоточенное слушание, резко переходящее в аплодисменты по завершении очередной песни. Программа под названием «Сны» заняла полтора часа, кое-что попросили спеть на «бис».
Довольно интересное впечатление сложилось в процессе «Снов». Когда в такой плотности населения на сантиметр квадратный наступает состояние «разгрузке нности», покоя и доверия к ближним. Люди собираются, чтобы побыть людьми.
Чтобы выслушать другого человека, которому есть, что сказать. Собственно, «Сны» позволяют прислушаться к себе — там, где граница между собой и другими, широка и размыта.
Портрет №3
Джим. Вокалист группы «Дети подземелья”.
Цикл песен начался с «Индейского лета». Если бы потребовался эпиграф к творчеству Джима, я бы поставил именно это стихотворение, Или песню. Или речитатив. Не знаю как правильно охарактеризовать «Индейское лето»… многие песни Джима — и те, что прозвучали на его вечере, напоминают рецитацию. Дело не в том, что музыка сама по себе, а текст сам по себе. Музыка и текст обладают самодостаточностью. Стихотворение звучит, как бы нараспев. Словами рисуются образы-символы, ткутся цепочки ассоциаций, идет перенастройка слушателя и певца — рецитирующего на архаическое, синкретичное мировосприятие.
Что-то индейское проскальзывает в вещах Джима. Отстранение от урбанизма. Снятие индустриального экрана между «я» и «мир вокруг».
«Мир во мне» — «мир вокруг меня». Этой формулой, я бы и описал свое впечатление от этого вечера.
Портрет №4
Даник.
Передать впечатление от концерна Даника достаточно сложно… сразу видно — вернее слышно — уровень профессиональный, человек играет давно и серьезно. Довольно простые аккордовые формы, Даник умудряется наполнить глубоким мелодизмом. Игру на гитаре добавляет голосом. Поэзия песен..? Вот она, пожалуй, и создает сложности с совиуотрезанием впечатлений. Какая-то неуловимая связь стихов и их исполнения с местным культурным кандидатом. Потоп экзистенциальных переживаний, закодированный в стихах, преломляется в этом еле-еле ощутимом колорите, звучит неповторимо, своеобразно. Состояние быта звучит по другому. Общее впечатление: по соседству с мраком». Без надрыва на публику, эмоция догоняется до слушателя благодаря особой, «сдержанной», экспрессии пения и игры»
Портрет №5
Наконец-то в гостях у Дм .Воробьева сам Дм.Воробьев. Не было Насти /скрипачка «Мex.Aп»/ .Это огорчило лично меня. Влад/басист «Мех. Ап.»/ Это огорчило лично меня. Влад /басист «Мех. Ап.»/ пытался создавать массовость, но все же, это был вечер Воробьева. Дима резделил программу на три части: раритеты, английские песни и хиты. Слово поперек батьки вставлял Джим, но потом, по традиции, говорил в основном сам Дима.
Некоторые песни предварялись длинными историями, некоторые — шли даже без названия. В первой части /раритеты/ Дима долго вспоминал музыку и слова, вторая /английские песни/ была с построчными комментариями-переводами, третья/хиты/ вместе с Владом — резво и весело.
Почему я так долго тяну с описанием самого действия? Потому что, описывать воробьевские песни-откровения, особенно из первой части, бесполезно как рисовать шарик на плоскости — больше окружности-круга ничего не выйдет…
Это был вечер просмотра, а не прослушивания. Фильм-трагикомедия «Как я стал Воробьевы?», был похож на библиографический словарь от первого лица. Вырванные цитаты, высеченных на спинах цифры дат, утерянные люди, сломанные стулья в партере, перед сценой жизни. Если кто не знал Диму с детства, то это было автоевангелие.
Но для этого надо было смотреть песни, слушать образы, вчитываться в предысторий. И тогда, нельзя было оторваться от этой странной пьесы. Второе и третье отделение были классическими и немного вывели народ из транса проникновения, но, когда расходились все вернулось. Было как у Маркеса: жизненно, печально и немного весело.
Это был просто Воробьев…
Это была просто Жизнь…
Портрет №6
Майк Васильевич, лидер могилевской группы «Игры патриотов».
С первых гитарных аккордов, Майк задавил публику мощной энергетикой игры и голоса. Яростная, на предельном накале игра. Такое впечатление, что струны вот-вот лопнут, а голос сорвется. Но ни того, ни другого не происходило… Вброс энергии через акустику, как бы через чур мощный;- Майк еле успевает поймать звук: в какую-то форму, но успевает!? Кажется, вот игра собьется, сломается на очередном крутом повороте, слова и нота развалятся сами по себе, музыка сама по себе, прыгая и спотыкаясь — но опять,- этого не происходит. Песня несется своим ходом во весь опор. Хочешь-нехочешъ, — она уже утащила тебя, поволокла, понесла… ах, тройка, птица-тройка! …одно существенное замечание, которое, впрочем небесспорно: Майка лучше слушать малыми дозами. Определенными порциями. Есть угроза выдохнуться и потерять чистоту восприятия, еще до середины программы.
Портрет №7
«Великое Кня». Это выступление было одно из самых раритетных, поскольку группа «Великое Кня» обладает очень длиной историей. Играют они весьма и весьма давно, помнится участвовали в старых добрых концертах /еще до путча/, когда Маэстро играл в гр. «Сны Господина К». До сих пор они никуда не выбились и перешли, можно сказать, в ранг группы мифической, что очень подходит их музыке, которая отличается необычным и по странному красивым мелодизмом. Добрая половина текстов пронизана темой религии. Понятие Рога и отношение к нему выражается искренне и, пожалуй, даже немного интимно. Зрителям было довольно трудно слушать эту группу, поскольку песни рассчитаны, все же на весьма взрослую аудиторию/»тем кому под 30, и многие откровенно не врубились в религиозную и философскую, умудренную житейским опытом, поэтику «В.Кня». Другая часть песен томе не подучила долгого внимания, т.к. пелось в них о простых житейских радостях, фактически о битовой стороне жизни, ну а это сейчас не в моде, сейчас, мягко говоря, «каждый хочет погрустить о всяком непонятном'», о «трансцедентальном» вобщем. А зря. Единственный явный минус у «В.Кня» — это недостаточно сильный вокал которому иногда не хватает выразительности. Но, все равно, наличие такой группы радует, хотя бы тем, что кто-то находит в себе силы, играть так просто, что получается очень сложно…
Портрет №8
Андрей Мазепа. Идеолог и душа могилевской группы «Фэт Джой». Что такое Мажара?
Мажара — это шоу… это шоу, это что-то!
Людей, способных порождать смех из ничего и в больших количествах, не так уж и много. Макара из их числа. Пауз, как таковых, нет. Концерт в режиме диалога. Почти час живого смеха с живым звуком. Мало кто ожидал — но, Портрет вышел — а сложно сказать, чего больше — в песенном или паз говорном жанре. Стиль Андрея, пожалуй, можно определить, как «солнечный”. Через пение и через самоходный треп, пробивающий на непроизвольное внимание, идет подпитка солнечной энергетикой. Трудно говорить и писать о песнях самих по себе. Песни Мажары = песни Мажары + сам Мажара Настоятельная рекомендация: слушать оригинал, с которого писался этот «портрет» вживую на дистанции связи голосом, в аудитории позволяющей личное общение исполнителя с каждым.
Акция А.Мажара — наиболее вопиющее свидетельство преимущества домашников перед прочими, более широкомасштабными акциями. С чем а приходиться поздравить всех участников.
И еще, участники «Портретов» вполне могли бы доставить акустический кайф аудитории и более многочисленной чем человек сорок /максимальная вместимость штаб-квартиры. «Даж», но… короче, сами понимаете.
Портрет №9
Шура Симкин /»Лаус Део» /Могилев/, один из немногих участников «ПОРТРЕТОВ» представлявший не минскую андеграундную культуру. Но, слава Богу минский зритель его любит и приемы «Лаус Део» в Минске всегда проходят в теплой обстановке. Особенной теплотой отличались те выступления, которые проходили. в квартирном варианте. Этот концерт не был исключением, Шура был немного уставшим, поскольку приехал только к самому началу, и было заметно, что он еще не совсем отошел от дороги. Правда, это ничего не испортило, даме наоборот. От Шуры, на мой взгляд, всегда веет духом дороги, трассы, какого-то затянувшегося странствия, непройденного, пока еще, пути. Это подсознательно очень сильно ощущается в его творчестве. Все его композиции обладают сильным и очень плотным единством, как стилистическим, так и духовным. После концерта, никто не миг сказать, какая песня понравилась больше или не понравилась. Почти физически ощущалась цельность, даме монолитность выступления. Шура не обладал раскованной Мажариной манерой общения с публикой, неистовством Майка, артистизмом Пукета, тонкой эстетикой Джима, тем не менее погашает своей внешне спокойной манерой подачи, повышает и сразу покупает зрителя.
Весь концерт нельзя было отделаться от давления плотной энергии, говоря метафорически — «энергии камня». Прозвучало мной новых песен, ставка на хиты вовсе и не делалась, и хоть это было отчасти рискованно, но как говорится… тот не пьет шампанского. Вообще, концерт получился несколько странным. Публика не просто получила удовольствие от музыки, чувствовалось что каждый задумался, монет даже попристальнее вгляделся в себя. Поэтому можно ответить, что Шурин творческий вечер удался, и Шура свое шампанское пьет, и дай Бог будет пить еще долго-долго. _
Портрет #10
Би Винг /»БиБиЭФа» /Минск/, Далее краткая стенограмма этого вечера, и не только…