Спортивный парень, или Не надо нас подлечивать

Александр Старцев
Александр Старцев

Когда два года назад ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК дебютировал на четвертом ленинградском, мало кто мог предположить, что сегодня группа эта станет одной из самых популярных в рок-клубе. И уж совсем немногие поверили бы в то, что на шестом фестивале рок-клуба панк станет чуть ли не основным направлением.

— Рики, в чем сущность панк-рока?

— Ха-ха-ха! Это, что новый вариант вопроса «В чем сущность дзенбуддизма?» В таком случае ответ ты знаешь!

— Ну, как ты сам это понимаешь?

— Как я сам понимаю! Интеллигенция очкастая! Сидит тут и спрашивает! Для начала — мы не играем 100-процентный панк, как ПИСТОЛЗ, ранний КЛЭШ. Мы стоим н платформе пост-панка, которая ни в чем нас не ограничивает. «Я люблю шокировать», например — твист, а также КЛЭШ на «Лондон Коллин» делают номера под джаз.

Панк-рок не совсем музыка, это концепция: Концепция, как стебалово. И я это вполне разделяю, ибо глупо, когда концепцию понимают как то, за что стоит рубиться.

Потом, я не думаю, что панк — это что-то такое уж новое. Традиция прошла — 30-летний путь развития. Если говорить о музыке — жесткий ритм, любая мелодия. И вместе с тем это нельзя назвать только музыкальным явлением. Хард, авангард — это музыка, панк — это болванка. А в социальном смысле — новое мировоззрение.

— «Интеллигенция» для тебя — слово ругательное?

— Ой-ой-ой! Вот только не надо, не надо нас подлечивать! Что, обиделся за свою прослоечку, да? У-уу, белогвардеец! Да, ладно, ладно, я сам не из рабочей семьи. Тут другое. «Интеллигентность» для нас — это в принципе — фальш. Все должно быть естественно! Поэтому мы не любим эзопов язык, всякие красивости. Естественно называть вещи своими именами. В этом отношении мне Майк гораздо ближе, чем БГ, хотя тоже представитель бардовского направления.

— Бардовского?

— Конечно! Бардовское направление переехало в рок. Макаревич, БГ, Майк, Шевчук — все они могут петь и акустику и изначально в ней и мыслят. Все вещи их сделаны от первого лица на акустической гитаре. Это потом группа уже может делать аранжировку.

— А ты мыслишь сразу в электричестве?

— Вот, например, новая песня — «Жизнь настоящих ковбоев» — я придумал текст и бас. Кроме баса, я там ничего не знаю. Есть такое забытое слово ансамбль. Вот я принесу вещь, за нее возьмутся все— и она зазвучит, может быть, по-другому. Сначала болванка текст, потом гармония. Вот представь себе — авиакатастрофа, тьфу, тьфу, тьфу, конечно; АКВАРИУМ разбился — БГ уцелел. Ну и что? Наберет себе новый АКВАРИУМ.

— Ну, не знаю, не знаю…

— Да я тебе точно говорю! А если бы разбился ОБЪЕКТ, а я остался, я остался бы ни с чем.

— А остальные «Объекты» тоже так считают?

— Ну, не знаю. У Дюши вот есть сольный проект — НЕВЕСТА, с Дубовым из НАТЕ и их же барабанщиком. Пока вокалиста не могут найти. Посмотрим, что получится.

— Как ты относишься к вашим двум альбомам?

— О, в кайф. В кайф! — Мы тут послушали наш первый альбом, его все ругали, кому не лень, и ты в том числе. А я послушал — столько там идей музыкальных! Ведь там планировалась клавишно-компьютерная музыка, Дюшины вещи там отличные — «Мой ангел», «Я — один». У Дюши вообще более мягкий гитарный бит. На «Анаконде» тоже его гитарный ход — все по гамме, по науке, как положено.

— Почему «Гласность» так плохо записана?

— Там мы специально завалили назад голос хотели сделать по-фирме, чтобы голос «плавал» в музыке. Не так, как у большинства — впереди голос, а все сопровождение сзади. В этом тоже, кстати, наше наприятие бардовской традиции. Чуть перегнули палку с утоплением голоса.

— Что тебе близко из Ленинградского рока?

— Как ни странно, мне очень нравится ЛУНА и ДЖУНГЛИ. Они мне гораздо ближе, чем разрисованные попугаи из АУКЦИОНА, хотя Гаркуша — классный шоумен. В ленинградском роке сейчас самый настоящий застой, если не считать НОЛЯ и нас. АЛИСУ и ДДТ, при всем моем уважении к ним, я не могу причислить к вполне ленинградским группам. Очень верю в Цоя.

Нравятся ИГРЫ. Они классно работают, а про их шоу времен СТРАННЫХ, Гриня мне говорил, что оно им еще лет пять назад надоело. АВИА мне нравились втроем — это была сумма индивидуальностей. То, что сейчас, — больше похоже на работу. ТЕЛЕВИЗОР — мне нравится, как они работают, но их музыка и эстетика мне чужда. И потом — я не вижу перспективы развития — очень узкая направленность и очень холодная подача.

— Как ваша гастрольная деятельность?

— Довольно весело. В Пскове сильно поразили тамошних анархистов. Я им стал про Бердяева рассказывать. Был такой российский философ, и телега у него была такая: или ты господин, или раб. И свобода может быть только одна — свобода творчества. Они там отпали: «Ну, если у нас в Ленинграде панки Бердяева читают…». А между тем — совершенно дельные вещи. Я считаю, что культура — она или есть, или ее нет. Среднего не бывает.

— Вас узнают по альбомам?

— Был такой случай… Подходит такой соловей и говорит — спойте «Детективоманию». Он ее, наверное, в «Утренней почте» видел. Понимаешь, наша субкультура все равно очень ограничена. Вот ты сидишь, кропаешь свой «Рокси», а прочтут его человек 300—500 по всей стране, и то в лучшем случае. Старая телега — «все как бы есть, и в то же время — как бы нет». Вот все говорят об АКВАРИУМЕ — как будто знают, что это такое.

— Что вы собираетесь делать дальше?

— Снимать кожу, заклепки, которые становятся элементами попса и безмозглого подхода к делу. Будем писать альбом — немного другая музыка и другая тематика. Рабочее название — «Возвращение в андеграунд».

— То есть перестроечная тематика закончена?

— Как этап альбома — да, а в принципе… Я, например, за перестройку. С какой стати мне быть против? Протест ради протеста мне всегда был полусмешон, полуотвратителен. Я не понимаю, почему мы должны быть в оппозиции всегда!

— Как ты относишься к данной ситуации с роком?

— Я считаю, что нынешний отказ — последний укус умирающего зверя. Если будут тихарить такое масштабное явление, как рок, — то с гласностью надо кончать. Ведь есть такое мнение: вот Брежнев мужик был улетный — жилось-то нам как хорошо, тихо, спокойно… У меня на стене портрет его висит — маленький такой, весь в орденах… Я тут на него посмотрел и вспомнил: были в Симферополе. Там на наш концерт Тетка одна пришла — взрослая уже, лет 40, наверное. Но во все врубилась, на раз. Вот посмотрела она на меня и говорит: «Спортивный парень…» Потом помолчала и добавила: «Ему бы пулемет в руки!».

Александр Старцев


Обсуждение