ПРОТЯГ IV

В путь!
Погожим летним вечером 6 августа 1998 года в славном провинциальном городе Могилева на железнодорожном вокзале собрались пятеро молодых людей: Клайд, Крот, Белка, Лора (не Палмер!) и собственно автор этих строк. Путь предстоял неблизкий, посему мы неспешно перебазировались в поезд и откушамши не скажу чего, погрузились в неровной дорожный сон вперемежку со сладким предвкушением Грядущего.
А впереди нас ждал светлый и радостный рок-праздник, вот уж в четвертый раз приходящий на богатую культурными традициями украинскую землю, а точнее – в небольшое местечко Ровно, по-хохляцки – Рiвне.
Мы (для тех кто не понял сразу – могилевское творческое объединение «В Тихом Омуте…») принимали участие в фестивале третий год подряд и на этот раз выставляли две группы : «Zнамя Юности» из Гомеля и столичных «Механических апельсинов». Назревает вопрос: «А где же могилевские группы?» Ну как вам сказать.. Вот именно…

Наш поезд едет на юг
Местом рандеву был выбран небольшой городок Лунинец (причем, как я понял, ударение можно ставить на первом и на последнем слоге), где и встретились три группы путником: могилевская, гомельская и минская. Уютно пристроившись на запасных путях между пустыми вагонами и зданием со старинным названием Дерескобделка , мы весьма горячо начали отмечать долгожданную встречу.
В пути на Украину нас поджидала маленькая неприятность, грозившая перерасти в проблему – у лидера «ZЮ» Монзано и его гитариста Пингвина не оказалось в паспортах штампика о белорусском гражданстве. За это их дважды пытались ссадить с поезда украинские блюстители порядка ,но оба раза удалось договориться без особых проблем.
Наконец осознав близость к завершению нашего путешествия, все беззаботно развалились на скамейках и проспавли до самого Ровно

Организация
В Ровно нас ждали автобус, приветливые лица и теплые рукопожатия. Полчаса пути — и мы выгружаемся в лагере с посткоммунистическнм названием СОК «Берiзка». Широко улыбаясь, приближается исполненный ответстеенности за своё мероприятие Юс Шнайдер — лидер рок-формации «Chant Moulin”. Под его руководством все Расс^ домикам,после чего собираются на вкусный горячииужин (для нас,конечно,халявный) в местную столовую. Полчаса на переваривание пищи пролетают совершенно незаметно* потихонечку центральным объектом фестиваля становится сцена под открытым небом с небольшим козырьком, закрывающим ее сверху едва наполовину. Вокруг уверенно занимают «точки» 4 (четыре!) камеры телеканала «Рiвне-1» и передвижная студия звукозаписи/ видеомонтажа (не удивительно, что звук был выстроен просто чудесной В глубине сцены уверенно располагаются рекламные Щиты спонсоров, а несколько сбоку, как бы не при деле, бесшабашно повисает наше ярко-желтое полотнище с круглым треугольником Тихого Омута.
Ну, понеслась!

Тенденции
Испугались? Ну ладно не буду больше ругаться матами и скажу по-простому. Как ни странно, на этом фестивале «акустической и экспериментальной альтернативной музыки» ни акустики, ни экспериментальности не было (кроме выступления кришнаитов, о чем скажу позже). Более ирнр, совершенно банальные трио бас+гитара+барабаны представляли традиционный рок-н-ролл, крепко стоявший на фундаменте, выстроенном в 50-60-е годы. Таким образом, движение от казарменного социализма с его свободолюбивыми текстами и минорной «блатной» гармонией (вспомним Высоцкого, Башлачева, Чернецкого..) к дикому капитализму просто очевидно. Подтверждение к тому – самая тяжелая и «думательная» программа, представленная рок-командами из белорусского «социалистического заповедника».
Про остальных скажу, что они вполне готовы в пабах выступать, да только славянский мужик, избалованный хозяйственной славянской бабой, в паб ужинать не пойдет – хлопнет стаканец после работы да и вернется под крыло к своей благоверной… Вот и приходится несчастным рокерам выступать лишь на фестивалях да (не повернете!) на дискотеках. Впрочем, рок-н-ролл рождался как «музыка для ног». М-да.

«От винта!» (г.Ровно)
Команда с таким громким названием имела честь открывать меропритятие. Стиль игры – рокабилли; состав – электрогитара/вокал+барабаны+контрабас; репертуар – классические рок-н-ролльные стандарты на английском+свои быстрые и медленные композиции на украинском; реакция публики – умеренно-приветливая: группу знают и уважают. Иногда даже любят.
Вокалист внешности шестидесятых годов легко и просто заигрывал с публикой, бас летал над сценой, барабаны выводили зажигательный, немного неровный ритм, отчего танцевать было слегка неудобно; но вскоре была открыта бочка шарового пива и такие мелочи больше никого не смущали. Кстати, публика разделилась сразу на три отчетливо различимых фракции: байкеров, тусовавшихся на своих мотоциклах и возле них прямо у сцены; танцующих подростков, открывавшихся рядом и собственно слушателей, стоявших и сидевших чуть поодаль.
Надо отметить, что плотности звука слегка не хватало (даже для рокабилли), особенно когда гитарист взял в руки губную гармошку и начал выводить совершенно роскошный блюз.
В целом же ребята отработали с душой и задачу свою выполнили; благодаря им и стремительно распившемуся пиву публика потихоньку разогревалась.
Фраза из зала: «Контрабаса не слышно!»

«Сознание Кришны» (г.Ровно)
Мое первое потрясение на фестивале.
Ну сколько можно петь одну in ту же песню про «харе Кришна», которую уже давно
любая недоросль наизусть знает и которую уже даже пародировать надоело? Оказывается — можно!
Под мерное звучание индийских народных инструментов и высокий характерный вокал с поддержкой хора мужских и женских голосов (а на сиену вышло порядка десяти человек) руки сами собой начали подниматься вверх, изображая не то волны, не то деревья атмосфера праздника пропиталась духом всеобщей любви и просветления. «Мы страдаем в этом мире, но каждый из нас может найти утешение». И сотни губ если не пело то бормотали «Харе Рама!“ г После исполнения четырех (!!!) песен, двух с общеизвестным, текстом и еще двух с малоизвестным; но, оказывается, тоже традиционным, счастливая процессия с чувством выполненного долга удалилаеь со сцены.
Фраза из зала: «Ё моё!

«Chant moulin» (г.Ровно)
Хозяев фестиваля ждали с особым нетерпением. Это и мнил ни — Юса любят все, и эта взаимна.
Полной неожиданностью для меня был состав группы все те же бас + барабаны + соло-гитара да Юс то с гитарой, то с губной гармошкой, а чаще всего просто с микрофоном в руках.
Да. Увы. Свой чарующий фолкояый звук группа променяла на классический
рок-н-ролл. Но какой! Мощный драив, грамотно построеные и прекрасно исполненные партии, убедительный русскоязычный вокал с легкой хрипотой. На ум приходит одно только слово -«профессионалы».
В конце выступления — долгожданная «Сiня папороть», ставшая неофициальным гимном «Протягов». Подпевали все. Казалось, даже ажиотажу пивной бочки утих под действие магнетических звуков. Второй куплет был спет/сыгран столь мощно, что напоминал «Мы ждем перемен” Цоя. Концовка песни, еще год назад вселявшая надежду, Теперь навевала ощущение холодной безысходности.
Фраза из зала: «Стандартный кабацкий рок-н-ролл!»

«Brem Stocker» (Г.Ровно)
Перед выходом этой группы (трети! подряд бит-квартет без ритм гитары: группа играет сайкобилли) ведущий воскликнул: «Вы ещё сидите? Сейчас вы встанете !» И был полностью прав. С первых же аккордов бешеный драйв заполонил собой всё и вся. Публика вскочила и дико запрыгала, визжа от удовольствия. Даже Дядька Клайд; сосредоточенно готовивший белорусские группы к выходу расплылся в улыбке и начал двигаться в ритме музыки.
Однако мой разум был явно не в ладах с радующимся телом: вокал то очень средний, когда пел гитарист, то вообще никакой, когда это делал басист; те же англоязычные «стандарты» да украинские рок-н-роллы; хамские выкрики в зал. Правда, весьма высок класс игры…
Фраза из зала: «Три человека, а как круто!»

«Побег с выжженной земии» (г.Ровно)
Солист сразу предупредил, что группа вышла на сцену после шестилетнего запоя. Ну и пил бы себе дальше! Кто вас на сцену тянул? Аж микрофон засвистел.
Надуманные тексты а-ля Никольскйй («Жене музыканта») Науменко («Дрянь») под бодрые гитарные переборы и хорошие клавиши, которые картину не спасали. Допев до середины одну из песен, вокалист воскликнул: «Б..! Где гитара?» и начал песню сначала. Потом стал уговаривать публику послушать, напрячь мозги, подумать. Публика разбрелась и активно атаковала бочку с пивом.
Возможно, это самое неудачное выступление группы, вообще-то музыканты производят впечатление взрослых серьезных людей.
Фраза из зала: «Пошли отсюда?…»

«Дикая трава» (г.Кузнецовск)
Вернулся к жизни мнкроф снова стали собираться у сцены зрители, а когда весело вступи гармошка, началось просто-таки народное гулянье.
На душе стало светло и радостно, снова захотелось жить. Мне даже показалось, что музыканты пытаются воздействовать на публику не только музыкой, но и текстом, однако слов я не запомнил. Все равно, по-моему, было просто здорово и очень к месту.
Фраза из зала: «Пародия на «Калинов Мост»!

» Zнамя юности» (г.Гомель)
После короткой прамовы Дядьки Клайда о чудесной организация фестиваля на сцену вышли гомельчане и неудачно сострили (или оня серьёзно?), что они президентская команда, а те, «кто считает на* фашистами, не хотят, чтобы белорусы лучше жили” Не думаю, что кто» то на это хоть как-то отреагировал, но нафига заигрывать с политикой?
Неожиданно началось длинное и убойно техничое соло на барабана* Которое ввело пубику в полный транс.
Дальше «ZIO» работали медленно, сочно, тяжело, раскатист^ Несмотря на обычный для феста состав (гитара + бас + барабаны), групп!, смотрелась и слушалась. Соло гитара очень четкая и грамотная, барабань! — выше всех похвал, линия баса столь затейлива, что компенсируе|’ недостаток еще одной гитары, вокал разделен на два голоса и наполнем чувством и энергетикой. Публика поделилась на тех, кто слушал, и тел кто хотел танцевать. Вторые то уходили погулять/принять/отлить, го] осознав, что придётся дослушать эту программу до конца, начинала парами Танец Пожираемых Бандерлогов.
Отпахав программу,по просьбе Дядьки Клайда солист «ZIQ» Монзан<| ставший уже Личностью Фестиваля, спел свой беспроигрышный хиЯ "Неприёмный день", а подпевали ему солист "Механических Апельсинов» Цима Воробей и вездесущий Митя Крот. Фраза из зала: "Белорусы - это сила, это толк, это волна!" " Механические апельсины " (г.Минск) Эта весьма разноплановая группа решила представить грустную (я бы даже сказа! грузную") программу. Начав выступление с очередного признания в любви к президенту (мне этого не понять), группа показала, как звучит полноценный бит-квартет: ритм+соло+ бас + барабаны. Вполне академичный постпанк, ну, может быть, соло бы чуть поярче. Под занавес программы Дима бросил гитару и начал бесноваться на сцене: прыгал падал, махал микрофонной стойкой. И тут пошел дождь... Итоговая картина выступления "МехАп": стена дождя, байкеры на мотоциклах у с пег;и публика под деревьями вокруг, соло-гитарист и басист в глубине сцены под козырьком да прибитый дождем к полу стонущий вокалист. Медленный психодел, нирвана, транс... Фразы из зала не было. Be sides (г .Ровна) Полный бит-квартет. Дело здесь не только в составе. Большие лолуакустические гитары, яркие пиджачки, звенящий парный вокал. Одним словом - это просто ранние "Beaties"! Завелись с полуоборота, почти не строились, просто вышли на сцену и - вперед. Публика весело ринулась к танцевальным местам и лихо запрыгала. Ощущение праздника, начала большого пути. Кто знает, к чему приведет этот путь великолепную четверку из Ровно - направление-то можно выбрать любое, а вот отправная точка явно многообещающая. Фраза из зала: зачем слушать «Be’sides», если есть "Beatles”? Послесловие Вот так и кончилась их гулянка! Нам выдали бумагу на бесплатный проезд до Белорусской границы и посадили в дизель-поезд, и очень скоро пришлось расстаться сначала с минчанами, потом с гомельчанами. А четвертый "Протяг" останется теперь только в воспоминаниях соучастников да в редких публикациях непопулярных изданий. Такова злая, но по-своему прекрасная судьбина альтернативных фестивалей. Это вам не "Славянский базар"! По устоявшейся традиции хочется напоследок немного пожелать. Устроителям фестиваля желаю, естесственно, не сбавлять оборотов и провести ещё с большим размахом пятый "ПроУяг" Организаторам фестивалей в Могилеве - брать пример и не бояться всебелорусского, международного и далее масштабов. Прецеденты есть: "Диалог'88" и "Диалог'89", ставшие праздником свободного музыкального волеизъявления для нескольких поколений рокеров. Могилевским группам желаю побольше мобильности, организованности и просто путёвости, потому как они хотя и "хорошие"(©Ю.Романов), но вытянуть хоть кого на приличное мероприятие никакие представляется возможным. Вот, наверное, и всё, что хотел сказать. Спасибо, чудесный Ровно! До лучших времён, Могилёв! Анджей Полянский


Обсуждение