виникла в 1992 роцi в одному з студентсышх гуртожииов мicтa Piвнoгo. З того часу, як i все живе у Всесвiтi, склад гурту змiнювався декилька paзiв. Наш гурт брав участь в багатьох украiнських i мiжнародних фестивалях, органiзовував i проводив мiжнародний форум альтернативноi музики «Протяг», був учасником численних шоу.
Отже, ми говоримо: “Наш гурт — це не просто музика, це передусiм наш cnociб життя. Взагалi наша гра е такою, як наше внутрiшне життя, а воно таке, як наше вiдчуггя навколишнього свiту, а вiдчуття нашi такi, як наше дихання. Дихати ми хочемо i3 свободою у виборi самовираження. I все це — рок-н-рол для всього, що вcix нас оточуе.
Haшi nicнi — дерева. Вони ростуть сьогоднi, та корiння iх в народному музичному минулому, iх гiгля — в духовному небесному майбутньому.
Ми пропонуемо всiм разом змiнити цей Свiт i спробувати вижити.”
Юс — гiтара, вокал
Джим — перкусiя
Андрiй — флейта, сопiлка
Варнава — барабани
Медведь — бас-гiтара
та вci iншi люди.
Оригинальная запись застольной беседа, состоявшейся после фестиваля «ПРОТЯГ-З», происходившего в Александрия, с лидером и вокалистом группы «ШАНТ МУЛЕН» Юсом Шнайдером.
г.Ровно, сентябрь 1997г.
Клайд — ну вот, третий «Протяг» завершился, на втором мы с Костей Концевым помнится, играли в 1995, а когда и как проходил «Протяг-1»?
Юс — Это было в 1994, меня выгнали из института, но т.к. моя репутация, на кафедре где я учился, была хорошая, все понимали, что выгнали меня ни за что. Поэтому ректор и остальные отнеслись ко мне очень благосклонно и дали нам место для репетиций в большой такой комнате, там мы поставили аппарат л играли вес лето, пока шли каникулы, а в конце лета решили провести сейшен с ровенскими командами. Андрей предложил назвать это все «протяг» /Укр.-сквозняк/, Первый Протяг» там и проходил, в общаге, в нашей комнате… Слушателей было около 40 человек, играли мы, «Афте 0л»,»НЗ» ? сборная команда из Ковеля. Несмотря на маленькие масштабы, это был довольно нашумевший в свое время сейшен…
К — В этом году в вашей группе — шесть лет, давай поговорим о таком явлении, как «ШAHT МУЛЕН» и с чего это все начиналось.
Ю — Все началось в 91г. Мы учились в Институте Культуры, я учился на режиссуре. Тогда только-только развалился Советский Союз, разные партии стремились к власти» короче полная неразбериха во всем и в искусства в том числе…? .
К — До этого времени ты жил в Ковеле?
Ю — Нет, в Ковеле я жил до 17 лет, потом уехал жил и учился в Инженерно-Строительном Институте в Бресте. Там же появились мои первые творческие пробы. Был такой самодеятельный клуб, назывался «Чердак».
К — Чем он занимался?
Ю — Это такой тусовочный вариант, барды собирались, театралы, разный народ. Встретиться, поговорить, поприкалываться… А потом, когда меня с ИСИ выгнали, я попал в театр, там же в Бресте, театр им.Ленинского Комсомола. Встретил интересных людей, как-то определился. Я не знал как, но уже знал, чем я буду заниматься… .
К — Какое влияние оказала армия?
Ю — Знаешь, по большому счету, никакого. Мне как-то все было по барабану. Служил в ракетных. Вот что мне понравилось так это то, что часть стояла в лесу. Служил в лесу, полностью оторванный от всех и всего. Было время подумать… Тем более в армии уже была какая-то информация о рок-музыке. Там служили ребята с Питера, с Москвы, которые в этом вращались и тоже, волею судьбы… или неволею судьбы, но попали в армию.
После армии пытался вернуться в Брест, у меня ничего не вышло. Потом поехал в Киев поступать в театральный институт, там тоже обломался… Большое влияние оказало на меня знакомство со Ступко, известным актером. Мы с ним снимались на «Мосфильме», в 6-ти серийном к/ф «Николай Вавилов», я там во второй серии играл офицера НКВД, на коне ездил…
И под влиянием театра, все-таки, и попал в Ровно на режиссуру. Вот с этого момента можно сказать и начинается становление «Шант Мулен».
Тогда никто не знал, во что это выльется. Сначала был я, Андрей… С Андреем мы в Ровно встретились. Знакомы мы были, где-то с класса 8-го, потом так вышло… не знаю, то ли судьба..? или звезды..? Его там тоже по жизни бросало как-то и мы встретились через несколько лет на приемной коммисии в Ровенский Институте Культуры в 1990г. Тогда мы хотели заняться, чем-то интересным; или музыкой, или театром…
Сначала нас было 5 человек: Игорь Немой, Проха, Саша Войтко/Лелих/, Андрей и я. Ходили, бренькали, три аккорда брали, я тогда уже писал что-то…
Серьезность к нам пришла после того, как меня с института выгнали» У меня был год свободный, нужно было что-то думать, и помню, летом*, мы приехали в Хмельницк, и за ту стипендию, за три месяца, что мы получили, мы купили себе первые барабаны, гитары… Андрей, кстати, как-то сразу влился в команду, он купил себе флейту, она ему очень понравилась, сам ее освоил.
К — А как попал в команду Дням? Раньше ты всегда говорил, что «ШАНТ МУЛЕН», это прежде всего тот человека: ты, Андрей и Джим» Такое вечное неизменное ядро.
Ю — Да, Джим, это очень такая мистическая личность в нашей группе. С Джимом довольно интересная встреча произошла. После того года, кетовый я прогулял, я снова восстановился в институт и попал на курс к другому преподавателю, и там учился Джим.
Мы с ним сошлись буквально сразу же. Однажды я пригласил его поехать в лес отдохнуть, что самое интересное, мы поехали туда вдвоем. Было потом много пересудов, обычно ездят отдыхать с подружками, а Юс и Джим — вдвоем поехали о одной палаткой…
Мы поехали, чтобы понять, что каждый из нас хочет в этой жизни. Мы проговорили возле костра, возле речки целую ночь, я спросил у Джима, что ты собираешься по жизни делать, он сразу же без колебаний ответил: хочу быть рядом с вами. Так Джим попал в команду. За ним долгое время была вся перкуссия. Потом его забрали в армию… Вот.
А тогда, тогда все шло так как должно идти. Начались первые репетиции, проходили в общаге в комнатах. Вообще, мы вели т« кую богемную жизнь. Никого постороннего в этот «иго, который мы создали, мы близко не подпускали. Хотя тусовались, знаешь, и общались-практически со всеми, с разными людьми… К нам приходили послушать, посидеть, потрещать о каких-то делах… Вообще, мы вели совершенно бесшабашную, очень веселую жизнь…
К — Ну, расклада эти мне довольно-таки хорошо знакомы… И все-таки,., все-таки однажды наступает, какое-то определение, как бы качественный переход, что-ли?
Когда пришло осознание, что вы — группа, что вы нечто цельное, двигающееся куда- то?
Ю — А определились мы как-то сразу. Никто к этому не готовился…
Но! Очень сильно повлияло на нас и как-бы явилось переломным моментом, знакомство с Олегом Юрьевичем Мельником. Это был преподаватель хореографии в нашел? институте’. Это может был единственный человек в г.Ровно, КОТОРЫЙ что-то пони- ал в искусстве, как таковом, он прекрасно знал литературу, прекрасно знал философию, прекрасно знал все гуманитарные, так оказать, дисциплины.
Он и дал нам название «ШАНТ МУЛЕН»…
Это переводится, как быль, или оказание на мельнице, где собираются люди, которые говорят нечто, которым есть что сказать… Мы репетировали, дек приходил к нам на репетиции, слушал, поправлял…
Осенью 1991 года дед умер… И так получилось, что первый концерт «ШАНТ МУЛЕН», уже «ШАНТ МУЛЕН», сыграл на 9 дней деда…
К — Почему так получилось?
Ю — Мы-специально это сделали… Когда дед умер, в институте устроили поминки и вся эта помпезность», которая там происходила, очень разозлила нас, потому что деда постоянно, всю жизнь, в этом Ровно… если я скажу, что доябывали — этим будет практически ничего не сказано… Когда это все произошло, я для себя решил, что мне больше заниматься нечем. До сих пор, когда мне очень хреново, я вспоминаю деда.
Концерт мы сделали в небольшом зале, туда пришло человек 30, только те, кто лично знали деда, кого он учил, его студенты. Бее было нормально, на таком, не побоюсь этого слова, богемном уровне,., больше ста свечей горело… мы играли весь вечер… Тогда-то, и началось «ШАНТ МУЛЕН»…
К — У вас было потом за шесть лет огромное количество концертов. Какие тебе запомнились больше всего?
Ю — Конечно же, первый концерт, его забыть невозможно. Потом первое выступление на международном студенческом фестивале «Я и Гитара», где мы познакомились с Могилевскими музыкантами. Очень клево ПРОХОДИЛО турне по Польше, сольный концерт в Варшаве. Концерт в Луцке запомнился — мы не ожидал?, такою приема от публики. Наши поездки в Могилев все очень тяговые вышли. Концерт с такой известной украинской группой, как «ПЛАЧ ЕРЕМИИ».
Да много их было, уже многие и не упомнишь, но вот эти, самые такие, памятные.
К — Как ты объяснишь частые смены состава?
Ю — «ШАНТ МУЛЕН» начинался с людьми, которые имели отдаленное понятие о музыкальных Формах и т.д. Ко эти люди были сильны идеей что-то делать. И вся концепция «Ш.М.»ставилась, как поиск единомышленников, а потом уже смотрелось, умеет играть, не умеет, т.е. шел такой, некий отбор. Й теперь по истечения 6-ти лет, начиная с дилетантов в музыке, последний состав — это профессионалы, которые понимают, что они играют и понимают для чего они играют. Это разные люди, взрослые люди, гитаристу моему — 35 лет, они переиграли в самых разных командах, и вот сейчас, можно сказать, нашли себя в «ШАНТ МУЛЕН».
К — Благодаря Косте Концевому возникла связь, Могилев-Ровно, связь в старых добрых рокен-ролльных традициях, которую мы поддерживаем вот уже три года. Расскажи, как вы познакомились с Костей?
Ю — У нас в институте культуры, каждый год проводится международный студенческий фестиваль «Я а Гитара». Кроме бардов, так играют и различные акустические коллективы. Вот в 1993 году мы там играли, там же играл и «ОРКЕСТР МЕЛАНХОЛИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ» из Могилева. На следующий день я шел по городу, проходил возле Центрального Гастронома, оттуда вышел Костя Концевой, Я подошел, говорю «ты дуда идешь, дружище?», он говорит «никуда», я говорю «мы вас вчера слышали, «мы вас тоже»… Поменялись адресами. В тот день мы больше и не общались. Обычное взятие адресов, на всякий случай. Потом, через некоторое время, мы созвонились, побеседовали, поняли что мы-птицы одного полета к нужно что-то делать. Костя пригласил нас в Могилев, мы приезжали в бард-клуб «НОВЫЙ ГОРОД», играли там. Приезжали первым, самым первым составом: я, Фигура, Егов и Андрей. Это было первое знакомство с Могилевом»
…И это знакомство вылилось в добрый десяток взаимных приглашений, концертов, фестивалей о которых потом вспоминаешь с приятственной радостью под легкий ветерок хрусти. Как все было светло и празднично, такое, быть может, вовсе и не повториться…
Однако, отбросим излишнюю ностальгируемость, мы возвращались домой, шагая по рельсам, и я думал, что рок/н/ролл, наверное должен быть вот именно таким: легким, честным, добрым, слегка пьяным от пива, слегка уставшим от дороги, с порванной первой струной, но зато во всю звенящей третьей, с последним аккордом в голове и печальным девичьим шепотом — «до встречи…»
Спасибо «ШАНТ МУДЕН», спасибо Юсу и Саше Заревскому, спасибо и тем с кем мы не успели познакомиться, спасибо вам за этот ПРАЗДНИК…
Клайд Эрман
сентябръ’97
Украина