Новости СССР

Ретроспектива мнений по поводу «ROCK SUMMER» — одна из потенциальных ближайших тем ЗЗЗ, а пока лишь небольшая справка для непосвященных. Международный рок-фестиваль, проходивший в Таллинне с 26 по 28 августа 1988 года. Организаторы: Таллиннский клуб «MUUSIK» и финская частная радиокомпания «Радио 1». Концерты проходили на Певческом поле при среднем количестве зрителей более 100 000 на каждом концерте. В числе выступавших участников: Leather Nun и Sky High (Швеция), Big Country, Public Image Ltd (группа Джонни Лайдона, известного в рок-мире под именем Джонни Роттена — экс-лидера Sex Pistols), Steve Hackett (экс-Genesis) (все — Великобритания) — лучшие рок-группы Эстонии и Финляндии, отдельные представители Италии и Чехославакии. От имени Москвы выступали ДИНАМИК и ДИАЛОГ.

***

Очередной фестиваль свердловского рок-клуба (14-16 октября 1988 года) обращает на себя внимание тем, что является попыткой совместить прибалтийский подход к организации фестивальных программ (в частности опыт ROCK SUMMER) с безалаберностью российской рок-жизни. Опыт любопытный и, в целом, можно сказать, удачный…

***

Конференция рок-клубов в Свердловске год назад (октябрь 1987) объявила третье воскресенье октября «Днем работников рок-н-ролла». Те, кому удалось, отметили свой профессиональный праздник и в этом году.

***

В мае 1988 года по инициативе организаторов завершилась 10-летняя традиция Тартуских музыкальных дней. Есть планы на возрождение, но уже другой «командой» и после определенной временной паузы. Содержательная эволюция этого любопытного мероприятия вполне может представлять определенный интерес для всех, кто связан с организацией рок— и прочих фестивалей в СССР.

***

Кооперативные пластинки «Синтеза» ждут своих покупателей. Новый альбом МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и заново записанная «Разлука» НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА в числе первых начинаний частного предпринимательства в сфере грамзаписи. Пока еще на паях с «Мелодией»…

***

Упорное нежелание московских средств массовой информации откликаться на «Рок-суммер» (к ноябрю, т.е. спустя два месяца после фестиваля, во всесоюзных изданиях появилась лишь статья в «Новом времени») наводит на некоторые размышления касательно понимания москвичами масштабов московских и немосковских событий.

***

В ноябре в Ленинграде проходили концерты группы Eurythmics вместе с Борисом Гребенщиковым. Видимо, Гребенщиков должен был заменить отсутствующую Анни Ленокс, которая не выступает, а занимается совершенно неприемлемым для рок-звезды делом — ждет ребенка.

***

Финский режиссер Tahvo Hirvonen снял 30-минутный фильм: концерт группы Sielun Veljet в Москве (октябрь 1987 года). Таким образом, интерес к «московской» тематике в разных интерпретациях у финнов достаточно стабильный.

***

Некоторые подробности о сделанном в Финляндии документальном фильме по поводу советской рок-музыки.* Вот как характеризуется этот фильм «Серп и гитара» в рекламных проспектах, выпускаемых в Финляндии:

Полная картина советской рок-сцены. Каждодневная борьба между занимающимися своим делом и продающимися за деньги; слава и приказы. Самый большой рок-фестиваль в истории СССР. Восход НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА из неизвестности к массовой популярности и назад в Сибирь (! — ред.) Силы перестройки. Противодействие бюрократии. Гласность. Документы.

«Я думаю, рок-н-ролл не имеет больше реального значения на Западе… в это трудно поверить — 10 лет назад они имели «Sex Pistols» в топ-10, а сегодня «Pet SHOP BOYS», Рик Эшли и им подобные. Это нисколько не лучше, чем советский попс, только лучше спродюссировано. (Артемий Троицкий, писатель) «У меня нет идей и, честно говоря, я не хочу думать об этом». (Слава Бутусов, НП). Фильм не лишен того, что называется «клюквой» — т.е. спекуляциий на тему советской милиции, солдат на улицах, запрещений и подпольных концертов. Кроме того, чувствуется явная симпатия режиссера фильма (Марьяны Мюккянен) к лидеру НАУТИЛУСА Вячеславу Бутусову. Есть в фильме некоторые неточности и передержки, но как бы то ни было в достаточно большом списке киноработ о советском роке, сделанных за рубежом, есть вклад и наших северных соседей.

____________

* Производство: Viliealfa Fijmrpoductions (Финляндия, 1988). В фильме представлены группы: АЛЬЯНС, АКВАРИУМ, БРАВО, БРИГАДА С, КРУИЗ, НЮАНС, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ТЕЛЕВИЗОР, ВА БАНК и примкнувший к ним Юрайя Хип (оказавшийся во время съемок в Москве). Продолжительность фильма 107 минут.

***

Фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила концертную пластинку (запись с московской «Рок-панорамы-1987»), включавшую две группы:

1-ая сторона — НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (Свердловск)
2-ая сторона — БРИГАДА С (Москва).

Интерес в данном случае представляет не столько более чем посредственное качество самой записи и, соответственно, пластинки, сколько то, что пластинка вышла без согласования с музыкантами (т.е. компоновка, состав песен, даже само содружество двух разных коллективов на одной пластинке) — все делалось по произволу «Мелодии». При вопросе о гонораре музыкантам НАУТИЛУСА ответили, что «это не их ума дело». Ошибочное название некоторых песен представители фирмы объяснили отсутствием активности со стороны музыкантов, которые не побеспокоились вовремя проявить инициативу и проверить оформление конверта. Безвозмездно, разумеется… Тираж пластинки 80000. Да здравствует авторское право в СССР!

***

В Свердловске прошел местный рок-фестиваль, показавший, что рок-клуб в стенах которого созрел столь модный ныне в Советском Союзе НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, сохранил потенциал и, вполне возможно, предложит еще немало новых открытий. Пока в числе новых лидеров группы КАБИНЕТ, АГАТА КРИСТИ, НАСТЯ. Фестиваль проходил в октябре и с участием только групп свердловского рок-клуба.

Месяц спустя (с 18 по 20 ноября) в том же Свердловске проходила научно-практическая конференция, посвященная советской рок-музыке. Дебаты по этому поводу с интересом наблюдал гость из Чехославакии редактор журнала «Melodie» Jan Dobias. С советской стороны редакторов не было. Зато присутствовали многочисленные представители рок-клубов. В рамках конференции состоялся еще один исторический акт: впервые в Свердловске выступила группа из капстраны (до нынешнего лета Свердловск оставался закрытым для иностранцев городом). Этой первой рок-группой стала финская «Giddyups».

***

Продолжается выпуск серии пластинок «Архив популярной музыки», осуществляемой Андреем Гавриловым. (Сначала серия называлась «Рок-архив», но подобную политическую и идеологическую ошибку фирма «Мелодия» быстро исправила). Выпускаются записи, на которые не распространяется положение об авторских правах, подписанное СССР в начале 70-х (т.е. то, за что не надо платить — отсюда и форма выпусков: не альбомы, а сборные подборки в неавторских конвертах). Странная приписка на обложке о выражении благодарности частным коллекционерам, предоставившим записи, означает использование дигитальных дисков, имеющихся в частном владении москвичей, в качестве исходного материала для пластинки. В серии вышли записи групп:

Doors
Creedence Clearwater Revival
Rolling Stones
Deep Puple
Leg Zeppeiin
and others

***

В начале сентября в Киеве прошел рок-фестиваль с участием таких именитых в нашем рок-мире групп как АВИА, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ЗВУКИ МУ, ЦЕНТР, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, НИКОЛАЙ КОПЕРНИК и другие. Проведение очередного масштабного мероприятия само по себе осенью 1988 года уже не является каким-либо выдающимся фактом, но в данном случае обращают на себя внимание некоторые частные особенности:

— рок-фестиваль проходил не где-нибудь, а в цитадели оппозиции — столице Украинской ССР;

— несмотря на официальное разрешение на проведение фестиваля, удар был слишком силен, и местные власти запретили публиковать любые отклики и рецензии на прошедшие концерты (не забудьте — осень 1988-го).

— за организацией фестиваля в туманной дали оргкомитета скрывалось не больше не меньше как футбольное киевское «Динамо» во главе с В.Лобановским. Они предоставили свой стадион для «рокового безобразия».

Разговор о киевском роке (ВВ, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР, РАББОТА ХО и другие) — особая тема, лишь косвенно связанная с событиями прошедшего рок-фестиваля.


Обсуждение